Программа «Игры народов мира»


Рогов Александр Васильевич,

учитель физической культуры,

КГУ «Ставропольская средняя школа»,

с.Ставрополка, района имени Габита Мусрепова,

Северо-Казахстанской области

Скачать материал

Пояснительная записка

В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть усовершенствованы либо заменены более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

Особое внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях в соответствии с современными требованиями и более активное использование потенциала спортивных игр.

Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач, где предусматривается большее, по сравнению со старыми программами, количество часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры, а также большее разнообразие игр.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

 

Применение подвижных игр различной направленности в процессе уроков и внеурочное время – это необходимое условие для эффективной, наиболее интересной, обеспечивающей высокую моторную плотность урока или мероприятия, организации учебно-воспитательного процесса.

Игра, сама по себе, включает в себя действия, направленные на совершенствование различных двигательных качеств, и рассматривается как упражнения общего физического воздействия. Игра развивает умственные способности, заставляет мыслить, развивать логику. Помогает формировать умения ориентироваться в окружающей среде, воспитывает гражданскую позицию, чувство коллективизма.

Применяя национальные игры, необходимо воспитывать в детях гражданственность и патриотизм. Мастерство проведения подвижных игр и игровых упражнений с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью физической культуры.
Народные, национальные казахские подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.

Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Рекомендую проводить такого рода мероприятия в рамках Декады Языков народов Казахстана, на празднования Наурыза, к 20-летию Независимости Республики Казахстан.

 

Классификация игр

 

  1. Казахские национальные игры.

Белая кость (Ак суек)

Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, резные палочки и т. д.) и напевает: Белая кость — знак счастья, ключ, Лети до луны, До белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет!
После чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет: Ищите кость — Найдете счастье скорей! А найдет его тот, Кто быстрей и ловчей!
Цель действий — быстро найти кость и незаметно для остальных принести ее ведущему. Если дети заметят ее, они преследуют игрока и, слегка ударив по плечу, отбирают кость, затем тоже бегут к ведущему. Для того чтобы быть незаметным и без препятствий донести кость до ведущего, можно проявить хитрость, находчивость. Иной игрок под предлогом того, что он не может найти кость, идет к ведущему шагом, отвлекает внимание соперников различными способами (например, громко говорит, указывая на другого, и утверждает, что кость якобы у него и т. д.). Если игрок нашел кость, т. е. оказался счастливцем, то вся группа или один из группы исполняют его желание: поют, читают стихи, подражают голосам животных.
Правила игры. Осаленный, преследуемый игроком, обязан сразу же передать белую кость. Оглядываться во время полета кости нельзя. Искать ее разрешается только после сигнала ведущего. Тот, кто нарушает правила игры, несет наказание по велению победителя.

 

Цыплята (Балапандар)

Игроки распределяются на три группы. В каждой группе — наседка и ее цыплята. Выбранные считалкой три коршуна должны коснуться ладонями цыплят, после чего те выбывают из игры. Наседка защищает своих цыплят. Она не нападает на коршунов, но если при их нападении наседка, защищая своих цыплят, коснется руками коршунов, то они выходят из игры.
Три группы цыплят двигаются цепочками, держась друг за друга и за наседку, которая возглавляет цепь. Цыплята поют:

Дружно держимся за друга, Здесь, в колонне: друг — подруга! Мы все смелые ребята. Развеселые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, Чудеса повидать!

При этом наседки делают различные повороты, ведя за собой цыплят. Если в этот момент цепь разрывается, на отстающих игроков нападают коршуны. Цыплята стараются опять выстроиться в цепь.
Правила игры. Наседка касается коршуна только в момент его нападения. Коршун ловит лишь оторвавшихся от наседки цыплят.

 

Платок с узелком (Орамал)

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот — следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим.
Правила игры. Игра начинается по сигналу водящего. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.

 

Айголек (детская игра)

Чтобы сыграть в эту игру, нужно разделиться на две команды, взяться за руки и выстроиться друг против друга на расстоянии 20-30 шагов. Первая команда начинает игру:
«Айголек, Айголек
Луна белая, как снег.
Выше гор, быстрее рек,
Начинаем свой забег.
Выше гор, быстрее рек,
Кто, тот нужный человек?»
На что вторая команда отвечает:
«Айголек, Айголек
Луна белая, как снег.
Выше гор, быстрее рек,
Тот… (имя одного из ребят)
Нужный человек».
Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему это удается, он выбирает кого-нибудь из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну, а если ему не удастся – остается в этой команде. В какой из этих двух команд в конце игры останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.

 

Котермек (подними-ка)

На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

 

Хан «алчи» (детская игра)

В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После – внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки», то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

 

      Такия тастамак (тюбитейка-невидимка)

В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это – он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

 

«Октау тартыс» (перетяни-ка)

Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скакалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем. С давних времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры, среди взрослых и детей.

Конное состязание (Байга)

Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок – конь – вытягивает ру­ки назад – вниз , второй – наездник – берет его за руки, и в таком положении :пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакав­ший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке.

Правила игры: Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник.

 

Подними монету (Куме алу)

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. ПО пло­щадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки – передвигаются по направ­лению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не оста­навливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Правила игры: начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет нельзя стоять на месте.

 

  1. Северо-осетинские народные игры.

Перетягивание (Баендае наей хъазт)

Через середину круга диаметром 4 м про­водится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диамет­ром 1,5~2 м, так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто когo вытянет из кру­га, тот и выиграл. Одновременно могут состя­заться несколько пар.

Правила игры: Начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!». Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.

 

  1. Татарские народные игры.

Кто дальше бросит? (Ыргыту уены?)

Играющие выстраиваются в две шеренги обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды.

По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флаж­ка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший ме­татель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

Правила игры: Бросать все должны по ­сигналу. Счет ведут ведущие команд.

 

Ловишки.

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается. запятнать любого из игроков. Каждый, кого он пой­мает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчет­вером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры:. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пой­манные ловят всех остальных, только взяв­шись за руки.

 

  1. Якутские народные игры.

Соколиный бой (Мохсоцол охсуnуута)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются пра­вым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки пле­ча. Если при грубом толчке один из играю­щих упадет, толкнувший выходит из игры.

Правила игры: Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

 

  1. Игры народов Сибири и Дальнего востока.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов.

Правила игры: Начинать Перетягивание каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной.

 

  1. Русские народные игры.

Горелки.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов водящий – горелка.

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Стой подоле, Гляди на поле, Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо:

Звезды горят, Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в послед­ней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг дру­га за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры: Горелка не должен огляды­ваться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

 

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих – «жмурке» – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и за­ставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

Кот, кот, на чем стоишь?

 На квашне.

Что в квашне?

 – Квас.

– Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.·

Правила игры: Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его пре­дупредить крикнув: «Огонь!»

Нельзя кри­чать это слово с целью отвлечь жмурку от  игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за ка­кие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного иг­рока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

 

  1. Азербайджанские народные игры.

Чья шеренга победит?

Играющие делятся на две равные команды. Два игрока, по одному из каждой команды, становятся лицом друг к другу перед на­черченной на земле линией. Держа друг друга за пояс, по сигналу стараются перетянуть противника к себе. Проигравший переходит в команду выигравшего.

Правила игры: Начинать игру следует с определенного места. Побеждает тот, кто пере­тянул соперника на свою сторону.

 

День и ночь

На некотором расстоянии друг от друга про­водятся две линии. У одной линии выстраи­ваются мальчики, у другой – девочки. Ве­дущий между ними. Команда мальчиков­ – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

Правила игры: Осаленные переходят в команду соперника.

 

  1. Белорусские народные игры.

Мороз (Мароз)

С помощью считалки выбирается Дед Мо­роз.

Ты зеленый. ты красный, Ты в шубе, ты в кушаке,У тебя синий нос .

Это ты, Дед Мороз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.

Правила игры: Разбегаться можно только после окончания считалки. В момент за­морозки можно принять любую позу. Вы­игрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,- капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати -тридцати шагов от каждой колонны  начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, кото­рый, взяв мешочек, бежит собирать кар­тошку и т. д.

Правила игры: Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее сле­дует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

 

  1. Узбекские народные игры.

Пастух и козы (Эчкилар ва чупонлар)

Играющие делятся на две группы: одна – пастухи, другая – козы. Козы находятся в кругу диаметром 6 м, пастухи – вне круга. По сигналу один из пастухов, подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит коз (касается рукой). Через некоторое время по сигналу в круг, также подпрыгивая, входит другой пастух, а первый занимает его место. Игра продолжается, пока, пастухи не поймают всех коз, после этого команды меняются ро­лями.

Выигравшей считается группа пастухов, пой­мавшая коз за самое короткое время. Пастухи могут иметь атрибуты национального костюма: бумажные тюбетейки, поясные платки и т. д.

Правила игры: Козы не должны выхо­дить из круга, пока их не осалили. Пастух имеет право подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге

 

10.Игры народов Коми

Стои, олень! (Сувт, кор!)

Играющие находятся в разных местах пло­щадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!»  все разбе­гаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и· сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры: Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные от­ходят в условленное  место. Салить надо осторожно.

 

Ловля оленей (Коръясос уталом)

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники – олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи нахо­дятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается ко­личество пойманных оленей.

Правила игры: Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое по­падание, а не после отскока.

 

  1. Туркменские народные игры.

Прыжки через ров

На площадке мелом ребята рисуют две пa­раллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой – это ров. Игроки распределяются на две команды считалкой:

Команды выстраиваются по обе стороны рва на расстоянии пяти шагов от него. По оче­реди с закрытыми глазами дети подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами: бок, бокме.

Правила игры: Выигрывает та команда, в которой больше детей сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.

 

Хромой журавль

Все играющие делятся на две команды. На площадке на расстоянии 3-5 м проводятся две параллельные линии длиной до 5-6 м. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую­ – левой).

По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры.

Правила игры: Игроки начинают дви­гаться на встречу друг другу по сигналу. В случае усталости разрешается быстро сменить ногу, но нельзя стоять на двух ногах. Проигравшей считается команда, у которой окажется большее количество сбитых игроков.

 

  1. Башкирские народные игры.

Стрелок.

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры: В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «сесть» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *