«Музыкальное путешествие» урок для подготовительного класса
Рыбкина Наталья Николаевна
Педагог дополнительного образования
КГКП Детская музыкальная школа им. М. Глинки, город Экибастуз
Цель урока: развитие музыкально-творческой деятельности в процессе знакомства с жанрами музыки.
Задачи:
– содействовать формированию представлений о жанрах музыки: песни, танца, марша и их характерных особенностях;
– обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с разными жанрами музыки;
– способствовать формированию умения слушать музыку и слышать в ней изобразительные моменты;
– способствовать выражению впечатлений от музыки в движениях;
– совершенствовать умение передавать в движении ярко выраженные средства музыкальной выразительности, точно воспроизводить ритм с помощью шумового оркестра ;
– развивать навыки сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности,
– развивать и обогащать музыкальный словарь по теме «Жанры в музыке» (названия маршей, характер мелодии).
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, игровые, наглядно-зрительные, наглядно-двигательные, слуховые, интерактивные.
Оборудование и материал: компьютер, интерактивная доска, фонограммы, видеоролики, презентация, инструменты детского шумового оркестра(деревянные кубики, палочки, маракасы)
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! (Слайд 1)Сегодня наш урок будет необычным – это будет музыкальное путешествие с музыкальными остановками. И так, поехали!!! ( На экране изображение паровозика. Слайд 2). Звучит свисток и звук едущего поезда, вместе с учителем дети имитируют движение поезда руками).
– А вот и наша первая остановка, и она называется «Марш». А кто знает, что такое МАРШ?
Дети: Это музыка, под которую шагают, маршируют
У: А кто может шагать под музыку марша?
Д: Солдаты, дети, спортсмены.
У: Послушайте марш и подумайте, кто может шагать под такой марш?
( Слайд 3 «Праздничный марш» муз Теличеевой)
Д: Шагают спортсмены или дети на празднике.
У. Послушайте другой марш, кто может шагать под этот марш?
( Слайд 4 «Старинный егерский марш»)
Д: Солдаты.
У: Но под марш могут шагать и игрушки и это игрушечный марш. Я сыграю «Марш деревянных солдатиков», который написал композитор П.И .Чайковский, послушайте и скажите, почему композитор назвал свой марш игрушечным?
(Слайд 5. слушание – на экране портрет композитора и картинка деревянных солдатиков)
Д. Марш легкий, четкий, как будто маленькие солдатики шагают.
У. Правильно ребята. Давайте сыграем этот марш шумовым оркестром, как- будто шагают деревянные солдатики.
(Раздаю детям деревянные палочки и кубики. Слайд 6. Играем под фонограмму пьесы)
У: Вам понравился оркестр? Молодцы ребята, но время знакомства с маршем закончилось и нам надо продолжать наше музыкальное путешествие.
(Слайд 7. Картинка на экране, звук едущего поезда)
У. Мы приехали на новую станцию. На этой остановке мы послушаем музыку, и вы сами догадаетесь, как называется наша остановка. Послушайте музыку и скажите, что можно под неё делать?
( Слайд 8. Слушают обработку казахского танца «Камажай»)
Д: Под эту музыку можно танцевать.
У: Как же называется наша остановка?
Д: Танец
У: Правильно. Давайте посмотрим танец «Детская полька», его дети танцуют парами.
(Слайд 9. Просмотр видеоролика)
У: Понравился вам танец-полька? Какой характер у танца польки?
Д: Веселый, подвижный.
У: Какие в нем движения?
Д: Быстрые прыжки, повороты.
У: Давайте вместе станцуем полечку.
(Слайд 10. Дети танцуют польку под фонограмму бел. нар. танца «Янка»(можно разделить детей на две подгруппы), исполняя простые движения польки по показу учителя)
У: Но танцы бывают не только быстрые подвижные, но и спокойные, хороводные, плавные. Мы посмотрим танец «Вальс» из балета «Золушка». Вы, наверное, знаете сказку «Золушка». Золушка приезжает на бал в королевский дворец. Артисты исполняют вальс в красивых костюмах на театральной сцене.
(Просмотр видео: Слайд 11. С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка». Во время просмотра предлагаю детям плавными движениями рук показать характер вальса.)
У: Какая музыка вальса?
Д: Плавная, красивая, нежная. (Слайд 12)
У: Закончилась наша встреча с музыкой на остановке «Танец». Какие танцы мы увидели, послушали?
Д: Польку,(Слайд 13), вальс(Слайд 14).
У: Продолжаем наше путешествие, наш поезд двигается дальше.
(Слайд 15. Заставка-поезд)
У: И вот наша последняя остановка, мы послушаем музыку и вы сами скажете её название! (Слайд 16. Звучит фонограмма песни «Улыбка» из м-ф «Крошка Енот»)
Д: Это остановка «Песня»!
У. Правильно ребята, песня – это музыка со словами. Давайте споем песенку про улыбку вместе. (Слайд 17. Звучит фонограмма+ песни «Улыбка», дети подпевают)
Подведение итогов:
У: Молодцы, вы хорошо подпевали песенку. Но наше путешествие подошло к концу. Какие музыкальные остановки вы запомнили?
Д: Марш, песня, танец.
У: Что такое марш.
Д: Музыка, под которую шагают, маршируют.
У: Что такое танец?
Д: Музыка, под которую танцуют.
У: Что такое песня?
Д: Музыка со словами, её поют.
У: На нашей последней остановке песня с танцем встретились, наше музыкальное путешествие мы закончим веселой песенкой-танцем, которая называется «Танцуйте сидя». (Слайд 18. Исполнение движений вместе с учителем под фонограмму + песни «Танцуйте сидя»).
У: Понравилась эта песня-танец?
Молодцы ребята, вы хорошо поработали. Спасибо за внимание. До свидания!