Сценарий тематического родительского собрания в старшей группе «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
Богданова Алла Юрьевна
воспитатель детского сада
ГККП ДС № 4 «Буратино»
при отделе образования г.Степногорска
Цели:
Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями; установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок – сотрудничество».
Задачи:
помочь родителям понять своих детей; обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях своих детей, использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
Форма проведения:
Детско-родительская гостиная.
Участники:
Воспитатель, родители, дети.
План проведения.
- Подготовительный этап
- Организационный этап.
- Вступительный этап. Проводится игра «Мне приятно Вам сказать…».
- Совместные задания.
- Выполнение практического задания на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?».
- Проведение теста «Моя семья в виде животных».
- Решение педагогических ситуаций.
- Игра-задание с фишками.
- Тест-задание «Игра в нашей семье».
- Педагогический практикум .
- Раздача памяток для родителей. «В каких случаях ребёнка нельзя наказывать, ругать, когда можно и нужно хвалить»
- Подведение итога собрания, сувениры для родителей.
Ход мероприятия
- Подготовительный этап.
– проведение с детьми интервью.
– детям предлагается нарисовать рисунок «Моя семья». Оформление выставки.
– приготовить необходимое оборудование и материалы: наборы букв, листы белой бумаги А4, фломастеры, цветные карандаши.
– верёвочка для игры.
- Организационный этап.
Столы и стулья расставляются полукругом.
Родители рассаживаются с одной стороны группы, дети с другой, напротив.
- Вступительный этап.
Родительское собрание начинает вести воспитатель.
Воспитатель. Здравствуйте! Мы очень рады вас видеть!
Проводиться игра «Мне приятно Вам сказать…».
Воспитатель. Мне приятно вам сказать, что я очень рада, что сегодня мы собрались все вместе. И мамы, и бабушки и наши дети !!
Детям и родителям также предлагается закончить фразу по своему усмотрению.
- Совместные задания.
Задание для родителей.
Написать полное имя своего ребёнка, рядом с каждой буквой имени – слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности.
Например:
О – остроумная;
Л – ласковая;
Ь – загадочная:
Г – гордая;
А – аккуратная.
Детям предлагается выложить своё имя из букв на полу.
- Выполнение практического задания на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?».
Воспитатель.- Знаете ли Вы своего ребёнка? Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребёнок, тем мы действительно лучше его знаем.
С детьми проводится игра «Почтальон».
На столе лежат конверты, на них написаны имена детей. Необходимо найти конверт со своим именем и отнести его своей маме.
Воспитатель сообщает, что с детьми проводилось интервью, где им предлагалось ответить на вопросы:
– мне бывает радостно, когда…
– мне бывает грустно, когда…
– мне бывает страшно, когда…
– мне бывает стыдно, когда…
– я горжусь, когда…
– я сержусь, когда…
– я удивляюсь, когда…
Родителям предлагается ответить на эти вопросы:
– моему ребёнку бывает радостно, когда…
– моему ребёнку страшно, когда…
– моему ребёнку бывает стыдно, когда…
– мой ребёнок гордится, когда…
– мой ребёнок сердится, когда…
– мой ребёнок удивляется, когда…
После выполнения задания родители вскрывают конверт с ответами детей и сравнивают со своими ответами.
Дети в это время выполняют задание «Соедини по точкам».
После выполнения задания дети несут свою работу родителям. Родителям предлагается похвалить ребёнка.
- Проведение теста «Моя семья в виде животных».
Детям предлагается нарисовать свою семью, но всех членов семьи необходимо изобразить в виде животных.
- Решение педагогической ситуации.
Ситуация: мама забирает ребёнка из детского сада, они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок заглядывает в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
– Как вы думаете, всё ли правильно было сделано?
- Игра-задание с фишками.
Воспитатель. А сейчас вам предлагается проанализировать поведение своих детей с помощью фишек. Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда, не совсем правильно – то желтого цвета; если не выполняет – синего цвета.
– всегда моет руки перед едой, после посещения туалета, придя с улицы;
– аккуратно складывает одежду;
– пользуется носовым платком;
– вежливо обращается с просьбой о помощи (завязать, застегнуть…), благодарит;
– умеет вовремя извиниться;
– не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы извиняется при встрече здоровается, прощается, говорит до свидания;
– не бросает на улице, в помещении мусор;
– не говорит ругательных слов;
Посмотрите на фишки, их цвета помогут решить, над чем же следует поработать с детьми.
- Тест-задание «Игра в нашей семье».
Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
– каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
– рассказываю о своих играх в детстве.
– если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
– купив ребёнку игрушку, объясняю как с ней играть, показываю разные варианты игры
– слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
– не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на времяигры или игрушку.
– часто дарю ребёнку игрушку, игру.
Обобщение: Если на вашем столе больше красных фишек, значит игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных, ваш малыш любит играть с вами, ведь игра самое интересное в жизни ребёнка.
- Подвижная игра «Верёвочка».
Дети становятся в круг. В центре крута из верёвочки делается круг. Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка перестанет, нужно встать на верёвочку
- Педагогический практикум.
Большую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? Это те словесные обращения, высказывания к ребёнку, оценка поступков ребёнка. Соответственно эти обращения, эта оценка может носить как негативный, так и положительный характер.
Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.
Поучимся негативные установки трансформировать в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.
Горе ты моё /Счастье ты мой, радость ты моя
Плакса-вакса/Поплачь, будет легче…
Ну, всё готов раздать… /Молодец, что делишься с другими
Ты совсем, как твой папа, мама… /Папа у нас замечательный. Мама у нас умница.
Ничего не умеешь делать /Попробуй ещё, у тебя обязательно получиться
Неряха, грязнуля /Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист
Ты обижаешь маму, я уеду от тебя к другому ребёнку /Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый
Уйди с глаз моих, встань в угол /Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе
И в кого ты такой (некрасивый..) /Как ты мне нравишься
Ничего не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу /Держи себя в руках, уважай людей
Когда же ты научишься /Я помогу тебе
Что бы ты без меня делал? /Что бы мы без тебя делали?
Уж лучше бы тебя вообще на свете не было /Какое счастье, что ты у нас есть!
Если будешь так поступать с тобой никто не захочет дружить /Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе
Дорогие родители! Пожалуйста, следите за своей речью и не давайте детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную.
12 Раздача памяток для родителей.
«В каких случаях ребёнка нельзя наказывать, ругать, когда можно и нужно хвалить»
- Нельзя хвалить зато, что:
– достигнуто не своим трудом
– не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум)
– из жалости или желания понравиться
- Надо хвалить:
– за поступок, за свершившееся действие
– начинать сотрудничество с ребёнком всегда с похвалы, одобрения
– очень важно похвалить ребёнка с утра и на ночь
– уметь хвалить не хваля (например: попросить его о помощи, совет, как у взрослого) 4. Нельзя наказывать и ругать когда:
– ребёнок болен
– ребёнок ест, сразу после сна и перед сном
– во всех случаях, когда что-то не получается (например: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
– после физической или душевной травмы, например: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
– когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью, не очень старался
– когда вы сами не в себе
– когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны
Памятка «7 правил наказания»
- Не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения.
- За один проступок – одно наказание.
- Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- Ладо наказывать и вскоре прощать.
- Важно объяснить ребёнку, за что и почему он наказан.
- Ребёнок не должен бояться наказания.
13 Подведение итогов родительского собрания.
Выполняется упражнение «Пожелание»: родители и дети говорят пожелания добрые слова.
В конце дети дарят родителям солнышки со своим именем.