Змеи, ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змей и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.


Червева Маргарита Николаевна

учитель биологии

Коммунального государственного учреждения «Школа-гимназия №35 отдела образования акимата города Экибастуза»

Цель (обучения): Выявление отличительных признаков представителей класса пресмыкающихся.

Цель (личностного развития): Способствовать развитию навыков самостоятельной учебной деятельности и критического мышления.

Создание условий для формирования умений находить и отбирать информацию по данной теме.

Формирование умения использовать полученную информацию на практике и в жизни.

Ожидаемые результаты: А: знает и понимает – наиболее распространённых представителей вида, основные систематические признаки

вида, оказывать первую помощь пострадавшим при укусе змеи

                                              В: умеет – сравнивать виды животных между собой, сопоставлять теоретические знания и примеры из жизни.

 С: может – оценить деятельность других учащихся, сравнить, аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в

группе, осмысливать вопросы  высокого порядка.

 

 

 

Вре-

мя

Этапы

урока

Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используе-

мые модули

15΄ Побуждение – создание условий для развития умений анализировать, устанавливать причинно – следственные связи строения и функций;

 

-актуализация имеющихся знаний;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-пробуждение интереса к получению новой информации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-постановка учеником собственных целей обучения.

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
И к нам тихонько повернулись. 

Кто эти таинственные животные, почему их так называют?

 

 

 

Вопросы для актуализации

1.Правда ли, то у пресмыкающихся шейных позвонков всего 2: атлант и эпистрофей. Это единственные позвонки шейного отдела? (нет,  шейных позвонков 8).

2.Правда ли, что у змей все ребра прикрепляются к грудине, образуя грудную клетку? (Нет, большая часть ребер располагается свободно).

3.Правда ли, что у крокодилов в желудочке сердца нет перегородки? (Нет, в желудочке перегородка полная).

4.Правда ли, что слюнные железы выделяют секрет, смачивающий пищу, но не расщепляющий ее? (Да, это правда).

5.Правда ли, что хамелеоны относятся к отряду клювоголовые? (Нет, они относятся к отряду чешуйчатые, п/о хамелеоны).

 

Организация работы в паре (расчет 1,2).

Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями.(№1)

Особенности Представители
А) включает отряд Клювоголовые 1. рыбы
Б) включает класс Хрящевые 2. рептилии
В) дыхание жаберное и легочное
Г) дыхание легочное
Д) развита боковая линия
Е) трехкамерное сердце

 

2. Установите соответствие между признаком животных и классом. (№2)

Признак Класс
А)оплодотворение внутреннее 1. земноводные
Б)оплодотворение у большинства видов наружное 2.пресмыкающиеся
В) непрямое развитие
Г) размножение и развитие происходит на суше
Д) тонкая кожа, покрыта слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ

3. Назовите не менее 3-х признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

На доске составить классификацию класса пресмыкающихся, на примере прыткой ящерицы

Определение темы и цели урока

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают, отвечают с аргументаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельно, разъясняет другому, оценивают друг друга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает, выделяя главное

 

 

 

Составляет кластер, объясняет

 

Ставят цель, определяют тему

коллективная;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

Формативное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формативное

 

 

 

 

 

 

ВО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УиЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОдО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТиО

 

 

 

 

 

 

НПО

20΄ Реализация -получение новой  информации;

– определить значение рептилий в природе, жизни человека и необходимость их охраны;

совершенствовать умения распознавать изученные виды на рисунках, фотографиях;

– воспитание аккуратности  при работе в тетради;

– развитие креативности мышления;

-умения оценивать свою работу.

– развитие умений работы с текстом, выделять главное, критически осмысливать текст, задавать вопросы, находить необходимые сведения;

 

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Организация просмотра  компьютерной презентации.

 

Обратить внимание учащихся на фауну рептилий, виды, занесённые в Красную книгу, оказание первой помощи при укусе змей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника (найти сходства и отличия змей и ящериц)

 

 

 

 

 

 

Работа с дополнительным материалом (укусы змей)

Смотрят, слушают, конспектируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка «Солнышко»

 

Составляют диаграмму Венна на плакате, защищают

 

 

 

 

 

Рисуют постер «Первая помощь при укусе змеи»

Обдумывают практические задачи, формулируют ответ на вопросы

Коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповая

 

 

 

 

 

 

 

групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формативное

 

 

 

 

 

 

формативное

 

 

 

 

ИКТ

ОКМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКМ

 

 

 

 

 

 

 

НПО

 

 

 

10΄ Рефлексия -размышление, рождение нового знания;

 

 

 

 

 

 

-постановка учеником новых целей обучения.

Задает вопросы на закрепление темы

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи при линьке сбрасывают кожу целиком – «чулком».)

Как называются змеепитомники? (Серпентарии.)

Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (С помощью расположенного на голове органа, воспринимающего тепловые лучи.)

“Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

Задает домашнее задание, следит за записью в дневник: подготовить презентации «Черепахи», «Крокодилы».

 

Оценивает  и слушает оценивание учащихся

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

Оценивают работу группы (по критериям)

Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале, прикрепив стикер на удивительное животное:

А) отличное

Б) хорошее

В) удовлетворительное

Г) отрицательное

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная

Формативное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

суммативное

ТиО

ОКМ

 

 

 

 

 

 

ИКТ

 

 

ОдО

 

 

 

 

Приложение №1

Вопросы для актуализации

  1. Правда ли, то у пресмыкающихся шейных позвонков всего 2: атлант и эпистрофей. Это единственные позвонки шейного отдела? (нет,

шейных позвонков 8).

  1. Правда ли, что у змей все ребра прикрепляются к грудине, образуя грудную клетку? (Нет, большая часть ребер располагается

свободно).

  1. Правда ли, что у крокодилов в желудочке сердца нет перегородки? (Нет, в желудочке перегородка полная).
  2. Правда ли, что слюнные железы выделяют секрет, смачивающий пищу, но не расщепляющий ее? (Да, это правда).
  3. Правда ли, что хамелеоны относятся к отряду клювоголовые? (Нет, они относятся к отряду чешуйчатые, п/о хамелеоны).

 

 

Приложение №2

Текст для ознакомления

Встреча змеи и человека происходит, как правило, чисто случайно. Вообще змея очень осторожное животное: она прекрасно чувствует вибрацию почвы и при малейшем ее изменении прячется. Если же встреча все-таки произошла, то змея попытается скрыться, она не станет нападать первой. Более вероятна встреча со змеей в утренние часы и под вечер. В жару же змеи предпочитают не высовываться из своих нор.

Главное правило при встрече со змеей – не пытаться ее ловить. Безобидные ужи встречаются крайне редко, зато ядовитых сородичей у них – море. Криком змею не испугаешь: у нее нет ушей. Бить ее палкой тоже не стоит, так как нападение может привести к непоправимым последствиям. Лучше всего, не обращая на нее внимания, убраться побыстрее подобру-поздорову.

Меры предосторожности.  При путешествиях по опасным районам необходимо иметь высокие сапоги и брюки, которые не должны плотно облегать ноги. Если на ногах ботинки, то брюки заправьте в них с напуском. Предохраняют от укуса змеи и толстые шерстяные носки. Возьмите длинную палку-посох, для того чтобы раздвигать заросли. При путешествии в горах надо помнить: прежде чем руками обследовать расщелины в скалах, нужно с помощью палки проверить, нет ли там ядовитых змей. Чтоб змея не укусила на даче

-выкосите на даче траву. В низкой траве змеи не ползают.

-осторожно уберите кучи хвороста, тогда ползучие гады не сделают гнезд на территории дачи.

-внимательно смотрите под ноги, обращая внимание на “ветки”, “жгуты” и “кольца”, лежащие на тропе.

-отправляясь на прогулку, обувайте кроссовки.

-заходя в теплицы, парники и подходя к компостным кучам, будьте осторожней.

-змеи могут заползать в дом, поэтому приезжая на дачу (особенно если Вы редко там бываете), не помешает перепроверить дачную мебель на предмет наличия там змей.

Если змея все же укусила, не паникуйте! Первая помощь должна быть в основном ограничена иммобилизацией и быстрой транспортировкой в мед. учреждение (если пострадавший находится не более чем в 3-4 часах езды от больницы). Иммобилизация способствует значительному замедлению распространения яда. Нужно отметить, что яды змей распространяются по организму в основном по лимфатическим путям, а не по кровеносным. Известно, что из неподвижной конечности отток лимфы незначителен. Поэтому при иммобилизации укушенной конечности общие симптомы отравления развиваются очень медленно и не достигают большой степени выраженности, но при усилении движений признаки отравления резко нарастают.

Транспортировать больных, укушенных змеями, нужно только в положении лежа, конечности должны быть иммобилизованы с помощью шины или различных подручных средств. Пораженным ходить или сидеть нельзя, потому что нередко возникают головокружение, головная боль, тошнота, рвота, обморочное состояние.

Лимфатическая система отвечает по распространение по организму большинства ядов. Значительное лимфатическое распространение может быть остановлено при полной неподвижности затронутой части тела и очень плотной перевязке (такой же плотности как при растяжении щиколотки). Сначала на поврежденный участок положить ткань в виде подушечки, после чего плотно перебинтовать, не двигаться! Перевязка должна быть сделана без промедления сразу после обнаружения укуса, начиная с укушенной части в направлении с наружи к центральным частям тела. Наилучший способ достижения неподвижного состояния следующий: наложить шину, обеспечить общую неподвижность (например, положить на носилки). Если есть возможность, доставить средство передвижения к пациенту а не наоборот. Если укушена нога, то надо прибинтовать ее к другой, если рука, то зафиксировать ее в согнутом положении. Пострадавшему рекомендуется больше пить — воды, чая, бульона. От кофе лучше воздержаться, так как он оказывает возбуждающее действие. Ни в коем случае нельзя накладывать жгут. Во-первых, он не препятствует проникновению яда в вышележащие ткани, а во-вторых, жгут, особенно при укусах гюрзы и гадюки, пережимая сосуды, способствует еще большему нарушению обмена веществ в тканях пораженной конечности. В результате усиливаются их омертвение и распад, что чревато тяжелейшими осложнениями. НО правильное наложение лимфатического турникета: повязки шириной 2-4 см., наложенной свободно, так, чтобы между кожей и повязкой довольно свободно проходил палец руки, – показано. Такой турникет прекращает лимфообращение и кровоток в поверхностных венах.

Прижигание места укуса неэффективно, потому что длина ядовитых зубов змеи достигает подчас более сантиметра. При этом яд проникает в ткани, и поверхностное прижигание не способно его разрушить. А на месте прижигания образуется струп, под которым начинается нагноение. Применение “традиционных” способов оказания первой помощи укушенным змеями с целью обезвреживания яда: прижигание места укуса раскаленным железом, кипящим маслом, порохом, введение в зону укуса различных кислот и щелочей- НЕДОПУСТИМО. Все эти средства не разрушают яда и не ослабляют его действия на организм, а наоборот- усиливают некротизацию тканей и тяжесть состояния пострадавшего.

Самое эффективное средство при укусах особо ядовитых змей – противоядная сыворотка. Вводить ее надо внутримышечно, желательно не позднее чем через полчаса после укуса. Поэтому туристам, отправляющимся в места обитания особо ядовитых змей, следует иметь в походных аптечках ампулы с поливалентной противоядной сывороткой “антигюрза” или “антикобра — антигюрза” и все необходимое для ее введения. Хотим подчеркнуть: сыворотка применяется главным образом при укусах гюрзы, кобры, эфы. При укусе менее ядовитых змей можно обойтись без нее.

Алкоголь не является противоядием, как полагают некоторые, а, наоборот, затрудняя выведение яда из организма, усиливает его действие.

Укусы в голову, шею и спину – отдельная проблема. Если возможно, сильное давление должно применяться только вокруг укушенного участка. Как только повязка снята, яд начинает очень быстро распространяться по всему организму. Прежде чем снимать повязку нужно доставить пациента туда, где ему будет оказана профессиональная медицинская помощь.

-Не режьте и не вырезайте участок укуса!

-Не прижигайте рану!

– Не пытайтесь высасывать или выдавливать яд!

– Не пережимайте артерии!

Ни одно из этих действий не даст положительного эффекта и может только ухудшить ситуацию.

 

Первая помощь при укусе змеи

2

Укусы ядовитых змей опасны для человека. Наибольшую угрозу представляют собой среднеазиатские кобры, гюрзы и эфы. Смертельные исходы после укусов других видов змей, например, гадюк или щитомордников, бывают реже, но в некоторых случаях они могут спровоцировать появление тяжелых последствий. Именно поэтому так важно знать, что делать после укуса змеи.

Симптомы укуса змеи

Уже давно установлено, что беспричинно никакие змеи не нападают на человека. Также они не способны прыгать и преследовать. Во всех случаях змеи наносят укус, защищаясь, то есть человек сам является виновником таких действий этого пресмыкающегося. Чаще всего кусают змеи во время сбора грибов, хвороста, ягод и в пору сенокоса. Иногда встречаются случаи укусов во время ночевок у костра, куда подползают змеи, привлеченные теплом и светом.

Собираясь в путешествия по опасным районам, всегда следует надевать брюки и высокие ботинки. Вам не нужно будет думать, что делать при укусе змеи, если вы возьмете с собой длинную палку посох. С ее помощью вы будете раздвигать заросли или обследовать расщелины в горах. Увидев змею, лучше отступить, так вероятность укуса существенно снижается.

Если вас все же укусило это пресмыкающееся, то вы почувствуете характерные признаки. Первые признаки укуса – это:

  1. Чувствоонемения или парестезии (мурашки), которое быстро распространяющиеся по всей пораженной конечности.
  2. Боль.
  3. Головокружение, возможны обморочные состояния.
  4. Снижение артериального давления.
  5. Нарушение речи и глотания при питье.
  6. Неустойчивая походка, а через несколько минут и невозможность передвигаться и даже стоять на ногах.
  7. Учащенное дыхание и нарушенный ритм сердца.

Даже если вы не видели, как вас кусает змея, но почувствовали неприятное прикосновение, а также увидели одну или две ясно различимые точечные ранки (иногда царапины), обязательно прислушайтесь к своему организму. Вам требуется первая помощь при укусе змеи, когда вы видите отек, чувствуете тошноту, сонливость, лихорадку, у вас двоится в глазах и выступает холодный пот.

Оказание помощи при укусе змеи

Все знают, какие тяжелые последствия укуса змеи, но при возникновении такой ситуации нужно обязательно сохранять спокойствие. Если с вами кто-то есть, пошлите его за медицинской помощью или вызовите бригаду медиков. Чтобы замедлить распространение яда, необходимо:

  • ограничить подвижность пострадавшего (самостоятельное его передвижение запрещено);
  • обеспечить укушенному полный покой в горизонтальном положении, зафиксировав в полной неподвижности пораженную конечность;
  • начать энергичное отсасывание из ранки яда ртом (нужно сжать зубами ткань, которая окружает укус, выдавливая и высасывая, а также быстро сплевывая извлеченную жидкость на протяжении 15-20 минут);
  • зеленкой или йодом продезинфицировать место укуса;
  • наложить давящую повязку.

После того, как вы провели эти действия при укусе змеи, дайте пострадавшему попить воды или чая. Обильное питье помогает скорейшему выводу яда из организма.  Полностью нейтрализовать его действие сможет только сыворотка от укуса змеи, которую вводят подкожно, внутривенно иди внутримышечно.

1

Что нельзя делать?

Во время оказания помощи при укусе змеи категорически запрещено крестообразно разрезать место укуса или вырезать пораженный участок, это может привести к инфекции. Также не стоит прижигать ранку углями от костра или другими раскаленными на огне предметами. Неотложная помощь при укусе змеи не должна включать накладывание жгута, это только повышает риск смертельного исхода. Усугубить состояние может принятие алкоголя, ведь спиртное усиливает действие яда.

 

Приложение №3

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какое действие оказывает на человека змеиный яд в небольшом количестве? Где используется змеиный яд? Назовите признаки укуса змей? Что нужно делать при оказании первой медицинской помощи при укусах змей? Как защитить себя от укусов змей, гуляя по лесу?

 

Практические задачи.

  1. Выберите и определите, где чрезвычайная ситуация, где экстремальная, а где просто сложные условия?

а) Вы пошли летом в поход. Во время перехода болота один из участников не заметил гревшуюся на солнце змею и она, испугавшись, ужалила его. Он заметил на ее голове два больших желтых пятна (уж). Змея уползла. До ближайшей деревни 3 км по лесной тропе. В деревне есть амбулатория.

б) Вы пошли летом в поход. Во время перехода болота один из участников не заметил гревшуюся на солнце змею и она, испугавшись, ужалила его. Он заметил, что на ее голове не было двух больших желтых пятен. Змея, по виду серая с темной полосой на спине (гадюка), уползла. Поселок находится недалеко, но больницы там нет.

в) Вашему папе не везет. Его укусила змея (условно). Вместе с мамой срочно окажите ему первую медицинскую помощь. Сделайте это быстро, как предложено в инструкции.

Когда помощь будет оказана, объясните родителям, что рекомендуется делать для защиты от укуса ядовитых змей.

 

 

 

 

Приложение №4

Критерии для оценивания работы  в парах (группах): _______________________________________________________

шкала Баллы Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала  Эмоциональность Умение сотрудничать
13-15 3
8-12 2
4-7 1
0-3 0
итого
Общая сумма

 

Критерии для оценивания выступления от группы:

    1. Время
    2. Правильность
    3. Доступность изложения
    4. Логика изложения
    5. Речь
    6. Эмоциональность                    0-2 б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *