Открытый урок в 9 классе “Повторение сложносочиненных, сложноподчиненных предложений”
Токмаганбетова Асем Каримжановна
Учитель русского языка и литературы с казахским языком обучения.
Акмолинская область,
Жаксынский район
с.Беловодское. ГУ «Беловодская средняя школа»
Класс 9.
Русский язык
Тема урока:Повторение сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
Типы сложноподчиненных предложений.
Лексическая тема: Алматы.
Цели и задачи:
Повторить и закрепить знания о ССП, СПП.
Совершенствовать у учащихся речевые и пунктуационные навыки
Воспитывать работоспособность у учащихся.
вид урока: урок-путешествие.
наглядности: картинки об Алматы, слайдовая презентация достопримечательности южной столицы, интерактивная доска.
Межпредметная связь: история Казахстана, география.
Ход урока:
Организационный момент: психологический настрой детей к уроку.
Познакомить учащихся с формой проведения урока, путешествие по городу, по южной столице Алматы.
Почему выбрала именно этот город, потому что лексическая тема наша об этом городе, не только услышим, но и увидим своими глазами. За каждым достопримечательностью города мы будем делать привал, где нас ждут задания, выполним задание – двигаемся дальше.
-Итак, это карта нашей всеми любимой Республики Казахстан.
-Вот карта города Алматы. А как раньше назывался этот город?
-Верный.
-В какие годы был нашей столицией? /1929-1997/гг.
Учитель: У подножия гор Алатау, в зеленой долине раскинулся крупнейший город нашей Республики – Алматы.
Сделаем остановк, а называется она «Теоретическая»
/Показ слайда/
-Какие виды предложения есть в русском языке? /простые, сложные./
-Простые предложения состоит из каких частей? /одна грамматическая основа предложения/
-Какие предложения называются сложными? /состот из нескольских простых предложений /
-На какие типы по средствам связи делятся СП? /союзные,бессоюзные/
-Чем простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга? /запятыми/
-Бессоюзные? /с помощью интонации,запятыми/.
-Хорошо, справились с заданием, продолжим экскурсию по Алматы. /слайд гостиницы «Казахстан» /
-Своеобразным символом Алматы служит высотное здание гостиницы «Казахстан».
Увенчанное золотой короной устремляется ввысь .Рядом с гостиницей нахадится Дворец Республики.
-Сделаем остановку, а называется «Сочинительная».
-какие предложения называется ССП? /из двух равных частей/.
-Как они соединяются? /сочинительными союзами/.
-Какие сочинительные союзы есть ? /соединительные:тоже, акже, ни…ни./
разделительные союзы: /или, или…или.то…то, либо/.
противительные: а, но, однако, зато/.
-Откроем тетради, записываем число, классная работа.
-Задание этой остановки: Из простых предложений составить ССП, правильно определить тип союзов.
1.Поедем вместе … уеду один. /разделительный союз или/.
2.Мы заблудились … прохожий указал дорогу. /но/
3.Цвели сады … жители радовались. /а/
4.Экскурсия начиналась … мы многое увидели. /но/
5. Построены здания … подземные переходы. /и/
6.Была зима … в городе тепло. /но/
Показ слайда Мемориал Славы.
Хозяевам города есть,что показать своим гостям.
Незабывамое впечатление оставляют Мемориал Славы, воздвигнутый в честь героев гражданской и Великой Отечественной войны. Рядом с Мемориалом находится академический театр оперы и балета имени Абая.
Очередная наша остановка «Подчинительная».
-Какие предлож.называется СПП? /из двух предложений., неравных частей: главной и придаточной /.
-Какое предложение подчиняется по смыслу и строению? /придаточное к главному/.
-Как соединяется главное с придаточными ? /подчинительными союзами/.
-А какие подчинительные союзы мы знаем? /что, чтобы, если, когда, как, потому что, для того чтобы, который \.
-Каких видов придататочных предложений мы знаем? /прид.условий, цели, места, времени, обр.действий. и т д/.
Задание этой остановки: прочитать СПП, определить тип предложения , расставить знаков препинания, начертить схемы.
1.Если я приеду в Алматы еще раз то обязательно схожу на «Медео» /прид.усл.если … то /
2.Чтобы сократить путь мы передвигались на автобусе. /прид.цели чтобы /
3.Оттого что с моря дул сильный ветер стоять на берегу было невозможно. /прид.прич. оттого что… \
4.Пока экскурсовод рассказал о картине мы интересовались зданием. /прид.времени. пока/
5.Национальная библиотека Республики Казахстан находится в Алматы там где пересекаются проспекты Абылай хана и Абая. /прид.места /там-указ.сл
6.Интерес к искусству так возрастает что музеи и картинные галереи посещают все больше людей. /прид.обр.действ./
Сделаем отдых-привал.
-Представьте себя на миг поэтом, нам надо сочинить синквейн..
А существительным будет наша северная столица – Астана.
1-строка- существительное – Астана.
2-строка-прилагательное – красивая, любимая.
3-строка- глагол – любим, строим.
4-строка- предложение – Мы любим нашу Астану
5-строка- словосочетание – Любимая Астана.
Показ слайда площадь Республики
Главная площадь Алматы – площадь Республики.
Она раскинулась там, где стояли ветхие домики. Площадь – это место, на котором проходят праздничные шествия, спортивные праздники, народные гуляния.
Последняя наша остановка «Бессоюзные».
Дополните вторую часть БСП.
Работа по карточкам.
Подэтожим наш урок заполнением кластера.
ССП—————-СПП— общее сходство и различие.
Взаимооценивание учеников.
Метки: 9 класс