“От сердца к сердцу”


КГУ «Ломоносовская средняя школа»

 Провела педагог-психолог: Горшкова Т.А.

Семинар – тренинг с родителями

“От сердца к сердцу”

Цель: формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Задачи:

  • Помочь устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении;
  • Оказывать поддержку партнеру по общению;
  • Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок;
  • Находить эффективные решения конфликтных ситуаций;
  • Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

 

Методы: упражнения-тренинги; игры; творческая деятельность; беседа.

                                                 Ход урока

  1. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать быстро и поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто является учеником 5 класса, кто является родителем…, кто испытывает неловкость от присутствия большого количества людей.., кто считает, что семья – самая большая ценность…

Такая игра хорошо поднимает настроение и сближает участников.

  1. Упражнение «круг знакомств».

Оборудование: пушистый клубок ниток.

Игра «Паутинка». В руках у ведущего клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и передает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка учитель просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:

  • Какая твоя мама?
  • Что она любит делать?
  • Что ей нравится, что ей не нравится?

 

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем передать клубочек следующему рассказчику, каждый. Обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: «На что похоже то, что у нас получилось?» Ответов много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.

Ведущий обращает внимание на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их. Ребенок отдает клубок своему родителю. Тот сматывает нить.

  1. Упражнение «Знакомство руками»

Оборудование: повязка на глаза по числу пар, запись спокойной музыки.

Участники встают в два круга: внешний и внутренний. Дети во внутреннем кругу стоят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему встает во внешний круг взрослый.

Инструкция: сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включается музыка). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь –  поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Взрослые, откройте глаза и перейдите на один шаг вправо. Вам предстоит новая встреча. Закройте глаза, протяните вперед руки и т.д.

В конце упражнения снять повязки и всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение.

  • Узнали ли вы те единственные, родные руки? (вопрос к детям)
  • Какое из предложенных действий руками Вам было легче производить с собственным ребенком?
  • Какое из действий было делать сложно? (вопросы к родителям)
  • Иногда слова, оказываются не нужны, общение между близкими, родными людьми может происходить и без слов. Порою достаточно просто находиться рядом, почувствовать прикосновение, безусловную поддержку и понимание.
  1. Упражнение «Рисунок вдвоем»

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах (родитель-ребенок). Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться «Наш дом».

Во время выполнения упражнения ведущий включает спокойную музыку.

  • Расскажите о доме вашей мечты для вашей семьи.
  • Как был нарисован рисунок?
  • Кто был инициатором идей?
  • Что помогало или мешало работе?
  • Каким образом договаривались о прорисовке деталей?

С родителями обсуждаются особенности взаимодействия родителей и детей.

– Охарактеризуйте взаимодействие Вас и Вашего ребенка, что это: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование?

  1. Упражнение «Преодолей препятствие»

Оборудование: стулья и столы для сооружения «препятствия»посредине комнаты.

Инструкция: сейчас вся группа соберется у одной из стен. Работаем в паре (родитель-ребенок). Родителю завязывают глаза, он является «Слепым», ребенок – поводырь. Каждой паре нужно добраться до противоположной стены.

Для этого необходимо преодолеть препятствия. После того, как все участники соберутся на той стороне, мы обсудим, как вы это делали, насколько родители доверяли своим детям и насколько хорошо дети заботились о своих родителях.

Вопросы к родителям

– Вы находились в положении «ведомого», это положение для Вас, согласитесь, необычное. Чаще Вы управляете ситуацией. Насколько Вы доверяли своим детям, не было ли страха? Как Ваш ребенок о Вас заботился?

Вопросы к детям

-Ребята, легко ли вам было направлять своего родного человека? Ведь это большая ответственность. Как вы себя чувствовали? Слушались ли вас ваши родители?

  1. Завершение занятия.

Учитель просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы:

  • Что Вам запомнилось из сегодняшнего тренинга?
  • Что показалось необычным?
  • Что для Вас было особенно трудно выполнить?
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *