Программа «Краеведение»


Кананыхина Анна Анатольевна

учитель начальных классов

ГУ «Затобольская школа-гимназия»

Пояснительная записка

      Программа  «Краеведение» составлена в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда», и Послания Президента «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»  для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана  на школьников 4 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной страны.   Программа  обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, посёлку, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Данная  программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с посёлком, районом, областью.  При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

 

        

 

Цель   программы

 

Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории, воспитанию патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям родного края, позволяющего осуществлять воспитание школьников, повышать интерес к истории родного края, Костанайской области, Костанайского района.

     

 Задачи программы:

 

образовательные:

  • формировать у младших школьников представления

об историческом прошлом и настоящем нашего поселка, района, области ; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие поселка, района, области, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
  • расширять и углублять знания учащихся по познанию мира.

 

развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
  • формировать учебную самостоятельность и деловые качества.;

воспитательные:

  • воспитывать уважение и любовь к родному краю;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям поселка, города;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве;
  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация– рефлексия. В ходе проектирования перед

человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это

может быть и событие, и предмет, – главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

 

 

 

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения,  предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческие и туристические технологии, проектные технологии.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Всего 34 часа.

 

 

 Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся

 

знать:

  • – что изучает краеведение;
  • – историю возникновения и развития Костанайского района, Костанайской области;
  • – семейные традиции, профессии;
  • – особенности природы Костанайского района;
  • – имена земляков, вошедших в историю поселка, района, области;
  • – памятники и памятные места;
  • – заповедные места нашего края;
  • – символику Костанайского  района;

 

уметь:

  • – составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную;
    • – принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
  • – пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях
    • – составить “паспорт” реки, растения, животных нашей области.
  • – изготавливать гербарий растений различных природных сообществ.

А также

соблюдение экологических норм и правил поведения на экскурсии;

оформление памяток, листовок, газет, буклетов;

разработка проектов, создание презентаций, составление альбомов.

 

Программа содержит четыре блока:

  • Моя семья
  • Моя школа
  • Мой родной район
  • Отечество. Наша Родина – Казахстан. Моя малая родина.

Полностью…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *