Открытый урок в 9 классе “Повторение сложносочиненных, сложноподчиненных предложений”


Токмаганбетова Асем Каримжановна

Учитель русского языка и литературы с казахским языком обучения.

Акмолинская область,

Жаксынский район

с.Беловодское. ГУ «Беловодская средняя школа»

Класс 9.

Русский язык

Тема урока:Повторение сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.

Типы сложноподчиненных предложений.

Лексическая тема: Алматы.

Цели и задачи:

Повторить и закрепить знания о ССП, СПП.

Совершенствовать у учащихся речевые и пунктуационные навыки

Воспитывать работоспособность у учащихся.

вид урока: урок-путешествие.

наглядности: картинки об Алматы, слайдовая презентация достопримечательности южной столицы, интерактивная доска.

Межпредметная связь: история Казахстана, география.

 

Ход урока:

Организационный момент: психологический настрой детей к уроку.

Познакомить учащихся с формой проведения урока, путешествие по городу, по южной столице Алматы.

Почему выбрала именно этот город, потому что лексическая тема наша об этом городе, не только услышим, но и увидим своими глазами. За каждым достопримечательностью города мы будем делать привал, где нас ждут задания, выполним задание – двигаемся дальше.

-Итак, это карта нашей всеми любимой Республики Казахстан.

-Вот карта города Алматы. А как раньше назывался этот город?

-Верный.

-В какие годы был нашей столицией? /1929-1997/гг.

Учитель: У подножия гор Алатау, в зеленой долине раскинулся крупнейший город нашей Республики – Алматы.

Сделаем остановк, а называется она «Теоретическая»

/Показ слайда/

-Какие виды предложения есть в русском языке? /простые, сложные./

-Простые предложения состоит из каких частей? /одна грамматическая основа предложения/

-Какие предложения называются сложными? /состот из нескольских простых предложений /

-На какие типы по средствам связи делятся СП? /союзные,бессоюзные/

-Чем простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга? /запятыми/

-Бессоюзные? /с помощью интонации,запятыми/.

-Хорошо, справились с заданием, продолжим экскурсию по Алматы. /слайд гостиницы «Казахстан» /

-Своеобразным символом Алматы служит высотное здание гостиницы «Казахстан».

Увенчанное золотой короной устремляется ввысь .Рядом с гостиницей нахадится Дворец Республики.

-Сделаем остановку, а называется «Сочинительная».

-какие предложения называется ССП? /из двух равных частей/.

-Как они соединяются? /сочинительными союзами/.

-Какие сочинительные союзы есть ? /соединительные:тоже, акже, ни…ни./

разделительные союзы: /или, или…или.то…то, либо/.

противительные: а, но, однако, зато/.

-Откроем тетради, записываем число, классная работа.

-Задание этой остановки: Из простых предложений составить ССП, правильно определить тип союзов.

1.Поедем вместе … уеду один. /разделительный союз или/.

2.Мы заблудились … прохожий указал дорогу. /но/

3.Цвели сады … жители радовались. /а/

4.Экскурсия начиналась … мы многое увидели. /но/

5. Построены здания … подземные переходы. /и/

6.Была зима … в городе тепло. /но/

Показ слайда Мемориал Славы.

Хозяевам города есть,что показать своим гостям.

Незабывамое впечатление оставляют Мемориал Славы, воздвигнутый в честь героев гражданской и Великой Отечественной войны. Рядом с Мемориалом находится академический театр оперы и балета имени Абая.

Очередная наша остановка «Подчинительная».

-Какие предлож.называется СПП? /из двух предложений., неравных частей: главной и придаточной /.

-Какое предложение подчиняется по смыслу и строению? /придаточное к главному/.

-Как соединяется главное с придаточными ? /подчинительными союзами/.

-А какие подчинительные союзы мы знаем? /что, чтобы, если, когда, как, потому что, для того чтобы, который \.

-Каких видов придататочных предложений мы знаем? /прид.условий, цели, места, времени, обр.действий. и т д/.

Задание этой остановки: прочитать СПП, определить тип предложения , расставить знаков препинания, начертить схемы.

1.Если я приеду в Алматы еще раз то обязательно схожу на «Медео» /прид.усл.если … то /

2.Чтобы сократить путь мы передвигались на автобусе. /прид.цели чтобы /

3.Оттого что с моря дул сильный ветер стоять на берегу было невозможно. /прид.прич. оттого что… \

4.Пока экскурсовод рассказал о картине мы интересовались зданием. /прид.времени. пока/

5.Национальная библиотека Республики Казахстан находится в Алматы там где пересекаются проспекты Абылай хана и Абая. /прид.места /там-указ.сл

6.Интерес к искусству так возрастает что музеи и картинные галереи посещают все больше людей. /прид.обр.действ./

Сделаем отдых-привал.

-Представьте себя на миг поэтом, нам надо сочинить синквейн..

А существительным будет наша северная столица – Астана.

1-строка- существительное – Астана.

2-строка-прилагательное – красивая, любимая.

3-строка- глагол – любим, строим.

4-строка- предложение – Мы любим нашу Астану

5-строка- словосочетание – Любимая Астана.

Показ слайда площадь Республики

Главная площадь Алматы – площадь Республики.

Она раскинулась там, где стояли ветхие домики. Площадь – это место, на котором проходят праздничные шествия, спортивные праздники, народные гуляния.

Последняя наша остановка «Бессоюзные».

Дополните вторую часть БСП.

Работа по карточкам.

Подэтожим наш урок заполнением кластера.

ССП—————-СПП— общее сходство и различие.

Взаимооценивание учеников.

 

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *