Методическая разработка на тему: ” Дидактические игры на развитие фонематического слуха”


Мирнова Татьяна Владимировна

учитель логопед

КГУ “Кабинет психолого-педагогической коррекции №8”

г. Атбасар Акмолинской области

«Бассейн»

Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация

отдельных звуков, развитие фонематического слуха

Игровой материал: Заполненная горохом, небольшие

предметные   картинки, мелкие игрушки.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой

различные предметы. Называют их. Определяют наличие или

отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове. За правильный ответ ребёнок

получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.

 

«Чудо-дерево»

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Игровой материал: Дерево из картона, листочки с

картинками.

Описание игры. Логопед предлагает ребенку внимательно

посмотреть на листочки с картинками, произнести слово

и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети

должны сорвать листок.

 

 

                            «Чудесный мешочек»

Цель: Учить слышать и определять первые и последние звуки

в словах.

Игровой материал: Мешочек, мелкие игрушки.

Описание игры. Все игрушки сложены в мешочек. Логопед , держа мешочек, подходит к

детям и  предлагает достать  оттуда одну игрушку , показать ее всем,  просит

назвать, что на ней изображено, а потом  определить первый или последний звук в слове.

 


«Золотая рыбка»

Цель.  Учить  определять место звука «С» в словах.

Игровой материал. Рыбка из цветного картона,

разделённая на три части яркими линиями.

Описание игры. Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове.

В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, буква

ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют

место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят,

можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

 

                                      «Где звук ?»

Цель. Нахождение места звука в слове.

Игровой материал. Полоска из цветного картона,

разделённая на три части яркими линиями, предметные

картинки заданным звуком.

Описание игры. Ребенок берет картинку, называет ее и  определяют место заданного

звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в

середине, картинка кладется на первую последнюю или среднюю часть полоски.

 

 

«Кенгуру»

Цель. Нахождение места звука  «Р» в словах.

Игровой материал. Полоска из цветного картона,

разделённая на три части яркими линиями, бабочка прикрепленная на нитку.

Описание игры. Логопед  называет слово. Ребенок определяет место заданного

звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в

середине, бабочка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.

 
«Ромашка»

Игровой материал. Ромашка из  цветного

картона, на листочках картинки.

Описание игры. Логопед  предлагает собрать

ромашку из лепестков с заданным звуком.

 

«Домик»

Цель. Определить наличие или отсутствие звуков в словах.

Игровой материал. Домик из картона.

Описание игры. Раздаются картинки, ребенок должен

выбрать только те картинки, в которых есть заданный

звук и помещают их в домик.

 
                                    «Гусеница»

Цель. Упражнять детей в определении количества звуков в

словах.

Игровой материал. Гусеницы из картона разных

цветов и длины, предметные картинки,   содержащие

в названиях от двух до пяти звуков: ёж, уж, мак, рак, жук,

сыр, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, сумка, шапка, чашка,

кошка, мышка.

Описание игры. Играющим раздаются картинки.  Карта с пирамидой лежит на

середине стола.«Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны

бытькартинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже –

из трёх, ещё ниже – из четырёх звуков, а в основании пирамиды должны быть помещены

картинки из пяти звуков». Дети   определяют  количество   звуков   в   названиях  предметов   изображённых

на  их картинках, и кладут эти картинки на соответствующие квадраты.

 

«Кто быстрее соберёт вещи». 

Цель. Упражнять детей в дифференциации звуков.

Игровой материал. Большая карта, посередине которой

изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы

предметы одежды, в названиях которых есть звук «С» или «Ш»: шуба, шапка, шляпа,

ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка. Между

предметами – кружки в количестве от одного до четырёх; 2 фишки разного цвета, кубик;

по 10 квадратиков разного цвета.

Описание игры. Играют двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан вещи, в

названиях которых есть звук «С», другой – вещи со звуком «Ш». Дети поочерёдно

бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено

на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии

нужный ребёнку звук, он кладёт на свой чемодан

Скачать материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *