Исследовательская работа «Игры с.Володарское»
Ученики 2 б класса
КГУ “Володарская средняя общеобразовательная школа Зеленовского района”
Я очень люблю играть с бабушкой и дедушкой, мамой, друзьями.Но к большому сожелению мои друзья больше предпочитают играть за компьютером или с сотовым телефоном. Неужели так было всегда . Мне стало интересно в какие игры играли мои дедушки,бабушки и родители и захотелось выяснить, какие игры любили дети в нашем поселке в разные времена.
Вместе с классным руководителем Аюповой А.Э. мы начали это исследование.
Цель: выявление игр прошлого и настоящего в п.Володарское Зеленовского района.
Для решения поставленной цели
были выдвинуты следующие задачи:
- установить игры родителей, дедушек и бабушек;
- установить игры моих друзей и одноклассников;
- сравнить игры прошлого и настоящего;
- познакомить своих друзей с играми прошлого.
Гипотеза: вероятно игры прошлого и настоящего отличаются.
Исследовательская работа проводилась по следующим этапам:
- Поиск иформации в сети Интернет.
- Работа с литературой..
- Опрос.
- Анкетирование.
- Обработка материала.
- Выводы и заключение.
При работе с литературными источниками и в сети Интернет выяснили, что во все времена дети любили играть. Даже при археологических раскопках были найдены целые наборы игрушек (деревянные фигурки, чурка для игры, глиняные игрушки-свистульки).
Также узнали названия и правила некоторых интересных игр. В игре дети выполняют различные роли, фантазируют, побеждают страх, общаются, учатся создавать команды, быстро соображать, прыгать-бегать, соревноваться, веселиться, принимать поражение и радоваться победе.
Для выяснения игр прошлого в нашем поселке мы беседовали с дедушками, бабушками, родителями.
Моя прабабушка рассказывала, что во дворе проходили самые веселые, шумные игры. Ребятня носилась по двору, играя в «войнушку» или «казаков- разбойников», в прятки, лапту, салки, жмурки. Дети разных возрастов проводили время вместе – смеялись, дрались, мирились. Было настоящее детское братство. Сами устанавливали правила игр, следовали им, или как мы говорим, умели «договариваться». Старшие присматривали за младшими и с удовольствием играли вместе. Родители были спокойны – дети заняты игрой с товарищами.
Вышибалы
казаки – разбойники
Казаки-разбойники Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».
Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».
Вышибалы
Как играть.
«Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.
По рассказам бабушки, выяснилось, что дети её поколения любили играть в ручейки, резиночки, лапту, разорви цепи, садовника, прятки, классики, колечко, школу, картошку, песочницу, тише едешь…, испорченный телефон, собачку.,.
Салки
Жмурки
Чехарда
Ручеек
Правила игры в салки
Ловить (салить) играющих – значит прикоснуться к кому-либо рукой или определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за игрока и не тащить его.
Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу считается пойманным и меняется ролью с «салкой»-водящим.
Каждый новый «салка»-водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться.
Правила игры «Ручеек»
Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор – ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.
Чехарда – игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. Чехарда развивает ловкость, координацию движений, глазомер, смелость, уверенность и силу в руках и ногах.
Описание игры:
В игре могут участвовать два и более игроков. Все играющие становятся на расстоянии примерно пяти шагов друг за другом. Затем они, опираясь на на одну согнутую в колене ногу, нагибаются, кроме последнего. Последний участник, с разбега, по очереди, перепрыгивает через других играющих. Он может помогать себе, опираясь руками об их спины. В ходе игры, чтобы усложнить задачу тех, кто перепрыгивает, участники постепенно выпрямляются. Кто успешно перепрыгнул – встает впереди. Выбывают из игры те играющие, которые не смогли перепрыгнуть.
Правила игры:
Водящий сгибается и находится все время в таком положении. Все игроки по очереди стараются через него перепрыгнуть. Когда все игроки по очереди перепрыгнули через водящего, он немного разгибается и все повторяется снова. При этом каждый следующий «раунд» такой игры является немного сложнее за предыдущий, поскольку с каждым разом водящий все больше и больше разгибается, а следовательно игрокам все тяжелее и тяжелее его перепрыгнуть. Когда кто-то из игроков задевает водящего – игра останавливается и задевший теперь становится водящим. В игру играют до тех пор, пока есть желание. Если посредине игры присоединяется новый участник – он и становится водящим
Дедушка со своими друзьями любил играть в футбол, лапту, городки, слона, кулика, в «войнушку», салки, чехарду, вышибалы; строил снежные крепости, катался с горки.
Лапта
Местом для игры может служить любая ровная площадка . Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями. Площадка между линиями называется полем. За одной чертой отводится место для “города” (или “дома”), а за другой – для кона.
Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) – круглая палка .
Правила игры. Участники игры делятся на две равные по количеству игроков команды – от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией “города” и называется бьющей командой, а другая – водящая – размещается на поле. Один из игроков бьющей команды – “метальщик” – становится на линию “города” и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды – “подавальщиком”. После удачного удара “метальщик”, оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту “города”. В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего. Возвратившись благополучно в свой “город”, игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется “запятнанным”, то все игроки водящей команды бегут в “город”, и команды меняются ролями. Пока водящие бегут в “город”, бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, “запятнав” одного из противников. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков
Родители назвали игры своего детства: футбол, кулик, салки, прятки, классики, вышибалы, картошка, три-пятнадцать, слон, лапта, чехарда, резиночки,горки, снежные крепости, я знаю 5 имен, море волнуется раз…, телефон, собачка, городки, третий лишний.
Для выяснения игр настоящего времени провели анкетирование одноклассников.
- В какие игры играете чаще всего?
- Какая самая любимая игра?
- Из перечисленных назови игры, которые тебе известны: прятки, салки, вышибалы, слон, кулик, чехарда, футбол, скакалки, классики, снежки и снежные крепости, горки, лапта, картошка.
Обработка анкет, позволила установить, что мои ровесники играют в футбол, вышибалы, чехарду, салки, прятки, скакалки, классики, в снежки, горки, в «войнушку». Самые любимые для нас игры – прятки, футбол, горки.
А также мои ровесники увлекаются компьютерными играми и играми в супергероев (Черный Плащ, Человек – Паук, черепашки Ниндзя и др.)
Из анкет видно, что мои друзья не играют в лапту,кулика, слона, городки.
Оказалось, что среди игр моих ровесников есть игры бабушек, дедушек и родителей (прятки, салки, снежки и снежные крепости, горки, футбол, скакалки).
Полученные данные мы свели в таблицы.
Игры прабабушки | Игры бабушек и дедушек | Игры родителей | Игры моих друзей |
Прятки | прятки | прятки | прятки |
Вышибалы | вышибалы | вышибалы | |
Футбол | футбол | футбол | футбол |
Чехарда | чехарда | чехарда | |
Горки | горки | горки | горки |
снежные крепости | снежные крепости | снежные крепости | снежные крепости |
Салки | салки | салки | салки |
«войнушка» | «войнушка» | «войнушка» | «войнушка» |
Лапта | лапта | лапта | |
Жмурки | скакалки | скакалки | скакалки |
казаки-разбойники | классики | классики | |
кулик | кулик | Компьютерные игры | |
слон | слон | Игры в супергероев | |
картошка | картошка | У медведя во бору | |
резиночки | резиночки | ||
телефон | телефон | ||
третий лишний | Третий лишний | ||
колечко | Я знаю 5 имен | ||
садовник |
Море волнуется раз… | ||
Тише едешь… |
собачка | ||
городки | городки | ||
штандер | штандер | ||
Забытые игры | Игры всех поколений | Новые игры |
Лапта | прятки | компьютерные игры |
Слон | вышибалы | игры в супергероев: Черный плащ, Человек-Паук, черепашки Ниндзя |
Кулик | чехарда | |
футбол | ||
скакалки | ||
классики | ||
салки | ||
горки | ||
снежные крепости | ||
По результатам исследования можно сделать выводы:
– Дети во все времена любили играть.
– Названия и правила старинных игр неизвестны моим друзьям.
– Есть общие игры для всех поколений в нашем поселке.
– Игры детей настоящего времени отличаются от игр прошлого, появились
компьютерные игры.
Заключение
Игра пронизывает всю жизнь ребят. Она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком скучным, обычным, надоевшим.Очень много неизвестных игр мы узнали в результате исследования.Составили список и правила игр.