Картотека прогулок с использованием народных игр “Лето”


Галеева Светлана Витальевна
Воспитатель первой категории
ГККП Ясли-сад “Сказка”, отдел образования Ерейментауского района, Акмолинская область

№1

Здравствуй  лето!

Цель: Выявить знания детей о летних  месяцах; их  характерных  особенностях.  Учить делать простые выводы  из  наблюдений за окружающей  природой: зеленеют  листочки  на деревьях, расцвели цветы, появилось много птиц, насекомых, солнце греет  жарче,  на улице  тепло и  люди надели  легкую одежду –  значит, наступило лето. Воспитывать  желание наблюдать за природой, беречь ее.

Х/слово: «Лето»     Я.Аким

«Хочешь  поглядеть  на лето?

В лес  пускают без билета.

Приходи!

Грибов  и  ягод

Столько –

Не собрать и за год!

Хорошо, устав  от зноя,

По росе скакать в ночное,

Кашу на костре сварить,

До утра проговорить…»

Игра: «Хлопушки»  (Абакле)   (татарская  н.и)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп – сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Труд: Собрать песок  в  песочницу.

Материал: ведерки  и лопатки.

 

 

 

№2

Наблюдение  за  птицами

Цель: Учить детей  при наблюдении,  за птицами  видеть  и наблюдать очень важный  этап  в их  жизни:  высиживание и  выведение  птенцов.  Замечать  способы  передвижения, питания, поведения.  Воспитывать  чуткое  отношение к птицам,  учить  заботится о них.

Х/слово: «Охраняйте  птиц»  И.Гришашвили

«Милый, птиц  ловить не  надо!

Будут  птицы на свободе –

Вредных  гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай  гнездышки- домишки

На ветвях для птичек малых.

Да следи, чтоб коршун хищный

Не ломал, не разорял их.

Обижать  птенцов  не надо!

Будут  птицы на свободе –

Вредных  гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде».

 

Игра: «Совушка».  (русская  н. и)

Один из играющих – «Совушка». Он находится в небольшом круге («гнезде»). Остальные дети свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек.

По команде воспитателя или взрослого «Ночь наступает!» – все останавливаются. Совушка вылетает на охоту после слов «ночь наступает». Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. По команде «День!» все снова начинают двигаться.

После двух – трех повторений игры выделяется новая сова.

 

Труд: полить цветы на  клумбе.

Материал: ведерки  и лейки.

 

 

 

 

№3

Наблюдение  за  радугой

Цель:  Обратить внимание  детей  на появление радуги, как природного явления, присущего только летнему  времени года.

Учить находить этому явлению  логическое объяснение: радуга появляется после теплого летнего дождя.  Какая  радуга по цветовому составу?  Какую имеет  форму?  Что раскрасило радугу в такие яркие цвета?  Воспитывать интерес  к  природным  явлениям.

Х/слово: С.Я. Маршак «Радуга-дуга»

Солнце вешнее с дождем,
Строят радугу вдвоем –
Семицветный полукруг,
Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя,
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.

Радужная арка –
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.

Игра:  «Заря»  (русская  н.и)

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Труд: Собрать песок  в  песочницу.

Материал: ведерки  и лопатки.

№4

Рассматривание  жучков

Цель:  Закрепить знания  детей о многообразии  насекомых,  вчасности, жуков.  Какие жуки  бывают  по размеру, цвету, форме тела, количеству  лапок. На примере жука  носорога   и  божьей  коровки провести  сравнительный  анализ. Выявить отличительные  черты и черты сходства между ними.  Воспитывать интерес  к жизни  насекомых.

Х/слово: «Жук»       Е.  Трутнева

«На лужайке, у пенька

Мы в траве нашли жука.

Жук усатый  и  большой,

Ты нам песенку пропой?

Жук  отправился в полет,

Загудел, как самолет:

– Жу-жу.  Жу-жу-жу,

Досвиданья, я спешу!»

Загадка:

«Два рога, а  не  бык,

Шесть  ног,  а  без  копыт»   (жук)

«Тлю  с  ветвей  она  съедает

И  в  саду  нам  помогает.

На  листок, усевшись  ловко,

Это…(божья  коровка)

Игра: «Муха»   (русская  н.и)

На земле  очерчивается круг. В центре  вбивается кол, на него  вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и  бросают палочки, кусочки дерева –  стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит  караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда  играющие  бросят все свои «снаряды», то  бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот  становится караульщиком у «мухи».

Игра: «кольцеброс»

Цель: Развивать  силу  и  направленность  броска.

Труд: Собрать  мусор  на  участке.

Материал: ведерки  и лопатки.

 

№5

Наблюдение за  деревьями

Цель: Закрепить  знания детей о деревьях : какие деревья  растут на территории детского  сада, чем  похожи  и  чем  отличаются они  друг от  друга. Почему  человек  заботиться о  деревьях, подкапывает  их, сажает   новые  молодые  саженцы?  Какое  дерево  люди  сравнивают с красивой  девицей?   Воспитывать гуманное  отношение  к  живой  природе.

Х/слово:

«У красы – берёзки
Платье серебрится,
У красы – берёзки
Зелёные косицы.
Со двора к берёзке,
Выскочили козы,
Стали гнуть берёзку,
А берёзка в слёзы.
Защитить берёзку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса – берёзка,
Выросла большою».

Игра: «Капуста»   (русская  н.и)

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них  выбирается хозяином. Он садится  рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:       «  Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый»

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот  выбывает .

 

 

№6

Рассматривание  полянки  с  одуванчиками

Цель: Развивать  наблюдательность при наблюдении  за этим  цветком; замечать  этап  цветения (яркие  желтые  соцветия) и  этап созревания  семян (белые воздушные   шарики). Как эти цветы  размножаются, кто и  что им помогает (ветер, птицы, прохожие, животные)? Воспитывать бережное  отношение  к цветам, учить любоваться красотой  цветущей  полянки.

Х/слово: «Одуванчик» Е.Серова

«Носит  одуванчик

Желтый  сарафанчик,

Подрастет – нарядится

В  желтенькое платьице.

Легкое,  воздушное,

Ветерку  послушное».

 

Игра: «Подними монету»       (казахская н.и)

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки — передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Правила игры. Начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте.

 

Игра: «Кто  позвал»?

Цель: Учить определять на слух  голоса  своих  друзей,  воспитывать  дружеское взаимоотношение.

 

Труд: Полить цветы  в  цветнике.

Материал: ведерки  и лейки.

 

 

 

№7

Наблюдение  за  муравьями

Цель: Учить детей длительное  время  наблюдать  за  жизнью  муравьев,  за  тем  как они  распределяют  обязанности  между собой:  кто –то добывает  еду, кто –то  строит муравейник,  а кто – то его  охраняет. Объяснить  детям, что муравьи  бывают  большие

и  маленькие, рыжие цветом и черные, и все друг с другом  соперничают  за территорию, за  пропитание.  Но все  муравьи  очень  трудолюбивы  и дружны в  своем  муравейнике.

Х/слово:

«Муравей  нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Он  взвалил ее на спинку

И домой  ее  несет»

 

«Муравьишка в чаще дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи – друзья, выручайте  муравья!

Коли  нет ему  подмоги, муравей протянет ноги»

Ирга: « Ястребы и ласточки»     (казахская  н.и)

В игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут ястребы, во втором — ласточки. Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит между игроками и говорит слова отрывисто: лас — пауза—точка, или яс…, а окончание слова не произносит.

Тогда группа, чье название произнесено полностью, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их.

Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.

Правила игры.

Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется большее  количество  игроков.

Игра: « Найди  свое  место»

Цель:  Учить  быстро ориентироваться  в  пространстве, развивать стремительный  бег.

Труд: Собрать песок  в  песочницу.

Материал: ведерки  и лопатки.

№8

Наблюдение  за  бабочками

Цель:  Уточнить  знания  детей о  жизни   бабочек, о  способах их приспособляемости к окружающему  миру. Рассказать о разнообразии  окраски, форм  и размеров, а  также о времени  жизнедеятельности  некоторых  видов  бабочек:  ночные,  дневные. Объяснить детям о осторожном  и бережном отношении к  бабочкам, о том, что нельзя  брать  бабочек за  крылышки, они  очень  хрупкие  и  могут  сломаться, о  том что за ними лучше  всего наблюдать зрительно, подождав, пока бабочка  сядет  на  цветок  или  к  вам  на  руку.

Х/слово: «Бабочки»      К. Ильяшева

«Белые, красные,

Желтые, разные

Бабочки  легкие

Нежно  порхают.

К  ним  приближаюсь,

Они  улетают.

Хочу я спросить их:

«Ну, где  тот  художник,

Который  рисует  такие узоры,

И где он берет столь

Чудесные краски,

Расписывать  крылья у  них,

Словно,  в  сказке?»

Игра: « Қыз – куу» (догони девушку)  (казахская  н.И)

В игре участвуют два наездника – девушка и джигит. Устанавливается две отметки – старт и финиш. Наездник должен стоять у первой отметки, а наездница позади его, на расстоянии десяти шагов. По сигналу ведущего наездница должна помчаться ко второй отметке. Когда она достигнет наездника, он устремляется вслед за ней. Если наезднику удаётся её догнать, ему предоставляется право обнять и поцеловать девушку ( можно изменить ). Достигнув рубежной линии, они скачут в обратном направлении, но теперь наездница пытается догнать джигита. И если ей это удаётся, она стегает джигита плёткой ( верёвкой).

 

№9

Наблюдение  за  солнцем

Цель:  Учить детей  по  продолжительному  наблюдению сравнивать свои ощущения о солнце  в разное  время года: когда  оно светит ярче, жарче  и  ослепительнее.  Давать описательные  рассказы, делиться своими впечатлениями.  Воспитывать интерес

к  природным явлениям.

Х/слово:  «Почему не стареет солнце»        Н.Айтов

«Разве солнце не стареет,

Освещая  белый  свет?

Всех оно лелеет, греет,

Разве солнце не стареет?

Кто, скажите, даст ответ –

Отчего лучей горячих

С каждым  днем моложе  вид?

Если где малыш  заплачет,

Солнце плакать не велит.

А когда малыш смеется,

Молодеет  солнце вмиг»

Игра: «Мячик к верху»         (русская  н.и)

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается.
Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» – продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего.

 

Труд: Полить цветы  в  цветнике.

Материал: ведерки  и лейки.

 

 

№10

Рассматривание  сосен и елочек

Цель: При сравнительном рассматривании  сосен  и елочек отметить характерные особенности каждого из деревьев: цвет  коры, расположение веток, длину и густоту  иголочек. Сделать простой вывод: эти деревья похожи (вместо листьев – хвоя), но имеют отличие в расположении  веток(у сосны почти все веточки вверху, а у елочки – растут  по всему  стволу, снизу доверху). Прививать  детям гуманное отношение к деревьям.

Х/слово: «Две сосны и ель»  (Болгарская  песенка)

«Две больших   сосны

Стояли  рядом,

А меж ними елочка росла.

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была».

 

Игра: Перехватчики (Куышу уены)   (татарская  н.и)

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома  Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что нас  не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается.

Игра: «Мяч через  сетку»

Цель: Учить подбрасывать мяч  высоко,  стараясь перекинуть через сетку.

 

Труд: Подмести беседку  на  участке группы.

Материал: веники  и лейки.

 

 

№11

Сравнение  подорожника и крапивы

 

Цель: Учить детей при наблюдении за травами и цветами отличать их характерные  особенности: у подорожника удлиненные с прожилками листья, цветок напоминает метелочку

нежно – зеленого цвета, травка растет  прямо у земли, а длинные  ветки крапивы поднимаются высоко над землей и покрыты колючими шипами, листья крупные, резные, с тыльной стороны имеют перламутровую  зеленую окраску, при прикосновении к коже крапива жжется. Но оба растения являются лекарственными, помогают людям и животным.

Х/слово:  « Наш  сад»       (В. Берестов)

«Как чудесен наш сад на заре:

Весь сверкает, блестит в серебре.

Подорожник умылся росой,

Одуванчик горит золотой.

У забора крапива стоит,

В бриллиантах сияет, блестит.

Лёгкий ветер вдруг тронет листву

И уронит росинку в траву».

Игра: «Платок с узелком»   (казахская  н.и)

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок.

Участники становятся в круг вокруг водящего.

По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются.

Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок.

В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот — следующему и т.д.

Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т.д.

После этого он становится водящим.Правила игры.

Игра начинается по сигналу водящего.

Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге.

Нельзя отказываться от исполнения желания.

 

Труд: Собрать песок  в  песочницу.

Материал: ведерки  и лопатки.

 

№12

Наблюдение за дождем

Цель: Дать знания о приметах приближения летней грозы и дождя: небо затягивают низкие тучи, становиться душно, притихают  птицы, насекомые прячутся. Рассказать о пользе дождей для всего живого,   ведь без воды не могут  жить люди, животные, птицы, растения. Расширять познавательный интерес  детей  к  живой и не живой  природе.

Х/слово: А. Кочергина

«Тучки по небу плывут,

Дождик летний нам несут.

Тучки в тучку собрались.

Ливнем сильным пролились.

Прогремел июльский гром –

Стало всё свежо кругом.

Чистый лес, и сад, и луг –

Как красиво всё вокруг!»

 

Игра: «Гуси-гуси»     (русская  н.и)

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,

Съесть нас хочет!

— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси»  разбегаются,   «волк»  их ловит.

 

Труд: Собрать мусор  и камушки на площадке группы.

Материал: ведерки.

 

 

 

№13

Прогулка в парк

Цель: При рассматривании летнего парка, отметить многообразие  деревьев.  Закрепить названия этих деревьев и заметить, что в лесу деревья одного вида   растут большими пролесками или полянами  и такие леса называют  хвойные, липовые ит.д. Развивать любознательность детей, умение применять свои знания  в  повседневной  жизни.

Х/слово:  А. Кочергина

«Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.

Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если же есть и листва, и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья –

Тут все деревья от «А» и до «Я».

Игра: «Жмурки» (Кузбайлау уены)   (казахская  н.и)

Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Труд: Полить цветы  на клумбе.

Материал: ведерки  и лейки.

 

 

№14

Прогулка в степь

 

Цель:  Познакомить детей с  красотой  и ширью  степных просторов, обратить внимание  на растительный  мир  степей:  это  ковыль, клевер,  душица,  подорожник,  полынь. Рассказать о пользе растений  для  людей и животных.  Учить детей  любоваться  природой, не принося ей  вреда.

Х/слово:  «На жайляу»      Н. Жанаев

«На жайляу, на жайляу

С головой  укроют  травы,

На жайляу каждый рад

Покормить из рук ягнят.

Мчаться  к речке босиком.

Соревнуясь  с ветерком.

И на камешках  валяться.

В  наш  зеленый  дивный край

На  жайляу  приезжай!»

Игра: «Займи место»  (Буш урьш)   (казахская  н.и)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав  «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
 

Труд: Подмести беседку  на  участке группы.

Материал: веники  и лейки.

 

 

№15

Наблюдение  за  птицами

Цель:  Закрепить знания детей о птицах, прилетающих  на  участок:  названия птиц, сравнительную характеристику.  Обратить внимание  на то, как птицы  передвигаются (скачками, прыжками, шагом или  бегом), собираются они в стайки  или летают  в одиночестве, чем  питаются.  Как  птицы  реагируют  на  приближение  людей.  Воспитывать чуткое отношение  к  птицам.

Х/слово:  «ВОРОБЫШКИ»   О.А.Беляевская

«Обеими ножками враз —
Прыг-скок!
А ходить не умеем.
По снегу проезжих дорог,
По белым садовым аллеям.
Прыг-скок!
Короткая песня у нас:
Чик-чвик!
А другой мы не знаем.
Завидя добычу, мы вмиг
Комочками с крыши спадаем.
Прыг-скок! Чик-чвик!»

Игра: «Попрыгунчики-воробушки».    (русская  н.  и)

Чертится круг 5-8 метров в диаметре. Играющие, кроме одного водящего, который выбирается с помощью считалки, изображают «воробушек» и располагаются за кругом.

Водящий – «большая птица» – становится в середину круга. Воробушки, прыгая на двух ногах, то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него.

Большая птица, бегая в круге, не дает воробушкам собирать зерна и «клюет» их, дотрагиваясь рукой до игроков, оказавшихся внутри круга.

Воробушек, которого клюнула большая птица, продолжает играть. Воробушки стараются подольше побыть в круге, увертываясь от большой птицы.

Труд: Собрать песок  в  песочницу.

Материал: ведерки  и лопатки.

 

№16

Рассматривание  облаков

Цель: Путем  наблюдения  за  облаками, постоянно  меняющими свои  очертания,  развивать в детях воображение, фантазию:  на что они похожи? Куда и зачем  движутся  облака?  Что их гонит?  Из чего состоят?  Какие  облака могут  нести дождь? Воспитывать желание  узнавать что – то новое и интересное  об  окружающем.

Х/слово: Дождь (А. Барто)

«Хлещет ливень по кустам,

Бьёт без промаху!

Всю малину исхлестал,

Всю черёмуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Ливень! Ливень!

Вот так ливень!

Он всё громче,

Говорливей!»

 

Игра: « Удочка»   (русская  н.и)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва. 1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та “рыбка”, которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится “рыбаком”.

 

 

Труд: Собрать мусор  и камушки на площадке группы.

Материал: ведерки

№17

Рассматривание акации

Цель: Уточнить  отличительные  особенности кустарников от  деревьев, названия  всех, растущих на территории сада  кустарников.  При наблюдении за акацией  обратить внимание на периоды роста этого растения: весной  покрывается  мелкими, мягкими листочками, цветет  желтыми цветочками, а  летом  на  ней  появляются  зеленые стручки с семенами. Цветы и стручки  имеют сладковатый  вкус и нравятся животным, поэтому  акация  защищает  себя  колючими шипами. Учить  бережному отношению  к  деревьям  и  кустарникам.

Х/слово: «Акация»       Н. Александровская

« Простота и грация.
Зелёные висюльки.
Летом на акации,
Выросли сосульки.
Мелкие, зелёные,
Штук, наверно, двести.
В каждой той сосулечке,
Разместились дети.
Круглые горошины
Размером с ноготочек.
Спят рядком хорошие,
Укрытые в стручочек»

Игра: « Конное состязание»   (казахская  н. и)

Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу.

Первый игрок — конь — вытягивает руки назад – вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке. Правила игры: соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник.

 

Труд: Полить цветы  в  цветнике.

Материал: ведерки  и лейки.

 

 

№18

Наблюдение  за осами и пчелами

 

Цель:  Формировать представление детей  о жизни  насекомых,

учить отличать пчел и ос   по  величине  и     окрасу  туловища, месту обитания,  издаваемым  звукам.  На  цветущей  клумбе при  длительном  наблюдении, обратить внимание  на то, как насекомые  собирают  пыльцу.  Дать   знания  о  пользе  и  лечебных  свойствах  меда  и  заботе  человека  о  жилище пчел  (пасеки)  и сборе  меда.

Х/слово: «Пчелка»

«Залетела  к  нам  пчела

У  оконного  стекла.

Кружится,  старается,

Улететь   пытается.

Да  не  получается.

Я  дружить  хочу  с  пчелою,

Я  ей  форточку    открою:

-Улетай – ка,  на  свободу!»

 

Игра:  «БУБЕНЦЫ»   (русская  н. и)
Дети встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, другой – с завязанными глазами.

Все поют:
«Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!”
После этих слов “жмурка” ловит  увертывающегося  игрока.

Игра: « Узнай  и  назови  цветок»
Цель:
  Закрепить названия  садовых  цветов.

 

Труд: Подмести беседку  на  участке группы.

Материал: веники  и лейки.

 

 

 

 

№19

Опытно – экспериментальная деятельность

 Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Х/слово: « Жара»      Эмма Бицоева

«Среди двора стоит Жара,
Стоит и жарится с утра.
Залезешь в глубину двора –
И в глубине стоит Жара.
Жаре давно уйти пора,
Но всем назло стоит Жара.
Сегодня, завтра и вчера,
Везде Жара, Жара, Жара…
Ну, неужели ей не лень,
Стоять на солнце целый день?»

Игра: «МЯЧИК К ВЕРХУ»     (русская  н.и)
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: “Мячик кверху!” Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой!” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается.

Труд: Подмести беседку  на  участке группы.

Материал: веники  и лейки.

 

 

 

 

 

№20

                                Наблюдение за погодой

Цель:  Продолжать    закреплять  знания детей  о  летних  месяцах, о перемене  погоды  летом:  сильная  жара  может  смениться  дождем, внезапно  усилится  ветер  и  начнется пыльная  буря. Учить детей  самим определять  изменения в погоде по  характерным признакам.  Развивать  наблюдательность   и логическое  мышление.

Х/слово: « Хороший день»    А.Шибаев

«До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи,
Так приятно горячи!
И не надо,
Ни сапог,
Ни рубахи,
Ни чулок,
Ни тужурки,
Ни калош…
До чего денёк хорош!»

Игра: «Почта»   (русская  н.и)

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

– Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Почта!

– Откуда?

– Из города…

– А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

 

№21

Наблюдение  за  дорогой

Цель: Продолжать  учить детей  правилам безопасного  поведения  на  проезжей  части дорог.  Закрепить  знания  работы  светофора и умения применять эти  правила  в  жизни. Особое  внимание  обратить  на  то  где  можно  ездить  велосипедистам,  как  пересекать проезжую часть и пешеходный  переход.  Учить  правилу –  быть  внимательным на дороге.

Х/слово: «Светофор»      А. Табылдиев

«Разноцветные  три глаза

Он не открывает  разом,

И, конечно, всем  известно –

Он командует  проездом

Всех машин  на перекрестках:

Красным  глазом глянет грозно,-

Значит,  дан приказ – совет:

-Стойте! Ждите! Хода нет!

Желтым  глазом подмигнет-

Будь готов  идти вперед.

Глаз зеленый – не забудь –

Всем  сигналит: «В добрый  путь!»

Игра:  «Бабка Ёжка»    (русская  н.и)

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка                                                                           Костяная Ножка.                                                                           С печки упала,                                                                             Ногу сломала,                                                                                   А потом и говорит:                                                                       — У меня нога болит.                                                                       Пошла она на улицу                                                                                — Раздавила курицу.                                                                           Пошла на базар                                                                                                         — Раздавила самовар.

Бабка  Ежка  скачет  на  одной  ноге  и  старается  кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

Труд: Собрать песок  в  песочницу и полить  его.

Материал: ведерки  и лопатки

 

 

№22

Рассматривание  подсолнуха

Цель: Сформировать представления детей  о росте  и  пользе этого растения для человека, животных, насекомых, птиц. Рассмотреть  его  сильный  стебель- ствол и  крупные  листья. Его  цветок (он же  плод) привлекает  внимание  всех пчел  своими  желтыми лепестками, а птиц – своими семенами (семечками). И человек любит подсолнух  за вкусные семечки, из которых получают подсолнечное  масло. Воспитывать в детях  любознательность.

Х/слово: « Подсолнух»  М. Пронько

«Днём подсолнух в огороде
улыбается погоде.
По орбите круговой
вертит рыжей головой:
-Я, -хвалился он пырею, –
вместе с Солнцем землю грею!»

 

Игра: «Угадай имя» ( Дауыста, атынды айтам )  (казахская)

В середину круга выводят водящего, завязывают ему платком глаза и поворачивают несколько раз кругом, чтобы он не смог сориентироваться – где и кто сидит. А потом начинается самое главное. Водящий указывает на кого-либо из игроков рукой и говорит “Дауыста, атынды айтам” (т.е. “Подай голос, я угадаю твое имя”). Что ж, игрок, на которого пал выбор, голос подает, но изменяет его так, чтобы водящий ни в коем случае не узнал. Однако если хитрый водящий все-таки угадывает, чей это был голос, – то меняется с этим игроком ролями. Если же нет – он обязан понести шутливое “наказание”. Вот здесь и понадобится знание стихов и песен.

 

Игра: «Кто   ушел?»

Цель: Развивать  зрительное  внимание, память, быстроту  реакции.

 

Труд: Полить цветы  на клумбе.

Материал: ведерки  и лейки.

 

№23

Лето,  жаркая   пора!

Цель: Дать  знания  о  пользе  закаливания  и воздушных ванн в  летний  период, приучать детей  не бояться ходить босиком  по песку и траве,  загорать.  Вспомнить  с детьми правила  поведения на  открытом  воздухе в жаркий период летнего дня. Прививать детям чувство восторга и радости от общения с природой.

Х/слово: « ЛЕТО»   Е. Эрато

«Лето — это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето — яркие цветы
Необычной красоты,
Лето — тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! Лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт»

 

Игра: «Сакина»—«Колечко»  (казахская  н.и)

Сядьте широким кругом, вытянете руки со сложенными вместе ладонями. Водящий (он в центре круга) с «колечком» обходит игроков, делая вид, что опускает кольцо в ладонь. Вместо настоящего колечка вы будете использовать камешек, фантик от конфеты, ненужную пуговицу — вообще любой мелкий предмет. Водящий тем временем продолжает обходить круг. «Кольцо» остается у кого-то в ладонях, но ни водящий, ни тот, кому оставлено «кольцо», не должны ничем выдать себя. Вот наконец круг обойден, и по команде водящего игрок с «колечком» вскакивает и пытается бежать к центру круга. Но не тут-то было! По условиям, каждый игрок в ответе за своего соседа слева и задерживает его, не давая вскочить и убежать. Если ж, однако, обладателю «кольца» удастся беспрепятственно достичь центра круга — придется его нерасторопному соседу быть водящим.

 

Труд: Прополоть  цветы  в  цветнике  и  полить их.

Материал: ведерки  и лейки.

 

№24

Наблюдение  за стрекозами

Цель:  Закрепить знания детей о стрекозе , как о насекомом – хищнике.  Стрекозы  питаются  другими насекомыми – комарами и мошками, хватая их на лету. Живут они  возле водоемов, но могут залетать и далеко на сушу. Стрекозы красивые насекомые с огромными глазами и двумя парами прозрачных длинных крыльев,   при полете  издают  стрекот. Воспитывать интерес к природе  и желание познать новое о уже знакомом объекте.

Х/слово: «Стрекоза»  А. Кудочкин

«Все ты видишь, стрекоза, –

Телевизоры-глаза!

Твой стрекочущий полет,

Будто в небе вертолет,

А при экстренной посадке

Выставляешь смело лапки»

 

Игра: «Белый сундук и синий сундук»( Ак сандык пен кок сандык)    (казахская  н.и)

Два «батыра» становятся друг к другу спиной и цепляются руками. Затем, по сигналу, преодолевая отчаянное сопротивление противника, стараются все-таки перетянуть его к себе на спину! Да не забыть при этом, приговаривать: «Ак, сандык, па?» (т. е. «Белый сундук?»), или «Кок сандык, па?» (т. е. «Синий сундук?»).  Настоящему батыру, конечно же, удастся это сделать, и он не должен отпускать проигравшего, до тех пор пока тот не признает своего поражения: «Ак сандык, yтты» («Белый сундук победил») или «Кок сандык. утты» («Синий сундук победил»). Так кто же —«белый» или «синий»?

 

Игра:  «День  –  ночь»

Цель: Развивать быстроту реакции   при  смене  команды,  тренировать быстрый  бег.

 

Труд: Подмести беседку  на  участке группы.

Материал: веники  и лейки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *