Литературная гостиная по произведениям К. Чуковского
Берац Елена Ивановна, воспитатель детского сада, ГККП ДС № 4 «Буратино» при отделе образования г.Степногорска
Цель:
- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
- Учить искусству художественного чтения;
- Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского; в инсценировке стихотворения передавать интонацией характеры героев; совершенствовать грамматический строй речи;
- Развивать эмоциональную отзывчивость, способность понимать настроение литературных героев;
- Развивать творческую инициативу ;
- Формировать у детей эмоциональное отношение к произведениям К.И.Чуковского;
- Формировать коммуникационные умения и навыки;
- Приобщать к нравственной культуре;
- Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в победу добра над злом.
Ход досуга:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я вас приветствую в нашей литературной гостиной.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа,
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Дорогие, ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочную страну одного писателя, который очень любил детей и сказки.
Воспитатель: Наш праздник хочу начать с загадки:
Тараканище придумал,
Бармалея сочинил.
Мойдодыра, Айболита
В своих сказках не забыл.
И про горюшко Федоры
Малым детям рассказал.
И про солнце, что украли,
Каждый с детства тоже знал.
Это не Чайковский.
Он – Корней … Чуковский!
Ответы детей: Это Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.
Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. С ранних лет стихи К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без этих сказок.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в сказочной стране, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского.
Посмотрите, тут растет чудо-дерево.
(ребёнок читает отрывок)
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А что же растет на нашем дереве? (книжки)
Воспитатель: Ребята, дерево у нас сказочное, поэтому и задания в книжках не простые, а все по сказкам К. Чуковского.
( Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке. В каждой книжке задание для викторины.)
Ведущий-ребёнок: Кто первым к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 1: Ответ скорее дайте точный,
Из какой сказки эти строчки?
Волки от испуга скушали друг друга.
Бедный крокодил жабу проглотил,
А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня… (“Мойдодыр”)
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит… (“Айболит”)
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися: (“Муха-цокотуха”)
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки, да башмаки
Словно яблоки. (“Чудо-дерево”)
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 2: Закончите четверостишие:
- – «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас, …»
- – «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут и смеются …»
- – «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …»
- – «Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал
Вот вам …»
- – «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке …»
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 3: Всем гостям на удивление,
Прочтём сейчас стихотворения.
(Дети читают отрывки из сказок К.И.Чуковского.)
Курица .
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споёт
Ёжики смеются.
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы»!
Бутерброд.
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдёшь —
Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадёшь!»
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 4:
Ребёнок: В книге спрятаны, ребятки,
И загадки и отгадки.
В книге то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
– Что это? (Мочалка)
В книге то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
– Что это? (Варенье)
В книге то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».
– Что это? (Шоколад)
В книге то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
– Что это? (Воздушный шар)
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 5: А сейчас , детвора,
Поиграть нам пора.
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 6: У нас инсценировка «Котауси и Мауси».
Ведущий: Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
(вбегает мышка)
У Котауси злые глазауси
И злые – презлые зубауси.
(кошка встает и подкрадывается к мышке)
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси.
Кошка: Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси.
Ведущий: Но ответила умная Мауси:
Мышка: «Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые – презлые зубауси!»
Ведущий: Так ответила умная Мауси
И скорее бегом от Котауси.
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 7: Всей публике на удивление,
Предлагаем выразительное чтение.
1″Телефон”
2″Мойдодыр”
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит на меня,
Как ногами застучит на меня:
Уходи-ка ты домой, говорит,
Да лицо свое умой, говорит,
А не то как налечу, говорит,
Растопчу и проглочу, говорит.
3″Краденое солнце”
Подошел медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
– А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,
– Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет.
4″Федорино горе”
“Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!”
“Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!”
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 8: Загадаем вам , ребятки,
Корнея Чуковского загадки.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Отгадка: (Яйцо и цыплёнок.)
Паровоз Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
Отгадка: (Пароход.)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Отгадка: (Крапива.)
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
Отгадка: (Автомашина.)
Ведущий-ребёнок: Кто же к дереву пойдёт,
Книжку с дерева сорвёт?
Задание 9: А сейчас, мои друзья,
Песню вам исполню я.
(Звучит русская народная песня “Я на горку шла”.)
1. Я по полю шла,
Долго, долго шла –
Уморилась, уморилась, уморилася.
- Я по полю шла,
В поле денежку нашла –
Удивилась, удивилась, удивилася. - Денежку возьму,
На базар пойду,
На базаре, на базаре самовар куплю. - Я скорей пойду,
Самовар куплю.
И огромный, и пузатый самовар куплю.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам
Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого
замечательного автора. Ребёнок: Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Воспитатель: Наша литературная гостиная закрывается, но мы не прощаемся с героями сказок Корнея Ивановича Чуковского.
Любите их, читайте их с мамами и папами. И тогда вырастите добрыми и умными ребятами. Помните, чему вас научили сказки Корнея Ивановича Чуковского!
Ребёнок:
- Я, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо,
У меня для гостей
Много вкусных сладостей. - Я ходила на базар
И купила самовар,
Угощу я вас чайком,
И румяным пирогом.