Преподавание предмета «Информатика» в условиях обновления содержания образования: актуальные проблемы и способы решения


Барлыбаева Гаухар Амановна

учитель информатики

КГУ «Школа-гимназия № 35» г.Экибастуза

Обновление содержания образования – это прежде всего пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижений учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

Результат этого обновления – активизация деятельности самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект своего познания. Учитель – организатор познавательной деятельности учащихся.

В инструктивно-методическом письме на 2015-2016 уч. год говорится, что «методической особенностью обучения информатике является развитие ИКТ-компетенций, которые необходимы в условиях быстроменяющегося мира. Изучение предмета должно быть направлено на повышение уровня информационной грамотности; знание и понимание основ ИКТ-квалификации; обладание алгоритмическим и логическим мышлением».

Так, Александр Андреевич Кузнецов, один из авторов первого школьного учебника информатики, отмечает, что «очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно».

Ведущее место в обучении современному программированию должно отводиться методам поисково-исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. Учитель таким образом становится проводником в мир знаний: экспертом и консультантом – при изучении школьниками теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущим – в имитационной игре и тренинге, координатором и консультантом – при выполнении учебного проекта.

В настоящее время в школе учитель информатики – одна из самых трудных и интересных профессий. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин.

Особая сложность преподавания информатики связана с тем, что в чисто технологических вопросах работы с компьютером осведомленность учащихся зачастую превышает преподавательскую. Учитель не может следить за всеми достижениями науки и техники, физически не может иметь доступ ко всем новым устройствам, книгам, программам. Он вынужден ограничиваться базовым уровнем, включающим основные навыки по эксплуатации компьютера.

Учитель информатики вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, появлением новых программ и изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информатики постоянно встает вопрос: «Как научить ребенка ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?» Чтобы все успевать, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники необходимы личная целеустремленность и постоянное желание быть в курсе новостей информационных технологий.

Основные проблемы преподавания информатики. 

  • Школьная информатика – молодая школьная дисциплина и, пожалуй, самая проблемная. В связи с тем, что последние годы обновляются учебные программы и учебники по информатике, предлагаемые учебные пособия к ним решают только образовательные задачи (содержание учебного материала, структура урока, контрольные вопросы), а формы и методы обучения, решение воспитательных и развивающих задач учителю необходимо найти самому (т.е. чтобы подготовиться к уроку надо перелопатить кучу материала). В качестве решения этой проблемы предлагаю обратиться к «Руководству для учителя третьего базового уровня», в котором рассматриваются эффективные методы обучения и педагогические технологии, формы организации познавательной деятельности учащихся. «Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику» («Руководство для учителя», стр. 116). Чтобы методически грамотно пользоваться Руководством, конечно же, необходимо пройти курсы учителей третьего базового уровня или же принимать активное участие в коучингах и обучающих семинарах, проводимых сертифицированными учителями второго и первого уровня. Также советую регулярно заглядывать на сайты Павлодарского Центра информационных технологий (страничка учителя информатики), Национального центра повышения квалификации «Орлеу» по Павлодарской области, сайт Национальной академии образования им. И.Алтынсарина, педагогический журнал Казахстана «Коллеги», сайты творческих учителей Казахстана и т.д (здесь можно найти варианты календарно-тематического планирования, тексты контрольных работ, схемы поурочных планов по информатике и др).

Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернета. Предлагаю наиболее актуальные ЦОРы (чаще всего это российские ресурсы, но тем не менее, можно найти массу различных материалов, которые подходят к нашим учебным программам): LearningApps.org (здесь очень много упражнений практического характера для парной, самостоятельной работы, которые можно использовать для закрепления, обобщения или повторения темы на уроке, предлагать в качестве домашнего задания), единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (разработки уроков, методические рекомендации, модули уроков и т.д.), testedu.ru (сайт с тестовыми работами) и мн. другие.

  • В течение урока необходимо усвоить достаточно объемный материал и для полноценного контроля и накопляемости оценок очень часто не остается времени. Предлагаю использовать на уроке дифференцированные задания, ИКТ при подготовке учащимися домашних заданий (разработка презентации, видеофильма, электронного кроссворда и других творческих заданий).
  • Проблема оценивания достижений учащихся.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений одного ученика с результатами других, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

  • отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
  • педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
  • отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Таким образом, мы видим, что пятибалльное оценивание является инструментом абсолютной власти учителя, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель – непререкаемый авторитет, носитель истины, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности.

В рамках обновления содержания образования в качестве системы оценивания учащихся ведущими специалистами МОН РК предлагается использовать критериальное оценивание. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Привожу пример использования критериального оценивания в 6 классе. На первом уроке темы «Таблицы в текстовом редакторе» с учащимися вместе мы разработали критерии оценивания, а на последующих уроках дети учились проводить взаимооценивание и самооценивание.  Обращаю внимание, что некоторые учащиеся критически отнеслись к самооцениванию. На фото собственная оценка помечена красными галочками.

Полностью…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *