Развитие самостоятельной деятельности учащихся как условие компетентностного подхода к обучению

Алинова Айнагуль Ермухамбетовна,

классный руководитель 6 «А» класса

КГУ «ШГ № 35» города Экибастуз

     Скачать материал полностью…

Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции усвоения знаний, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. [1, 8с]

Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем объективного знания, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. Они формируются в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. Компетентность нельзя трактовать  как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это — приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки. Здесь учитывается и  способность применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике.

В настоящее время происходит отставание образования от новых реальностей жизни, девальвация его общественной значимости. На сегодняшний день сформировалось и все более углубляется противоречие между требованиями общества и деятельностью педагогов. А значит, сегодня перед педагогами ставятся новые задачи, требующие совершенствования форм и методов, приемов организации процесса. Целью педагога становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики через использование активных форм и методов обучения.

           Актуальность рассматриваемой проблемы, как средства повышения качества образования бесспорна, так как умение самостоятельно работать является залогом предоставления каждому учащемуся шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития ребенка с самыми разными способностями и направлениями интересов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением самостоятельного компонента в учебной деятельности  всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

           Задачей моей деятельности в данном направлении является рассмотрение аспектов формирования самостоятельной деятельности учащихся, используя компетентностный подход  с привлечением личного опыта и потребностей ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Проблема повышения эффективности самостоятельной работы не нова. Различные аспекты самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, П. И. Педкасистым, Н. А. Половниковой, А. В. Усовой и другими. Мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определили ее через понятие метод обучения, другие — через систему приемов обучения. П.И. Пидкасистый определил самостоятельную работу как средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью. В. И. Андреев, Б. П. Есипов считают правомерным отнести самостоятельную работу учащихся к формам организации учебной деятельности, т. к. в процессе самостоятельной работы могут быть применены различные методы и приемы обучения.

Итак, самостоятельная работа — форма организации учебной деятельности учащихся, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя в ходе, которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств [3, 25 с].

На уроках математики это может быть: работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, упражнений, подготовка сообщений, докладов, самостоятельная работа с ИКТ, различными карточками, заданиями [2, 30с].

На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь мы можем формировать умение составлять план ответа, выдвигать гипотезу и решать. Если учащиеся не умеют выдвигать гипотезу, то самостоятельная работа их заключается в изучении текста и составлении плана; самым слабым учащимся предлагаются вопросы плана, а они в тексте находят ответы [5, 36с].

Таким образом, новизной данного подхода является создание интерактивной среды, в которой реализованы осуществление самостоятельной деятельности учащихся на любом этапе урока на основе современных технологий обучения. Самостоятельная деятельность  на современном уроке  является залогом осуществления проектной и исследовательской работы учащегося. Так  результатом исследования  казахских сетчатых орнаментов при изучении темы «Движение на плоскости» получился научный проект, занявший призовое место в области.

Системное обращение к самостоятельной деятельности учащихся позволило  создание  учебно-методических пособий «Вопросы и задания для самопроверки курса математики» для учащихся 5-6 классов, рецензированных областным институтом усовершенствования. Материалы названных сборников рекомендуется использовать при организации повторения главы или курса . Структура содержания материала такова, что учащиеся сначала повторяют понятийный аппарат, затем их применение на различных уровнях сложности заданий. Каждая глава заканчивается экспресс — тестом из 10 заданий. Экспресс — тесты могут занимать в структуре урока разное место можно урок завершать или провести его в начале следующего урока. Это зависит от вида урока и уровня подготовки учащихся. Рекомендуемое  время проведения 20 минут. В структуру тестов вошли открытые и закрытые тесты; задания носят как вербальный, так и невербальный характер. Такой прием  тестирования учащихся предполагает более осмысленный подход к изучению предмета. Описываются критерий оценивания теста.

Приведем пример.

Глава IV.  Алгебраические выражения и их преобразования

Вопросы1. Какое алгебраическое выражение называется алгебраической суммой?

  1. Какие числа называются допустимыми значениями переменной в алгебраическом выражении?
  2. Что называется значением алгебраического выражения?
  3. Какие выражения называются тождественно равными?
  4. Как можно упростить выражение с использованием:

А) переместительного свойства,

Б) сочетательного свойства?

  1. Как можно упростить выражение с использованием законов сложения, умножения?
  2. Сформулируйте правило раскрытия скобок.
  3. Какие слагаемые называются подобными?
  4. Как привести подобные слагаемые?

Задания

Уровень А 1. При каких х выражение имеет смысл:

а)

  1. Раскройте скобки: а) 4а-(3в-с); б) х-(2у+с); в) а-(10в-3с+7)
  2. Вынести общий множитель за скобки:

а) ху-хв  б) ах-а   в) 15х-5у  г) хуz-xy

Уровень В 1. Впишите в рамочку пропущенное число или букву в тождественно равных выражениях:

а)  x(y+z)=xy+_z,    б) _(х+3)=1,2х+3,6   в)  10х-12х-3=_х-3   г) 0,25х 9у=_ху    д) 1,5х _у=-4,5 ху     е) 4ху-2хz=_(2x-z)

  1. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:

а) 4(7-5а)-(12-20а)   б) 2(3а-в)-(5а-2в)   в) 6(а+2у)-3(2а+в)   г)  5(4а+в)-2(а-в)

Уровень С  1) упростите выражение:

а) -0, 8х 0,45у (z);      б) 3(1,6x-0,7y)-1,8x+0,7;      в)x (-0,75y)  (0,6z)

г)-5(0,9x-1,1y)-1,5x+1,9y  д)   е)

  1. Найдите значение выражения:

1) 3(х+2у)-х при х+3у=1,1;    2) 3(0,6х+5у)-3х при 0,3+2n=4

Экспресс-тест 4. Алгебраические выражения и их преобразования

Технологическая матрица

  Воспроиз

ведение

Применение Интеграция % соотношение
Числа и переменные 1,8     20
Тождественные преобразования 3,2 6,9 7,10 60
Геометрическая фигура   4,5   20
  40 40 20  

Структуризация теста

Программный материал Какие ЗУНы применялись
Числа и переменные Нахождение значений буквенных выражений, области определения буквенного выражения, составление выражения с заданной областью определения
Тождественные преобразования Упрощение выражений на основе законов действий, нахождение коэффициента произведения буквенных выражений, составление верного равенства, содержащего скобки
Геометрическая фигура Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда, периметра всех ребер

Спецификация теста

1 Нахождение значения буквенного выражения
2 Нахождение области определения буквенного выражения
3 Нахождение коэффициента
4 Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда при процентных зависимостях длины, ширины, высоты
5 Практическое задание на нахождение длины проволоки, необходимого для изготовления каркаса прямоугольного параллелепипеда
6 Заполнение пропусков для получения верного равенства
7 Упрощение буквенного выражения
8 Воспроизведение правила раскрытия скобок
9 Выявление законов действий дающих тождественное выражение
10 Составление выражения с заданной областью определения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.