Создание математической образовательной среды как развитие личностной компетенции школьника


Алинова Кульгазира Мажитовна,

Тайганова Айман Рахимбердиновна,

Алинова Айнагуль Ермухамбетовна,

учителя математики

коммунального государственного учреждения

«Школа – гимназия № 35» города Экибастуза

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Находясь в условиях перехода к 12-летней образовательной парадигме, приходится сталкиваться с различными, порой полярными, точками зрения на самые разные проблемы. К ним относится проблема развития способности учащихся к обучению. Таким образом, необходимость формирования ключевых компетенций у учащихся на уроках есть требование для успешной адаптации человека в современном обществе.

А. В. Хуторской определяет компетенцию, как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [1] Значит, требования к образовательной подготовке ученика соответствуют ключевым компетенциям. Они включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным подходом к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Рассмотрим развитие личностной компетенции ученика через уроки математики. Критериями личностной компетенции являются следующие качества человека: способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным. Другими словами, развитие индивидуальных способностей и талантов, знание своих сильных и слабых сторон, способность к рефлексии, динамичность знаний должны находится в поле зрения учителя и ученика. В последнем такую необходимость надо организовать. [3]

Аристотель заметил, что ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. Курс математики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. [2] Не секрет, что именно математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной кропотливой и значительной по объекту самостоятельной работы, причем весьма специфической и разнообразной. Именно поэтому мы пришли к выводу, что без систематического самостоятельного труда школьников не обойтись.

Необходимо прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания и пользоваться ими в различных ситуациях. Приведем некоторые приемы активизации самостоятельной деятельности на уроках математики, апробированные педагогами школы. Например, рассмотрим конкурсы как форму организации самостоятельной деятельности учащихся.
Конкурс творческих работ старщеклассников мы обычно проводим в несколько этапов. По возможности на такой урок приглашаются ученики из других классов, учителя, родители. В течение выступления, учащиеся очень внимательно слушают, делают записи: готовят вопросы, замечания, дополнения. После защиты каждой работы проходят обсуждение, учащиеся задают вопросы выступающему, выясняют непонятное, оценивают выступление, анализируют содержание представленной работы.
Далее выставка творческих работ оформляется в кабинете математики. С работами могут ознакомиться все учащиеся. Учащимся предлагается выделить наиболее понравившиеся, на их взгляд, работы и отдать этим работам свой голос. Так можно среди всех работ выбирать две-три лучшие, которые выходят на участие в работе школьной научно-исследовательской конференции. Другим примером служат практико-ориентированные прикладные задания. Они нацелены на социальные интересы самих учащихся или внешнего заказчика. Так, например, задание «Выход в пространство» учащиеся моделируют из подручных материалов реальные объекты и отношения в задачах стереометрии на параллельность и перпендикулярность. Именно такие задания способствуют развитию пространственного представления стереометрических объектов. Отметим преимущества подготовки и проведение подобного рода деятельности учащегося.

  1. Ученик приобретает новые знания, умения, навыки не только в области математики, но и в других областях знаний.
    2. У ученика вырабатывается настойчивость, умение мыслить и логически рассуждать, развивается грамотная математическая речь.
    3. Ученик самосовершенствуется, самоутверждается.
  2. Ученик выполняет работу без активной помощи посторонних, для достижения цели он сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих затруднений и способы их устранения.
    5. Появляется возможность получить не только хорошую оценку, но и стать участником предметных научно-исследовательских конференций.
    6. Ученик имеет возможность использовать свою работу в дальнейшем.
    Таким образом, участие в конкурсе творческих работ является источником развития личностных компетенции школьника.
    Остановимся на развитии личностных компетенции при подготовке к итоговой аттестации за курс средней школы. Проверка всего курса отличается от тематической проверки. Тематический измеритель содержит задания уже по известной теме. Структура заданий итоговой аттестации такова, что охватывает вопросы всего курса математики. Поэтому очень важно иметь инструмент, который является компасом во всей программе курса.                 В связи с этим существенно, чтоб учащийся видел предмет в целом. Таким средством является таблица «Структурные линии курса алгебры», в которой выделены основные структурные линии числа, функции, уравнения, неравенства, тождественных преобразований и элементов математической статистики. Здесь также обозначены содержание каждой линии по каждому классу, т. е. устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи. Как правило, знакомство и уточнение элементов этой таблицы происходит на первом уроке математики в начале учебного года.

В измерителе с привлечением нескольких тем следует учесть следующие моменты:

  • Важно научить учащихся читать задание один раз и понимать его. В переводе на язык математики ученик должен уяснить условие и требование задания.
  • Выяснить: есть ли стандартный алгоритм.
  • Определить: познавательный объект явный или косвенный.

Для подготовки к такой работе нами выработана следующая система.

  1. Формируем группы заданий, созвучных структурным линиям курса и источникам итоговой аттестации выпускника.
  2. Активно отрабатываем теоретический материал: учащиеся составляют вопросы, опорные конспекты, акцентируются наиболее трудные вопросы.
  3. Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем. Задания максимально индивидуализированы, путем составления вариации из различных сборников.
  4. Организуется защита выполненных работ с представлением способа решения.
  5. Проводится коррекционная работа.

Для проведения этой работы учащимся предлагается матрица с номерами заданий из сборников. На следующем этапе организации самостоятельной деятельности предлагается найти задания по конкретной структурной линии из предложенных сборников самим учащимся. Обучаемые дети работают по критериям:

  • Анализ типологий заданий в указанных источниках.
  • Письменное решение заданий в отдельных тетрадях.
  • Выбор одного (значимого, интересного, проблемного) задания для устной защиты.
  • Результат оценивается двумя оценками (письменное решение и устная защита).

Подготовка курса геометрии имеет свои особенности. Весь курс геометрии разбит на блоки.  Теоретический материал   трансформируется в опорный конспект, который проверяется и оценивается учащимися групп сменного состава. Далее следует составить экспресс-тест, состоящий из десяти заданий, взятых из сборника ЕНТ. После проверки теста учителем, тесты раздаются ученикам в произвольном порядке для нахождения ошибок. Даются критерий оформления опорного конспекта и оценки теста.  Теперь тест оценивает ученик, после чего он сверяет результат. Таким образом, тема подвергается четырехкратному повторению, что способствует прочности усвоения. Разработанная система апробируется в течение ряда лет с внесением в нее коррекции, обеспечивая деятельностный подход в систематизации курса математики.

В заключении остановимся на основных требованиях в разработке дидактического обеспечения личностного ориентированного процесса:

– Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт обучающегося;

– Учитель организует изучение учебника  не только на расширение объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта ученика;

– Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

– Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;

– Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов деятельности.

Мы убеждены, что каждому ребенку для развития нужна образовательная среда, включающая организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы. Учитель должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося.

Наш опыт работы в данном направлении позволил создать следующие рецензированные сборники «Дробно рациональные функций», «Задачи планиметрии в режиме метода проектов», «Вопросы и задания для самопроверки курса математики 5-6 классов», «Изящная геометрия» и др., а также рецензированных программ спецкурсов для вариативного преподавания предмета.

 

Литература:

  1. А. В. Хуторской // Интернет журнал «Эйдос», – 2002. -23 апреля // www eidos. ru
  2. Д.Г. Левитес, Практика обучения, современные образовательные технологии: М.-Воронеж. 1998. -288с
  3. ГОСО РК, Астана – 2012
  4. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК «Руководство для учителя» (Первый продвинутый уровень) //www.cpm.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *