Статья “Методика формирования дискурсивной компетенции на уроках английского языка”
Кириллова Елена Викторовна
учитель английского языка
КГУ «Школа –гимназия №35» г. Экибастуз
Начальное обучение английскому языку помогает на среднем и старшем этапах более успешному овладению данным языком. Изучение английского языка- это длительный процесс, требующий усилий и терпения. Многие думают, что овладеть английским языком можно легко, так как грамматика легче, чем в современном русском или казахском языках. Но это не так. Существуют проблемы в правописании слов, произношении, предлогах. Очень много исключений из различных правил и английский язык имеет самый большой вокабуляр в мире около 1 млн.слов (500000 лекс.ед и 500000 технических терминов).
Поэтому перед учителями английского языка стоит непростая задача за 2 часа в неделю научить учащихся английскому языку, т .е приобщить к иной культуре, способствовать приобретению необходимого уровня коммуникативной компетенции.
Без новых технологий, методик и системного подхода не обойтись.
Одна из современных методик- методика формирования дискурсивной компетенции. Понятие «дискурс» стало использоваться в теории обучения иностранным языкам в 70-ые годы. За этот период его трактовка перетерпела существенные изменения и, как следствие, изменилась его роль.
Если в 70-80-е годы дискурс понимался как связанная последовательность предложений или речевых актов, т.е соответствовал понятию «текст», то в настоящее время дискурс определяется как «сложное коммуникативное явление, включаемое кроме текста еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, цели адресата), необходимые для понимания текста.
Таким образом, понятие дискурса расширилось, оно не совпадает с текстом и поэтому имеет право на самостоятельное существование в теории обучения английскому языку.
Дело в том, что текст является тем центром, вокруг которого строится вся система обучения. Являясь целостным и законченным по содержанию и по форме речевым произведением, текст репрезентирует определенную тему и акт общения, содержит изучаемый лексико- грамматический материал, служит образцом речевой коммуникации носителей языка. Таким образом, текст прежде всего является носителем определенной информации, а также образцом использования конкретного языкового материала. Однако с позиции современных целей обучения общению этих функций недостаточно. Не следует забывать, что главным в акте общения является не смысл текста, и тем более не его языковая форма, а выражение и достижение коммуникативных целей партнеров. При этом текст выступает как средство достижения этих целей. Общеизвестно, что нельзя рассматривать средство в отрыве от цели.
В отличие от текста, дискурс является, прежде всего, образцом реализации определенных коммуникативных намерений в контексте конкретной коммуникативной ситуации. Таким образом, дискурс – это не только продукт речевой деятельности, но и процесс его создания.
Из вышеизложенного можно сделать следующий методический вывод: ученик не должен заучивать тексты как некие образцы языковой реализации определенной темы, а создавать, воспринимать дискурсы, исходя из коммуникативной цели и ситуации общения. Поэтому, общаясь на занятиях, ученики должны прежде всего определить свою коммуникативную цель: зачем они говорят или пишут. Основываясь на этом, ученики выбирают тему и тип дискурса.
Очевидно, что речевые умения сложны и для их формирования требуются систематическое обучение. Для этого необходима целенаправленная методика обучения порождению и восприятию дискурсов.
Основные положения методики формирования дискурсивной компетентности:
- Дискурс занимает центральное место в системе обучения межкультурной коммуникации.
2 Обучению должен предшествовать отбор типов дискурсов и ситуаций.
Применительно к средней школе это типы дискурсов, используемые в повседневной жизни. К ним относятся: сообщение на бытовую, культурологическую, учебную тему, расспрос на те же темы, просьба, объяснение поступка, факта, явления, описание предметов, событий, рассказ, оценка, согласие или несогласие, одобрение или осуждение, спор и т.д.
- Ознакомление с конкретным дискурсом должно основываться на аудио – визуальном его предъявлении.
- Обучение порождения восприятию дискурса включает три этапа : ознакомление, тренировка, практика в общении.
Ознакомление включает: вступительную беседу преподавателя, в которой указывается коммуникативная цель общения, представляются коммуниканты, представление дискурса, контроль понимания, анализ ситуации и речевого, и неречевого поведения коммуникантов.
Тренировка включает: восприятие и анализ нескольких дискурсов одного типа, упражнения для закрепления языковых средств, воспроизведение дискурсов.
Практика в общении включает:
а)Управляемое общение. Учащимся предлагается коммуникативная ситуация, тип дискурса и его тема. Они должны его понять или создать по аналогии с изученным. Например, запрос информации ( неофициальное общение):
Вы приехали в Англию или США. Познакомьтесь с членами семьи, узнайте, как хозяева предполагаю проводить время, пока вы будете у них в гостях.
Официальное общение: Вы приехали на стажировку. Представьтесь сотруднику, к которому вас прикрепили, расспросите об его условиях стажировки.
После выполнения задания проводится подробный анализ дискурса и выполняются упражнения для ликвидации отмеченных недостатков. Например, использование приветствий, форм вопросов и т.д.
б)Свободное общение. Учащимся предлагается коммуникативная ситуация и определенная коммуникативная цель. Они сами выбирают тип дискурса и организуют свое речевое и неречевое поведение. Например, неофициальное общение: удовольствие от пребывания у них в гостях, хозяева расспрашивают о ваших впечатлениях, приглашают приехать еще раз.
Официальное общение:
Вы приехали на предприятие с целью заключить договор о поставке оборудования, проведите переговоры с представителями предприятия.
После выполнения задания проводится анализ речевых действий коммуникантов с точки зрения их адекватности коммуникативной цели и ситуации общения, правильности выбора типа дискурса и его языкового оформления.
На данном этапе работы основным приемом обучения являются ролевые и деловые игры ( «За столом» (гость-хозяин), «На улице» ( местный житель – приезжий), «Твой друг собирается пройти собеседование с работодателем. Он никогда раньше не бывал в таких ситуациях. Обсуди с ним возникшую проблему, попробуй дать несколько дельных советов). Такова система обучения общению, которая, как свидетельствует опыт, обеспечивает овладение учащимися необходимыми для общения типами дискурсов и способствует формированию коммуникативной компетенции.
Литература
- Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса. Вступительная статья к книге Т.А. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989. – С. 5-11.
- Кучеренко О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения. М., 2000. – С. 32.
- Энциклопедический словарь. – М., 1981. – С. 1324