Методическая разработка на тему: ” Дидактические игры на развитие фонематического слуха”
Мирнова Татьяна Владимировна
учитель логопед
КГУ “Кабинет психолого-педагогической коррекции №8”
г. Атбасар Акмолинской области
«Бассейн»
Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация
отдельных звуков, развитие фонематического слуха
Игровой материал: Заполненная горохом, небольшие
предметные картинки, мелкие игрушки.
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой
различные предметы. Называют их. Определяют наличие или
отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове. За правильный ответ ребёнок
получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.
«Чудо-дерево»
Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Игровой материал: Дерево из картона, листочки с
картинками.
Описание игры. Логопед предлагает ребенку внимательно
посмотреть на листочки с картинками, произнести слово
и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети
должны сорвать листок.
«Чудесный мешочек»
Цель: Учить слышать и определять первые и последние звуки
в словах.
Игровой материал: Мешочек, мелкие игрушки.
Описание игры. Все игрушки сложены в мешочек. Логопед , держа мешочек, подходит к
детям и предлагает достать оттуда одну игрушку , показать ее всем, просит
назвать, что на ней изображено, а потом определить первый или последний звук в слове.
«Золотая рыбка»
Цель. Учить определять место звука «С» в словах.
Игровой материал. Рыбка из цветного картона,
разделённая на три части яркими линиями.
Описание игры. Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове.
В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, буква
ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют
место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят,
можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.
«Где звук ?»
Цель. Нахождение места звука в слове.
Игровой материал. Полоска из цветного картона,
разделённая на три части яркими линиями, предметные
картинки заданным звуком.
Описание игры. Ребенок берет картинку, называет ее и определяют место заданного
звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в
середине, картинка кладется на первую последнюю или среднюю часть полоски.
«Кенгуру»
Цель. Нахождение места звука «Р» в словах.
Игровой материал. Полоска из цветного картона,
разделённая на три части яркими линиями, бабочка прикрепленная на нитку.
Описание игры. Логопед называет слово. Ребенок определяет место заданного
звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в
середине, бабочка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.
«Ромашка»
Игровой материал. Ромашка из цветного
картона, на листочках картинки.
Описание игры. Логопед предлагает собрать
ромашку из лепестков с заданным звуком.
«Домик»
Цель. Определить наличие или отсутствие звуков в словах.
Игровой материал. Домик из картона.
Описание игры. Раздаются картинки, ребенок должен
выбрать только те картинки, в которых есть заданный
звук и помещают их в домик.
«Гусеница»
Цель. Упражнять детей в определении количества звуков в
словах.
Игровой материал. Гусеницы из картона разных
цветов и длины, предметные картинки, содержащие
в названиях от двух до пяти звуков: ёж, уж, мак, рак, жук,
сыр, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, сумка, шапка, чашка,
кошка, мышка.
Описание игры. Играющим раздаются картинки. Карта с пирамидой лежит на
середине стола.«Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны
бытькартинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже –
из трёх, ещё ниже – из четырёх звуков, а в основании пирамиды должны быть помещены
картинки из пяти звуков». Дети определяют количество звуков в названиях предметов изображённых
на их картинках, и кладут эти картинки на соответствующие квадраты.
«Кто быстрее соберёт вещи».
Цель. Упражнять детей в дифференциации звуков.
Игровой материал. Большая карта, посередине которой
изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы
предметы одежды, в названиях которых есть звук «С» или «Ш»: шуба, шапка, шляпа,
ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка. Между
предметами – кружки в количестве от одного до четырёх; 2 фишки разного цвета, кубик;
по 10 квадратиков разного цвета.
Описание игры. Играют двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан вещи, в
названиях которых есть звук «С», другой – вещи со звуком «Ш». Дети поочерёдно
бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено
на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии
нужный ребёнку звук, он кладёт на свой чемодан