«Язык – живой родник народа» Урок русского языка в 6 классе, проведенный в рамках Декады языков народов Казахстана


Кударбекова Зульфия Туземовна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Ставропольская средняя школа»

Цель урока: развитие речевых и коммуникативных способностей учащихся

Задачи  урока:

Образовательная – повторение и  систематизация знаний учащихся о языке, речи;

Развивающая – развитие функциональной грамотности, самостоятельной поисковой и исследовательской  деятельности учащихсяумений анализировать, обобщать, развитие выразительной речи учащихся;

Воспитательная – воспитание межнационального согласия, дружбы между учащимися, толерантности, воспитание  интереса к русскому языку.

Форма проведения: урок-исследование с элементами практикума.

Оборудование: интерактивная доска-  видеоролик «Зарисовки об Астане», мультимедийная презентация,  словари русского языка,  учебник «Русский язык» под редакцией Сабитовой З. К. и Павленко В. К.,Алматы: «Атамұра», 2011 г., высказывания о языке, карточки с пословицами, тексты для индивидуальной работы.

Ход урока

Организационный момент

Объявление и запись темы урока, постановка задач урока.

 

Учитель: Ребята, тема нашего урока «Язык – живой родник народа». Мы поговорим  о языке, его роли в жизни людей.  Вспомним, что значит государственный язык и язык межнационального общения.

Язык – это великое достояние каждого народа. Киргизский писатель Чингиз Айтматов сказал:  «Бессмертие народа  – в его языке». Русский писатель М. Шолохов отметил, что «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.»  (Высказывания на слайде Презентация 1)

 

Практическая работа

Работа с учебником: Упр. 5, стр. 3.

Вопросы по тексту: С чем сравнивает автор русский язык?  Почему?   Выполнить задания  к упражнению. Выписать прилагательные и глаголы, сочетающиеся со словами река и ручеек. (Работа в тетрадях и на доске)

 

Учитель: Слово может творить чудеса. Словом можно убить человека,  можно и оживить. Но и со словом можно проделывать различные превращения. Послушайте текст и по определениям угадайте слова.

Четыре превращения одного слова

Первое слово вы угадаете, вспомнив человека, который смешил вас в цирке своими шутками и трюками. Расставив буквы иначе в этом слове, вы сможете превращать его в новые предметы. Сделав перемещение, вы превратите его в предмет, которым можно колоть дрова. Переместив буквы еще раз, вы получите украшение, которое женщины носят на цепочке. Переместив буквы в последний раз, вы получите скат с высокого места. (Ответы:  клоун – колун – кулон – уклон)

Используя прием перемещения букв, выполните следующее задание:

Задание «Ищу пару».

Названные предметы из разных строчек можно объединить в пары, потому что их названия состоят из одних и тех же букв. Найдите эти пары.

Плита. Насос. Бокал. Шашки.

Сосна. Колба. Карета. Комар.

Рыбак. Лапти. Ракета. Шишка.

Раки. Корма. Крабы. Ростки.

Палка. Шарф. Шина. Машинка. Арки.

Строки. Лапка. Фарш. Ниша. Манишка.

 

( Это задание развивает зрительное внимание, логику учащихся)

 

Учитель:        Язык можно сравнить с родником. Он живет, пополняется. Как и родник объединяет людей, находящихся около него. Чтобы это доказать, вспомним пословицы разных народов. Для этого проведем эрудит – лото  «А что говорят русские»

(ученикам  заранее раздаются карточки с русскими пословицами. На интерактивной доске демонстрируются пословицы разных народов. После прочтения варианта пословицы по доске ученикам необходимо дать правильный вариант, который есть у кого-то из них. Это задание  развивает память, речь, логику, внимание,  служит повышению самооценки учащихся)

 

На Востоке говорят…

– Какой мост построишь, по такому и перейдешь.

А что говорят русские?  – Что посеешь, то и пожнешь.

– Двумя руками трудно поймать двух угрей.

А что говорят русские?  – За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

– И в хорошем огороде гнилые тыквы находят.

А что говорят русские? – И на солнце есть пятна.

– В одиночку и порознь  – вдвое труднее, а вдвоем и вместе – вчетверо легче.

А что говорят русские? – Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Англичане говорят…

– Что камнем по кувшину, что кувшином по камню.

А что говорят русские? – Что в лоб, что по лбу.

– Когда много поваров, тогда  плох и суп.

А что говорят русские? – У семи нянек дитя без глазу.

– Однажды укушенный вдвойне пуглив.

А что говорят русские? – У страха глаза велики.

Немцы  говорят…

– Ошибки других – хорошие учителя.

А что говорят русские? – На ошибках учатся.

– Дожди образуют реку.

А что говорят русские? – С миру по нитке – голому рубаха.

– Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет.

А что говорят русские? – Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

Казахи   говорят…

– Саранчи бояться – хлеб не сеять.

А что говорят русские? – Волков бояться – в лес не ходить.

– Языком корыто выдалбливает, а руками щепку не расколет.

А что говорят русские? – На словах и так и сяк, а на деле никак.

– Язык  – без замка, рот – без ограды.

А что говорят русские? – Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

– В своем ауле и собака хвост трубой держит.

А что говорят русские? – Всяк кулик в своем болоте велик.

– Пировать –  вместе,  горевать – врозь.

 А что говорят русские? – Друг познается в беде.

 

Учитель:  Раз мы заговорили о разных народах, вспомним и о разных языках.

стихотворение            «Знать язык…»     Е. Елубаев

                                          (читает наизусть ученик)

 

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, – мало,

Если два – вопросов нет,

Ты для всех авторитет.

Тех, кто три прекрасно знает,

Все за гениев считают,

Ну, а если все четыре –

Нет людей богаче в мире.

 

К доске выходят заранее подготовленные ученики – дети разных национальностей этого класса: русский, казах, немцы, азербайджанец, татарин.  Они рассказывают о себе на своем родном языке по плану: Здравствуйте. Меня зовут… .  Мне … лет. Я живу в Ставрополке. Я учусь в 6 классе. Моя Родина – Казахстан.

Приветствуют всех и на английском языке.

 

 

Стихотворение                             «Астана»     

(читает учитель)

Стелет осень из листьев постель

Для грядущей холодной царицы,

И кружит золотая метель

Во дворах казахстанской столицы,

Где торжественный солнечный свет

Отражается в зеркале окон.

На изломе серебряных лет

Я влюбился в тебя ненароком.

Пусть гордится по праву страна

И любуются гости тобой.

Город будет всегда молодой  –

Астана, Астана, Астана!

 

Учитель:    Ребята, сейчас вы посмотрите зарисовку об Астане, столице нашей Родины. Хочу обратить ваше внимание на текст, который будет сопровождать фильм. Обратите внимание на интонацию диктора выразительность произношения слов.

Зарисовка «Астана» – видеоматериал демонстрируется по интерактивной доске

Текст по фильму

В самом сердце Евразии, под бескрайним голубым и чистым   небом вольно раскинулась новая прекрасная столица Казахстана – Астана. Это город с богатым историческим прошлым и нелегкой, но яркой судьбой. В разные годы он носил разные имена: Акмолинск, Целиноград, Акмола.  И, наконец, 6 мая 1998 года, уже будучи столицей, получил новое, звучное имя – Астана. Прошло 10 лет. За это время Астана из скромной Золушки превратилась в настоящую принцессу. Она  удивляет и восхищает оригинальной архитектурой, прекрасными дворцами и огромными жилыми комплексами, воздушными мостами и поющими фонтанами. Астана утопает в зелени парков и цветников и завораживает удивительными памятниками и достопримечательностями. Символ новой столицы – золотой Байтерек, как ожившая легенда, проникает в  душу. Моя Астана.  Овеваемая ветрами и щедро залитая солнцем. Здесь комфорт всех и каждого возведен в принцип. Здесь царит эстетика и гармония, а в высокие технологии вплетен тонкий аромат национального древнего  кочевого колорита. Здесь, вопреки Киплингу, сошлись Восток и Запад. Здесь все для человека, все во имя человека. Астана – это город надежды. Астана – город нашей мечты. Это город великих    возможностей и светлого будущего.

 Работа в микрогруппах по тексту.

(Учащимся раздаются карточки с текстом и заданиями к нему.

Задания выполняются устно или письменно, в зависимости от того, что указано.  При планировании  данного задания использовала дифференцированный  подход,  учитывала учебные умения учащихся)

  1. Работа в паре:   Прочитайте выразительно текст, разделите на смысловые части.
  2. Работа в паре:  Вопросы:  Столица Казахстана расположена… (ответ по тексту) 2. Символ новой столицы – …  (ответ по тексту). Какие достопримечательности вы  можете еще назвать?
  3. Работа в тройке:  Озаглавьте текст. Разделите текст на  3 части.    Озаглавьте каждую часть. Сколько раз переименовывался город? Какое из названий города является «лишним»?
  4. Работа в паре: сколько имен собственных в тексте? Выпишите имена собственные из текста, относящиеся к географическим объектам.
  5. Работа в паре: Разберите по составу слова  бескрайним,   цветников.  Найдите слова в тексте, схожие по морфемному составу.
  6. Работа в паре:        Подберите синонимы к словам завораживает, удивительными.
  7. Работа в паре: Подберите антонимы к словам   прошлое,  сошлись.

Актуализация знаний.  Проверка выполненных заданий.

 

Рефлексия.             Презентация 2  «Казахстан – наш общий дом»

 

 

Ученик читает стихотворение   «Я люблю Казахстан»

Я люблю Казахстан за прекрасные степи,

За высокие горы и шумные реки,

За орла, что парит в высоте надо мной,

И за солнце люблю, и за неба покой.

За богатство народа люблю,

За его доброту, чистоту,

За единство и дружбу людей,

За их честность и мудрость идей.

 

Ученик читает стихотворение  «Родина моя»

Родина моя,

Что было и что будет,-

Все я пополам

С тобою разделю,

Вовсе не затем, что б ты меня любила,

Просто потому,

Что я тебя люблю!

 

Учитель:

Вот и подошел к концу наш урок.  В заключение я хотела бы прочесть вам такие строчки:

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

 

Оценка знаний учащихся.

 

Домашнее задание:   Написать эссе на тему «Язык- богатство народа»

Скачать материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *