Статья: “Организация групповой познавательной деятельности учащихся на уроке биологии на английском языке”


Щербакова Ксения Вячеславовна

Учитель биологии 

КГУ «Специализированная школа-интернат «Мурагер» управления образования Карагандинской области

Знаменитый чешский   педагог  Ян Амос  Каменский сказал:  «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха».

 

Всем известно, что в подростковый период детям постоянно хочется говорить, обсуждать, спорить. Включение учащихся на уроке в деловое общение, обеспечивает высокую познавательную активность ребят, что, несомненно, положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Эта форма организации учебного процесса основывается на методике  сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что – то выполнять вместе!

Я поняла, что успех групповой работы зависит от умения учителя распределить свое внимание каждой группе, ребенок должен ощущать заботу, заинтересованность учителя в его успехе.

Такая форма организации учебной деятельности способствует развитию мышления, интересов и склонностей учащихся, реализует потребность в общении со сверстниками и способствует формированию  умений работать творчески в коллективе.

Я использовала групповую работу на разных этапах урока:

1)   в начале урока, при проверке пройденного материала;

2)   в течение всего урока, когда происходит изучение новой темы;

3)   в конце урока для закрепления изученного материала.

Особенностями индивидуально – групповой работы является:

  • Общение подростков между собой
  • Учитель является консультантом, помощником
  • Развитие личности в социальном и творческом отношении
  • Обучение методу исследования
  • Умение работать с учебником
  • Умение наблюдать
  • Умение делать выводы

Возникает вопрос: какова же роль учителя на таких уроках?

Учитель выполняет роль организатора, наставника, контролирует ход работы в группах, отвечает на возникшие вопросы учащихся, регулирует споры, которые могут возникнуть между учащимися при выполнении какого – либо задания.

Работу в группах я провожу в  4 этапа:

1- й этап – инструктаж, вводная беседа или лекция, в ходе которых раскрываются наиболее важные идеи, положения понятия темы, обращается внимание на мировоззренческие вопросы; формирует познавательные и проблемные задачи, которые учащимся придется решать в процессе обучения материала.

2-й этап – самостоятельная работа школьников с последующим обсуждением ее результатов внутри каждой группы. Как правило, работа проводится по инструкции, разработанной учителем. При составлении инструкции должны быть учтены особенности учащихся класса и состав группы, специфика изучаемого материала, наличие различных средств обучения. Важно предусмотреть работу не только с учебником, но и с натуральными объектами, проведение наблюдений, постановку и демонстрацию опытов, просмотр кинофильмов и использование других дидактических средств обучения. При проведении самостоятельной работы учитель и отдельные лучшие ученики могут вступать в роли консультантов.

3-й этап – систематизация и коррекция знаний. Учитель проверяет, как усваивается школьниками изученный самостоятельно материал. При необходимости он поправляет учащихся, вносит дополнения и уточнения, выявляет осмысленность усвоенных знаний и способность учащихся использовать их на практике.

4-й этап, заключительный этап включает обобщения и оценку знаний школьников.

Успех работы определяется в значительной степени и составом групп.

Опыт показал, что на начальных этапах работы более эффективны гетерогенные группы, объединяющие школьников с различным уровнем знаний по предмету. В таких  группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и к своим товарищам, взаимопомощь  стремление не подвести других.

Каких же результатов мы достигли? Для эксперимента были выбраны два девятых класса. Результаты показали, что в экспериментальном классе  качество знаний  возросло на 5% . В контрольной группе прирост составил всего 3%.  Были проведены анкетирования с учащимися, которые показали, что групповая работа учащихся на уроке действительно способствует повышению  мотивации к обучению,  развитию кругозора, самостоятельности учащихся, способствует созданию на уроке благоприятной психологической среды.

Подводя итог, следует отметить, что при групповой организации работы самостоятельная деятельность учащихся становится ведущей в познавательном процессе. Но, как и при традиционной методике, здесь не должно быть шаблона в построении уроков. Самостоятельная работа учащихся  сочетается с различными методами обучения: лекциями, семинарскими занятиями, наблюдениями, экспериментами, практическими и лабораторными занятиями и др. Например, в старших классах на заключительных занятиях после изучения крупных тем целесообразны зачеты, конференции, биологические «дуэли» между группами.

При групповой работе взаимоотношения учителя и учащихся, а также между учащимися складываются иначе. Деятельность ребят менее регламентирована, они получают большую свободу действий. Учитель является консультантом, помощником и лишь на последнем этапе выступает в роли контролера.

Очень важно для меня, как учителя, преподающего свой предмет на английском языке, что при таком подходе развиваются языковые компетенции учащихся. Отсутствие «сделать ошибку» раскрепощает детей, позволяет им более свободно общаться на иностранном языке.

В заключении хочется добавить, что прочное усвоении программного материала учащимися, положительное влияние на их развитие и воспитание будут достигнуты лишь в том случае, когда групповая организация работы  в деятельности учителя и учащихся станет системой, а не эпизодическим явлением.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *