Программа дополнительного образования кружок “Творческая мастерская орнамента” для учащихся 7-12 лет
Берлин Валентина Юрьевна
ГУ “Затобольская средняя школа №2” отдела образования Костанайского района
учитель технологии
Пояснительнаязаписка
Программа «Творческая мастерская орнамента» по содержанию, тематической направленности является сюжетной; по функциональному предназначению декоративно-прикладного искусства; по форме организации теоретической и практической; по времени реализации самостоятельная и групповая работа.
Программа «Творческая мастерская орнамента» предназначена дляшкольников (до 12лет), для обучающихся в основной школе, для учащихся 1-6 классов и направлена на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по технологии.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловечиским ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представленияо бучающихся о направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, формирует чувствогармонии, патриотизма и т.д.
Изучение данного курса актуально в связи с творческой и практической
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт (при работе над проектом).
В соответсвии с концепцией учебного плана, принятой в организации ГУ «Дом детского творчества» отдела образования Костанайского района, программа курса расчитанна 108 часов. Периодичностьзанятий – 3 раза в неделю (с делением на подгруппы или без деления).
Целью данного курса (программы) является:
создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Логика освоения учебных тем определяется задачами (обучающими, развивающими, воспитательными):
Изучение совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами при работе с бумагой, тканью, фетром, подручными материалами, броссового материала, бисером, пайетками, войлоком, бусинами;
выявление формирования образного, пространственного мышление и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм;
освоение формирования творческих способностей;
овладение правильности работы с материалом;
способность различать данную технологию от другой;
приобретение исследовательских компетенций;
повышение интереса к творческому процессу;
воспитание духовной культуры;
развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству.
Структура программы состоит из 2образовательных блоков: (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но формирование деятельностно-практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческихспособностей, умение создавать рисунок, модели и т.д. Дети 7-12 лет способны на эмоциаонально – образно уровне выполнять предлагаемые задания.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
В планирование содержания включены итоговые занятия, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока (после завершения работы по программе).
Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этимуровням определяются в соответсвии с образовательной программой курса.
Ожидаемыерезультаты.
В результате работы по программе: «Творческая мастерская орнамента» обучающиеся должны знать: последовательность работы (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- как работать нужными инструментами и приспособлениями;
- как самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- как изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- как освоить основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Должны уметь работать с бумагой, картоном, пластилином, фетром, тканью, войлоком, природными материалами, подручными средствами, пайетками, бисером, бусинами (складывать, наносить разметку и т.п.).
Способны решать следующие жизненно – практические задачи:
Информационно-технологические:
- умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
- способности задавать и отвечать на вопросы.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Тематический план
Периодичность в неделю | Кол-вочасов в неделю | Кол-вочасов в год |
2 |
3 |
108 |
№ | Наименованиетем | Общее
кол-во часов |
В том числе | Дата прове
дения |
|
Теорети
ческих |
Практи
ческих |
||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности при работе. Изготовление орнамента на бумаге (по выбору) | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2 | Аппликация из подручных средств на тему: «Юрта» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
3 | Изготовление кукол в казахском национальном костюме | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4 | Изготовление кукол в казахском национальном костюме | 3 | 0,5 | 2.5 | |
5 | Изготовление модулей оригами для лебедя | 3 | 0,5 | 2,5 | |
6 | Собирание лебедя из модулей оригами | 3 | 0,5 | 2,5 | |
7 | Аппликация из пластилина на тему: «Мой Казахстан» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
8 | Аппликация из пластилина на тему: «Мой Казахстан» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
9 | Аппликация из ткани на тему: «Казахский национальный костюм» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
10 | Аппликация из ткани на тему: «Казахский национальный костюм» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
11 | Изготовление казахского головного убора | 3 | 0,5 | 2,5 | |
12 | Изготовление казахского головного убора | 3 | 0,5 | 2,5 | |
13 | Изготовление той бастар
|
3 | 0,5 | 2,5 | |
14 | Изготовление той бастар
|
3 | 0,5 | 2,5 | |
15 | Изготовление казахского ожерелья из фетра и узоров | 3 | 0,5 | 2,5 | |
16 | Изготовление казахского ожерелья из фетра и узоров | 3 | 0,5 | 2,5 | |
17 | Изготовление казахского ожерелья из замков | 3 | 0,5 | 2,5 | |
18 | Изготовление казахского ожерелья из замков | 3 | 0,5 | 2,5 | |
19 | Изготовление браслета с казахским орнаментом | 3 | 0,5 | 2,5 | |
20 | Изготовление браслета с казахским орнаментом | 3 | 0,5 | 2,5 | |
21 | Изготовление аппликации: «Дастархан» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
22 | Изготовление аппликации: «Дастархан» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
23 | Изготовление барашков из меха | 3 | 0,5 | 2,5 | |
24 | Изготовление поделки на тему: «Байтерек» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
25 | Изготовление поделки на тему: «Байтерек» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
26 | Аппликация на тему: «Достояние казахского народа» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
27 | Аппликация на тему: «Достояние казахского народа» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
28 | Изготовление тарелки из папье-маше с казахским национальным узором | 3 | 0,5 | 2,5 | |
29 | Изготовление модулей оригами для лошади | 3 | 0,5 | 2,5 | |
30 | Собирание из модулей оригами лошади | 3 | 0,5 | 2,5 | |
31 | Квилинг: Мой дом-Казахстан | 3 | 0,5 | 2,5 | |
32 | Квилинг: Мой дом-Казахстан | 3 | 0,5 | 2,5 | |
33 | Парящий орел из подручных материалов | 3 | 0,5 | 2,5 | |
34 | Изготовление курпешки из ткани | 3 | 0,5 | 2,5 | |
35 | Изготовление курпешки из ткани | 3 | 0,5 | 2,5 | |
36 | Изготовление поделок по выбору | 3 | 0,5 | 2,5 | |
ИТОГО ЧАСОВ
|
108 | 18 | 90 |