Социально-педагогический проект «Мир без сквернословия»


Керимтаева Валентина Амангельдиновна

Воспитатель  КГУ  Детский дом  «Үміт»

руководитель проекта

Заместитель директора по воспитательной работе, КГУ «Детский дом  «Үміт»

Абдулина Гузель Кинигалеевна

                                     Есть слова пострашнее, чем  порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский

 Пояснительная записка

Слово – душа языка, его богатство и гордость. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни. Недаром лингвисты называют его основной, центральной, узловой единицей языка. Почему? А потому, что все свое знание о мире, свое понимание явлений действительности, их свойств человек, прежде всего, выразил в слове. Воспитание и развитие лучших черт  характера, приобщение учащихся к  культуре и традициям  народа  должно идти за счет использования того потенциала, которым располагает родное слово

Проблема сохранения чистоты родного языка далеко не проста. Как справедливо отмечает в статье «О культуре  слова» видный отечественный филолог, профессор М.Грачев, «…и неоправданные заимствования, и канцеляризмы, и речевые ошибки – лишь видимая часть айсберга: на телевидении и радио, в газетах и журналах, в художественных произведениях широко используются и жаргонная лексика, и нецензурная брань. Большинство современных писателей и журналистов, в погоне за «самым самовитым словом», обращаются к самым низким формам языка». О негативной роли современного телевидения, об угрозе чистоте  слова , неразрывно связанной с духовным здоровьем нации, пишет в своей статье «Язык и этика экрана» доктор философских наук Б.Сапунов: «Для этики экрана, шире – этики ТВ, имеют значение три стороны проблемы: а) этика слова – «словесный этикет»; б) нравственное содержание ТВ речи; в) форма звучания речи и ее нравственно-психологическое воздействие на личность».

В такой ситуации, когда угрозу чистому слову таят в себе и телевидение, и радио, и газета, и журналы, необходимость борьбы за качественное слово неоспорима. Не секрет, что проблема употребления нецензурной лексики сегодня очень актуальна. Брань доносится до нас отовсюду: с экрана телевизора, в общественном транспорте, на улицах и, к сожалению, всё чаще в школе. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.
Мы не хотим мириться с этим, поэтому решили хоть как-то привлечь внимание к данной проблеме.
Данный   проект  составлен с учетом физических, физиологических, психологических особенностей детей  живущих в условиях детского дома. Дети в неформальных обстоятельствах очень часто предпочитают использовать в речи сленг, жаргон, сквернословие и как способ самоутверждения, и как способ общения. Им важно не только “что сказать”, но и “как сказать”, чтобы быть интересным собеседнику. Речь наших детей бедная, скудный словарный запас, им трудно выразить свои мысли, чувства полноценной речью. Наблюдая за речевым поведением подростков, мы неоднократно встречаем примеры иного способа самоутверждения: возвысить себя, унижая других. Умение “косить под крутого” придает нашим подросткам на их взгляд своеобразный шик, ему подражают, и чем круче, тем лучше. Наверное, поэтому сленг, жаргон, сквернословие получили такое массовое распространение среди наших подростков и эта проблема не обошла  и воспитанников детского дома  .  Проект  “Мир без сквернословия” составлен с учетом этого факта.  В рамках реализации  проекта      у детей расширится кругозор, они приобретут сведения из различных областей знаний, обогатится  их словарный запас.   Программа   проекта предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на детей разного возраста. Основными формами работы   в реализации проекта являются  всевозможные акции, конкурсные программы, часы размышления и философии, познавательные часы общения, тренинги  и упражнения. Цель:

  • профилактика сквернословия.
  • формирование духовной культуры личности: повышение качество языка, культуры речи детей, живущих в условиях детского дома.

 

Задачи:

– Воспитание культуры общения.

– Формирование негативного отношения к  сквернословию

– Развитие навыков     общения  без употребления слов – паразитов;

Расширять  активную  речевую деятельность  детей в соответствии с нормами нравственности.

– Развивать в детях критическое восприятие по отношению  к сленгу, жаргону, сквернословию в речи.

– Привлечь внимание детей к проблеме чистоты  языка.

– Расширить круг защитников чистого слова.

Ожидаемые результаты:

Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современной молодёжи, и в частности к  сквернословию и причинам его возникновения;
– Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;
– Активное участие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в ;
– Повышение уровня речевой культуры учащихся посредством  уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории школы , детского дома и города;
– Рост  общего уровня воспитанности учащихся, искоренение случаев жестокого обращения подростков и молодёжи друг к другу;  развитие товарищеских отношений среди воспитанников детского дома;
– Развитие гражданской ответственности и активности.

Программа реализации проекта

 

 

             

       Содержание

 

      Форма 

 

   Сроки

 

Количество часов 

                                              Диагностико-исследовательская работа     
1 «Как ты относишься к сквернословию?». анкетирование Сентябрь

2неделя

1час
2 «Всё о жаргоне и его видах»

 

час исследования Сентябрь

3неделя

2часа
3 Встреча с психологом «Сквернословие. Его влияние на здоровье» час общения Сентябрь

4неделя

1час
4

«Сквернословие и здоровье»

Исследовательский проект \актив группы\ Октябрь

1-2неделя

4часа
5 Выступление актива  в группах с сообщениями на тему «Сквернословие и здоровье» Сообщение Октябрь

3неделя

2часа
6 «Сила слова или яд сквернословия»

Просмотр социальных роликов с последующим обсуждением Ноябрь

1неделя

1,5часа
7 «Влияние сквернословия на человека» Показ презентации Ноябрь

2неделя

1час
8 «Мир без сквернословия – твой рецепт!

 

 

Конкурс сочинений Ноябрь

3неделя

1час
9 Опрос общественности по вопросу их отношения к сквернословию и путях решения данной проблемы. Интервьюирование Публикация статьи  по  результатам проведённого опроса Ноябрь 1,5часа
                                           Создание позитивного информационного поля                                                            
1 «Чистое слово» Конкурсно-познавательная игра Сентябрь

4неделя

1час
2 «Мир вежливых слов и поступков» Экскурсия в центральную библитеку Октябрь

4неделя

1час
3 «Ставим условие-долой сквернословие» Час общения Ноябрь

1неделя

1час
4 «Вечер поэзии» Конкурс чтецов Ноябрь

2неделя

1час
5 Сленг – как способ самоутверждения?» Час размышления декабрь

3неделя

1час
6 «Размышления о культуре  и речи  человека» Круглый стол

 

Декабрь

4неделя

1час
7 «Правила ведения речи» Семинар-практикум Январь

2неделя

1час
8 Еще раз о том, как вежливость отражается в языке и речи» Час общения Январь

3неделя

1час
9 «Рыцари-знатоки  вежливых слов» Турнир Январь

4 неделя

1 час
10 Письмо другу Практическое занятие Февраль

1неделя

1 час
11 «Скажи « нет» сквернословию!», Выпуск листовок Февраль

2неделя

1 час
12 «Что? Где? Когда?»

 

интеллектуальная игра Февраль

3неделя

1 час
  “Говори правильно”, “Тайны слова”, “Культура речевого общения”, “Слова – паразиты в речи молодежи” и т.д… Оформление сменных стендов: В течении    года  
13 «Давайте говорить друг другу комплименты»

 

игра упражнение Февраль

4 неделя

1час
14 «Я и ты в общении»

 

практикум Март

1неделя

1час
15 Знакомство с сайтами, адресованными любителям русского языка Работа в Интернет. В течение года  
                                                  Организационно-массовые мероприятия      
1 «Словесная перестрелка» конкурс- соревнование Март

2неделя

1час
2 «Мир без сквернословия» Выступление актива кружка на линейке Март

3неделя

 

1час
3 «Скверные слова и их влияние на подростков» Час общения Март

4неделя

1час
4 «Этические законы переписки» Познавательный практикум Апрель

1неделя

1час
5 «Неделя без скернословия» акция Апрель

2неделя

1час
6 “Доброму слову-да,да,да! Скверному слову-нет,нет,нет!”

 

Коллективное оформление школьного стенда Апрель

3неделя

1час
7 Детский дом — территория без сквернословия

 

 Выпуск буклетов Апрель

4неделя

1час
8 “Мы за будущее без скверных слов!”.

Открытое занятие Май

1неделя

1час
9 «Наше условие — долой сквернословие!». Выступление агитбригады Май

2неделя

1час
  “Искореним сквернословие!”, “Чистой речи – дорогу!”

 

флешмоб лозунгов – призывов Май

3неделя

1час
10 “Доброе слово лечит, а злое калечит” Конкурс презентаций . Май4

неделя

1час
11 Номинация «Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа» Церемония награждения Июнь

1неделя

1час

 Приложение 1         Анкета «Твое отношение к сквернословию»

– Как ты относишься к сквернословию?

– Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения? (никогда, редко, часто)

 

– Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

(волнует, не волнует, никогда не задумывался об этом)

 

– Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

(свободой слова, низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань, свой вариант).

 

– Нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что…

(не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант)

 

– Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

(это бесполезно; можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; борьба необходима в любом случае)

 

– Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

(да, нет)

 

– Как бороться со сквернословием?

(системой штрафов, воспитанием, самовоспитанием, свой вариант).

 

 

  Приложение 2

                                                  План  проведения

акции «Вирус  сквернословия»

 

 

  • Изучение общественного мнения. Проведение анкетирования «Твое отношение к сквернословию» .

 

  • Формирование из числа активистов ученического самоуправления в группах отрядов содействия по созданию атмосферы нетерпимости к сквернословию.

 

  • Проведение для младших групп занятий по профилактике сквернословия «Вирус доброты».

 

  • Оформление коридоров мотиваторами о добрых словах и оформление стендов для детей и взрослых по теме «Вирус сквернословия», подготовка буклета «Памятка добрых слов»

 

  • Выпуск памятки «Памятка добрых слов».

 

  • Выступление агитбригады с мероприятием «Фильм! Фильм! Фильм

 

  • Оформление стенда «Вирус сквернословия!».

 

  • Выпуск постера «Мат убивает людей!».

 

  • Листовка-обращение «О вреде сквернословия».

 

  • Анкетирование «Сквернословие – позор или национальная гордость?».

 

  • Выступление агитбригады «О вреде сквернословия».

 

  • Проведение выставки детского художественного творчества «Аллея деревьев добрых слов».

 

  • Оформление доски добрых слов.

 

Приложение №3

   Памятка  «Как избавиться от сквернословия»

 

  1. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной». Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!» Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться: «Ах, ты не пьешь, до сих пор не куришь, не ругаешься!» Попробуйте устоять в такой ситуации. Постарайтесь не испугаться насмешек, презрения.
  2. Попробуйте пресечь сквернословие в семье, в обществе друзей.
  3. Не копируйте других, не говорите как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность.
  4. Тренируйте себя говорить вежливо и красиво. Помните, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний: похвалу, поощрения, добрые мысли. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой.
  5. Сквернословие – не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться – это пить вино, курить, сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, увлечение искусством и многое другое. Да, и вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь творческим трудом, например, лепкой, изготовлением поделок из различных материалов и т. д. В этом вам помогут кружки по интересам, спортивные и туристические секции. Именно там чаще встречаются, имеющие силу воли, воспитанные ребята.

 

 Приложение №4 Конспект занятия

Тема: «Ставим условие – долой сквернословие»

Форма: час общения

Цель:

– расширить знания о вредных привычках, познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;

– сформировать устойчивую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;

– побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию:

– мотивировать желания к здоровому образу жизни.

                 

Эпиграф:

«От гнилого сердца и гнилые слова»

 

 Раздаточный материал: Отчизна, мать, добро, любовь, верность, надежда,

дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель

Рифмы для антирекламы:

Мат-ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

Материться – добиться, злиться, больница, лечиться.

 

План 

  1. Беседа по теме « Слова – главные, важные, добрые, умные .».
  2. Игра – эстафета добрых слов « Ты мне – я тебе»
  3. Информационный блок «Слова паразиты»
  4. Экспресс – опрос  «Почему мы используем  мат, и нужен ли он нам»
  5. Творческие самостоятельные  задания:

5.1. Поставить и описать цели, как избавиться от сквернословия.

5.2. Составить антирекламу сквернословия..

  1. Подведение итогов.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ! Сегодня мы поговорим о том, какие слова мы используем с вами при общении с другими.

Послушайте стихотворение

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле– печаль

И долговечней – царственное слово.

А.Ахматова.

Царственное слово- самое долговечное на земле .Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий дар.? (высказывания)

Народная мораль всегда  осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня –  вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров. Много на эту тему существует и пословиц:

– Слово – серебро, а молчание – золото

– Словом оправдаешь, словом и осудишь

– Не торопись языком, торопись делом

– Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь

– От доброго слова язык не усохнет

– Ласковое слово, что вешний день.

Есть  даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день – спасешься». Почему, как вы думаете, считалось, что многословие ведет к греху?

( высказывания )

Вы, жители современного мира , наследники традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством?  Послушайте еще одно стихотворение Ахматовой.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, чистая  речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем НАВЕКИ!

Эти строки родились в годы ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы солдат  поняли, что они отстояли свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, мало кто думал как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык .  В этих словах и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям.Много слов иностранных, английских, много исковерканных слов, слова пересыпаны матом, ругательствами, молодежь употребляет всего 30-40 слов, ничего не считает, очень много сквернословия.)

Да , судя по тому, как говорят наши подростки  и взрослые , мы не выполнили этого завета.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать , и купить,

Словом можно в разящий свинец переплавить.

Давайте из записанных слов на листках выберем те слова которыми можно спасти, какими убить , какими вдохновить ?

Игра -эстафета «ты мне- я тебе»

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря Владимир Даль писал: « с языком, человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом. «И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые минуты приходят на помощь психологи, которые лечат словом душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные, спокойные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова : добро, вера, надежда, любовь, счастье, красота. Давайте проверим. Это утверждение. Предлагаю провести « Игру-эстафету  ты мне- я тебе «. Пусть каждый по цепочке попробует сказать какое -нибудь  доброе слово. Не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово. ( студенты обращаются к друг другу по имени и называют добрые, хорошие слова, эстафета заканчивается на начинающим)

Мне кажется, что после этого у нас как будь то стало теплее. А если бы такие слова звучали у нас ежедневно?

 

СЛОВА- ПАРАЗИТЫ:

Но к сожалению мы чаще всего слышим другие слов. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни.

И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Мы подготовили небольшие сообщения о сквернословии. ( несколько детей  могут сделать сообщения).

1.Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.Современные ученые, используя новейшее оборудование пытаются доказать вредное воздействие мата. Провели эксперимент с растениями: на одни направляли ласковые слова, молитвы, классическую музыку, а на другие матерщину. В результате обруганные растения или погибали. Или хуже развивались. Вода заряженная добрым словом, становилась лечебной, а та на которую лилась матерная брань- ядом

2.Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональному нарушению (например: у женщин грубее голос, появляются мужские признаки, а у мужчин наоборот.) Некоторые считают, что мат помогает выпускать пар, гасит желание – бить морду . Но они признают, что мат- это обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь

3.Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

Первая :когда человек впервые слышит бранное слово он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

Вторая: когда человек впервые употребляет бранные слова за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

Третья; человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно их употреблять. В дальнейшем он их использует, даже не замечая. Еще позже он уже не может обойтись без них, забывает другие слова.

4.Мат, нецензурная брань, грязные , оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это слышим на улице, во дворах, на детских площадках, в кинотеатре, в телепередачах.. из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминается пословица «Нет ничего заразнее слова.»

 

Экспресс – опрос «Почему мы используем мат, и нужен ли он нам»

 

А теперь предлагаю обсудить факты, связанные со сквернословием:

-желание подражать  кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной».

– Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли здоровый образ жизни и сквернословие?

– Сквернословие – это вредная привычка.

Вопросы:

1.Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания,  курение, токсикомания, телемания, игромания, компьютеромания и т.п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням и смерти.)

2.Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

  1. Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

4.Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь ,наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка и другие увлечения?)

                 Творческие самостоятельные задания: 

Поставить и описать цели, как избавиться от сквернословия.

Составить антирекламу сквернословия..

 

 Воспитатель:  Есть такая точка зрения, что мат ведет к развращению, отупению,  вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности каждого народа .

Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодежи» Как избавиться от сквернословия?» Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (прослушав высказывания, подводим итог) Есть мнение, что достаточно  следовать четырем основным правилам, чтобы избавиться от употребления слов паразитов в разговорной речи:

– перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

– избегать обращения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

– читать русскую классическую литературу;

– запоминать стихотворения, афоризмы

Доказано, что мат влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань.  Сторонники речи без мата, придумали несколько афоризмов, которые рекомендуют разместить на общественных баннерах :

– Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

– Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

– Наше условие – долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можно использовать слова записанные на доске.

Варианты лозунгов предложенных :

– Кто использует мат.Тот немного глуповат.

– Мат – это помоев ушат!

– Мат – дорога в ад!

– Мат уродует девчат!

– Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

– Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

– Мат – это ядов концентрат

– В группе мы найдем управу на словесную отраву!.

Подведение итогов

Сейчас в  жизни  много трудностей и проблем И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так может быть стоит прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет в порядок словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

Надеюсь, что после нашего часа общения   изменится   ваше отношение к сквернословию. И вы задумаясь над этим, поможете отказаться от сквернословия и своим друзьям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *