Урок литературы по рассказам Куприна “Моё понимание любви”


Пономаренко Людмила Алексеевна

учитель русского языка и литературы

КГУ “Киялинская средняя школа имени Андрея Хименко”

Аккайынский район Северо-Казахстанская область. 

Полностью…

Цель урока: приобщение учащихся к художественному миру Куприна, создавая представление о непреходящих человеческих ценностях.

Задачи: 1) осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;

2) развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, развивать логическое мышление;

3) воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание

Оборудование: компьютер, текст повести Куприна, презентация, музыкальное сопровождение

 

Ход урока

Слайд 1 гранатовое сердце  (Звучит Лунная соната Бетховена )

В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженства знал

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви,

Тот всё равно, что не жил.

 

– Я начала наш сегодняшний урок с этих чарующих строк Жана Батиста Мольера, потому что тема нашего урока – любовь. Да, да именно любовь. Чувство, которое известно всем, но точно определить, что это такое, очень трудно, а может и невозможно.

Что такое любовь?

На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты.

 

Чем закончилось ваше исследование по страницам мировой литературы? Поделитесь своими изысканиями.

(Чтение стихотворений детьми)

–  Выделите самые главные строки в ваших стихотворениях, запишите их на листах, которые у вас на столах, прикрепим их на доске, что же у нас получилось?

Вот эти строки и станут эпиграфом нашего урока,

Слайд 2 тема урока

а тема – Моё понимание любви… по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

(Запись темы, эпиграфа в тетрадях)

Слайд 3 Портрет Куприна

– Александра Ивановича  Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», объединенных этой прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма общества, продажных чувств «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»).

 

Слайд 4

Так что же такое любовь, благословение или проклятие человека?

Вот это и будет целью нашей сегодняшней дискуссии.

И  опираться в нём мы будем на произведения А.И. Куприна

Слайд 5

Любовь всесильна: нет на земле ни горя выше её, ни счастья – выше наслаждения служить ей.

В. Шекспир

Эти слова Шекспира станут девизом нашего диспута. (записать в тетрадь)

Слайд  6 Темы дискуссии:

  1. Куприн показал нам в повестях «Олеся» и «Суламифь» взаимную любовь, а взаимная любовь – это, как правило, счастливая любовь. Счастливы ли наши герои?
  2. Слабый или великий Желтков. В чем заключался талант любви Желткова?
  3. Существует ли настоящая любовь? Что же это такое?
  4. Нужно ли было Желткову уходить из жизни?

 

I Напомните нам содержание повестей Куприна «Олеся» и «Суламифь»

(Краткое пересказ 2 человека)

Слайд  7«Олеся»

В глуши леса, в Полесье жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что она колдунья, бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лес. Однажды в полеские леса приезжает на охоту паныч Иван Тимофеевич. Произошла в лесу неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил романтическую Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Иван Тимофеевич слышал о том, что говорили местные жители о Олесе и ее бабке. Но он не верил, что Олеся колдунья. По его просьбе Олеся отправляется в церковь в деревню, где жители деревни ее избил. Иван Тимофеевич чувствует в этом свою вину. Однажды он делает Олесе предложение поехать с ним в город, т.е. выйти за него замуж. Девушке пришлось бы выбирать между ним и бабушкой. Естественно Олеся не смогла бы оставить старую Мануйлиху одну. Она отказывает панычу, хотя искренне его любит, она осознает, что она будет в городе чужой, а здесь в полеских лесах ей хорошо и уютно. Происходит расставание влюбленных.

Краткий пересказ «Суламифь»

Слайд 8, 9

 

Слайд 10. Первая тема дискусии

Куприн показал нам в этих повестях взаимную любовь, а взаимная любовь – это, как правило, счастливая любовь. Счастливы ли наши герои?

Ваше мнение.

 

Первая идея Вторая идея
Нет, они не были счастливы. Ведь счастье в любви – это когда возлюбленные остаются вместе. А Олеся с Иваном Тимофеевичем расстаются. Послушайте: «С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви».

 

Суламифь же погибает, оставив Соломона с невыносимой болью утраты.

 

«Долго смотрел царь на свою мёртвую возлюбленную, потом тихо прикоснулся пальцем к её лбу, уже начавшему терять теплоту жизни, и медленными шагами вышел из покоя»

Да, счастливы. Ведь они познали любовь, они любили, а это уже счастье.

Вот послушайте:

«Я долго не мог ничего ответить, и мы молча стояли друг против друга, держась за руки, прямо, глубоко и радостно смотря друг другу в глаза. Эти несколько молчаливых секунд я всегда считаю самыми счастливыми в моей жизни; никогда, никогда, ни раньше, ни позже я не испытывал такого чистого, полного, всепоглощающего восторга. И как много я читал в больших тёмных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрёк за моё долгое отсутствие, и горячее признание в любви… Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдаёт мне радостно, без всяких условий и колебаний, всё своё существо».

А о любви царя Соломона и Суламифь слагали легенды:

«Никого ещё не любил царь, как её. Он не расстаётся с ней ни на миг. Глаза его сверкают счастьем. Он расточает вокруг себя милости и дары…она ничего не видит и не знает, кроме своей любви…»

 

– Какой же мы можем сделать вывод?

(Да, любовь  – это великий дар, но не всегда этот дар заканчивается благополучием. И, как говорит герой «Гранатового браслета» генерал Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».)

Слайд 11

«Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая – любовь.

Но еще не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, – любовь!»

(Омар Хайям)

 

II Воистину прекрасно взаимное чувство Соломона и красавицы Суламифи. Но не менее прекрасно и неразделённое чувство «самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом – чиновника контрольной палаты Желткова.

Слайд 12

Итак, повесть «Гранатовый браслет».

Рассказ «Гранатовый браслет» – не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью. Недаром К.Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных» рассказов о любви.

– Не оставляет никого равнодушным образ главного героя рассказа мелкого чиновника Желткова.      Он     покончил жизнь самоубийством  из-за  безответной любви. Может быть глупо кончать жизнь самоубийством. Может правильнее взять девиз:

если любишь, то надо бороться за любовь. А если нет взаимности, то надо заглушить в себе это чувство.

Может Желтков слабый человек?

А что касается женщин?

Какая женщина не мечтает о преданной, самозабвенной любви?

Так как же относиться к Желткову? Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать?

  Вторая  тема для дискуссии

 Слайд 13

Слабый или великий Желтков. В чем заключался талант любви Желткова?

Мнения учащихся

Первая идея Вторая идея
Желтков слабый, безвольный человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь Желтков – великий человек, он имел талант любить, но по воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни, чтобы не мешать жить любимой женщине, не быть преградой.

-Но разве самоубийство – выход?

Обсуждение проблемы суицида в современном мире.

Вывод:

Жизнь – одна, надо ценить ее, принимать такой, какая она есть, преодолевать трудности, препятствия и продолжать жить. Самоубийство по закону божьему – тяжкий грех, раньше самоубийц хоронили за пределами кладбища, в церкви их не отпевают.

Мы можем относится к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдет подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.

    

– С чего начинается рассказ, что является экспозицией в  повести?

(описание природы)

– Почитайте по тексту описание природы

– Какое настроение создает природа

(Грусть, печаль, ожидание чего-то трагического)

В начальных главах мы знакомимся с женщиной, которую обоготворял, обожествлял Желтков.

Слайд 14

– Как рисует Куприн главную героиню рассказа В.Н.Шеину?

– внешняя недоступность;

– неприступность;

-имеет титул княгини и положение в обществе;

-царственно спокойна и равнодушна;

– но старается помогать мужу «сводить концы с концами»;

-соблюдая приличия, приходится экономить, т.к. жили выше средств;

-нежно любит младшую сестру;

-деликатный, самоотверженный человек;

– преданный друг мужа

– по-детски ласкова с дедушкой генералом Аносовым.

Запишите в тетрадь основные характеристики Веры.

Именно ей присылал письма влюбленный Желтков.

17 сентября – именины Вера, Надежда, Любовь. В этот день Вера праздновала именины. В ее дом собрались гости. Сколько их?

 (13)

– Что этим хотел показать автор?

(Вера была суеверна. Ожидание трагедии)

– Чем занимается высшее общество?

 (Гости безобидно развлекаются: играют в карты, слушают пение светского шалопая и  кутилы Васючка, потешаются над выдумками князя Шеина.)  

 Слайд 15

– Как относятся к посланиям Желткова в семье князей?

 (Смеются, издеваются, послания его – повод для шуток)

– Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление?

(Как князь Шеин демонстрировал свой рукописный альбом, где с шутовством воспроизводится любовная история княгини Веры и влюбленного телеграфиста. В этой сочиненной истории влюбленный телеграфист забрасывает Верочку любовными посланиями, написанными вопреки всем правилам орфографии, переодевается трубочистом, проникает в будуар, оставляет повсюду следы сажи, попадает в сумасшедший дом, потеряв рассудок от любви и перед смертью посылает любимой две телеграфные пуговицы и флакон от духов – наполненный его слезами)

-Какой можно сделать вывод о высшем обществе?

Вывод:

Высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения, гордятся своим социальным статусом)

– запись в тетрадь.

– Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день?

(По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо- чудесного»)

– Какие подарки получила Вера в этот день именин 17 сентября?

Слайд 16

(Княгиня получает дорогие, с любовью выбранные подарки:

От мужа – «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин»

От сестры – «маленькую записную книжечку в удивительном переплете»

От поклонника Желткова – гранатовый браслет. )

Слайд 17

– Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова? В чем его ценность?

Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными  гранатами», браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо – красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями.

– С чем сравнивает Вера густо- красные гранаты?

(с кровью)

– В повести «Олеся» вспомните – коралловые бусы, которые подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание – символ любви.

Гранаты – горят как пылающее любовью сердце Желткова. Ведь он подарил самое дорогое, что у него было – фамильную драгоценность

– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?

Браслет для него – не  только символ благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет Желтков в письме: « По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойства сообщать дар предвидения носящим женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».

Запишите в тетрадь ответ на вопрос

– Почему же Желтков подарил Вере самую ценную вещь?

Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной любви. Для Веры Николаевны ему ничего не жалко. Он хотел принести ей радость

– Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова?

(Вера – встревожилась, заволновалась, для мужа – это повод для насмешек, брат Веры – негодует, проявляет презрение к человеку низшего круга, Аносов – говорит, что мимо Веры прошла настоящая любовь)

– Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов?

(Это друг покойного отца Веры и Анны генерал Аносов, которого они называли дедушкой. Он производит впечатление человека простого, но благородного, а главное – мудрого. Его Куприн наделил русскими мужицкими чертами: «добродушно- веселым взглядом на жизнь», «бесхитростной, наивной верой».)

– Как Аносов относится к любви?

 («Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»)

– Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, ради которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость».

Третья  тема для дискуссии:

  Слайд 18

   Существует ли настоящая любовь? Что же это такое.

Выслушиваются мнения учащихся.

Первая идея Вторая идея
Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная Любовь Желткова – это любовь на расстоянии, любовь – восхищение и преклонение любимой. Но, если бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в быт и в скором времени стала привычкой.

Вывод:

Любовь – благородное чувство, которое возвышает человека, делает его душу чище, лучше. Конечно, мы не знаем, что же случилось бы с любовью Желткова, живя он ежедневно возле Веры Николаевны, Но в рассказе нам показан именно талант, т.е умение любить.

– Почему в начальных главах нет Желткова, автор нас знакомит с ним только лишь в 10 главе.

 (Начальные главы подготавливают появление Желткова, именно в начальных главах заходит разговор о настоящей любви и начинается история с гранатовым браслетом) – это в композиционном плане – завязка.

– Да, действительно, мимо Веры Николаевны проходит настоящая любовь, любовь,  которая не понятна ни мужу Веры, ни ее брату. Они никогда не испытывали такого искреннего, всепоглощающего чувства. Любовь Желткова для них – повод для насмешек и негодования.

Слайд 19

Брат Веры Николаевны решает раз и навсегда проучить Ромео и вместе с мужем Веры Николаевны отправляется в жалкую каморку Желткова. Здесь мы впервые видим самого Желткова. (10 глава) Работа с текстом( чтение эпизода)

Слайд 20

– Почему автор дал своему герою имя Георгий?

(Имя Георгий обозначает – Победоносец. Желтков из Победоносцев.)

– Куприн нарисовал маленького, но великого человека. Попробуем это доказать.

-Каким нам представляет Куприн своего героя?

Длинные пушистые мягкие волосы;

Худы, нервные пальцы;

Коричневый, короткий пиджачок;

Упрямый, детский подбородок с ямочкой посередине;

Голубые глаза.

Запишите характеристики Желткова в тетрадь

– Почему именно автор говорит пиджачок, а не пиджак, неужели он хочет показать презрение к герою?

(Скорее всего нет, Куприн хочет показать незащищенность, уязвимость Желткова, может быть даже ранимость)

– Как ведут себя герои? Муж Веры?

(молчит)

– Как ведет себя брат Веры?

(Высокомерно, грубо, говорит с легкой наглостью, срывается на крик)

– Как  ведет себя сначала Желтков?

 (Тушуется, нервничает, то расстегивает пуговицы пиджака, то застегивает, то краснеет, то неловко кланяется, задыхался.)

– Но как только было затронуто его человеческое достоинство, когда Тугановский сказал, чтобы он прекратил преследование Веры Николаевны, а то они будут намерены обратится к властям. Как изменилось поведение Желткова?

Слайд 21

(Ж. рассмеялся, положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана и перестал видеть и слышать Тугановского, а обращался лишь к мужу Веры.

– Почему?

(Нормально мыслящий человек понимает, что только муж имеет право на ревность)

– Что говорит Желтков Василию Львовичу?

(зачитать )

(Действительно, Желтков любит Веру, он смог доказать В.Л. свои чувства)

Слайд 22

 – Даже князь Шеин, который бы, как казалось бы, как муж Веры, имеет более права на негодование, «глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством» в лицо Желткова и произнес слова, свидетельствующие о чуткости и благородстве его души: «…разве виноват Желтков в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, – чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души»

– Какие вывода делает В.Л. ?

(Ж.- великий человек, В.Л. убеждается в искренности чувств Ж., он предчувствует трагический финал.)

– Чем в композиционном плане повести является 10 глава, а именно посещение братом и мужем Веры?

Это  в композиционном плане пик событий, а значит – кульминация.

Развязка наступила скоро, а именно – трагический финал  – смерть Желткова. Он и не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь.

Трагедия случилась, но прежде было написано последнее письмо.

Слайд 23

Запись письма Желткова

-Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова?

(Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье. Он благодарен ей, что она восемь лет была для него единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью).

– Когда Вера узнаёт о смерти Желткова, она идет попрощаться с умершим. Конечно же, она чувствует свою вину.

Слайд 24

Четвёртая тема дискуссии

Нужно ли было Желткову уходить из жизни?

Первая идея Вторая идея
Желтков покончил жизнь самоубийством, так как у него не было выхода Всегда есть выход, и кончать жизнь самоубийством – глупость

Слайд 25

– Прочитаем эпизод прощания Веры с Желтковым. Что испытывает она, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее?

( чтение 12 главы)

( Она поняла, что Желтков – великий человек. Именно Ж. выпал талант любви. )

– Каким настроением проникнут финал рассказа?

(Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти.)

– Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры большое значение имеет музыка.

Вторая соната Бетховена.

Почему Желтков заставил любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?

После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

Слайд 26

Музыка «Вторая соната» Бетховена.

Под ее звуки читаю то место в главе, где писатель передает слагающиеся в сознании Веры под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова

 

Мнения учащихся

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения

 

– В чем, на ваш взгляд, состоит любовь?

Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Свою жизнь он ограничил только лишь этим чувством, отказавшись от остального. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах.

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

(А.Дементьев)

 

– Сформулируйте взгляды на любовь по Куприну?

( возвышенная, красивая, иногда взаимная, но и  часто безответная, трагический финал)

 Слайд 27 Рефлексия

Что дал нам сегодняшний урок?

Какие выводы мы сделаем для себя?

Что помог понять, осознать урок?

Заключительное слово учителя.

– Куприн поэтизировал любовь, описывал в своих произведениях примеры красоты и благородства. Сегодня мы рассмотрели произведение Куприна «Гранатовый браслет». Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется только раз в тысячу лет. Любовь по Куприну всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Как красивы слова Куприна из письма к Батюшкову Ф.Д. (1906):

Слайд 28

« Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»

 

 Слайд  29 Д/з

1)Дома вы напишите небольшое размышление о том, как вы понимаете эти слова.

Итог урока.

Итак, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками. (выставление оценок).

Сегодня мы совершили путешествие в волшебную страну любви и усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн  –  мастер в изображении человеческих чувств, умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть  душу человека любящего и страдающего. Мы убедились, что любовь – прекрасное, облагораживающее чувство.

И вновь Омар Хаям

Слайд 30

Я пришел к мудрецу и спросил у него:
“Что такое любовь? Он сказал “Ничего”
Но, я знаю, написано множество книг:
Вечность пишут одни, а другие – что миг…
То опалит огнем, то расплавит как снег,
Что такое любовь? “Это все человек!”
И тогда я взглянул ему прямо в лицо,
Как тебя мне понять? “Ничего или все?”
Он сказал улыбнувшись: “Ты сам дал ответ!:
“Ничего или все!”,- середины здесь нет!”

Омар Хайям

Слайд 31

Браслет

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *