Конспект урока по чтению в 3 классе на тему: Русская народная сказка “Лиса и Журавль”.
Павлодарская область, г. Экибастуз
ГУ «Специальная общеобразовательная школа № 19»
учитель начальных классов
Эстерле Светлана Ивановна
Цель: Познакомить с русской народной сказкой “Лиса и журавль”; Пополнить пассивный словарь: пир, потчевать, обессудь, несолоно хлебавши.
Формировать навыки выразительного чтения. Развивать связную речь.
Коррекция звукопроизношения, памяти.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: картинки по сказкам, таблички – пословицы, индивидуальные карточки, таблица для чтения по слогам, карта для словарной работы, мультфильм «Лиса и журавль».
Ход урока
- Орг. момент. Психологический настрой.
Звенит звонок,
Начинается урок,
Очень тихо мы садимся,
За работу мы беремся.
- Подготовительная беседа.
– Ребята, поднимите руку, кто любит читать и слушать сказки?
– Назовите, какие сказки вы уже знаете?
Дид. игра – Узнайте и назовите сказку по картинке.
– Кто написал эти сказки? (народ)
– Эти сказки относятся к устному народному творчеству.
– Как эти сказки дошли до наших времён? Как люди передавали эти сказки друг другу?
(Люди рассказывали друг другу).
На выставке представлено несколько сказок, а в школьной библиотеке можно взять и прочитать понравившуюся сказку.
- Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой. Давайте все вместе прочитаем как называется эта сказка. (Лиса и Журавль)
– В гостях у нас лисичка. Кто же пришел к нам в гости вместе с лисой? (журавль)
– Знаете ли вы кто такой журавль? Как выглядит эта птица, где живёт? (Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.)
- Речевая разминка. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
- Первичное чтение с комментированием.
Я буду читать, а вы внимательно слушайте .
– В сказке нам встретятся незнакомые слова.
Читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа. Объясняются непонятные слова.
- пир
– большой званый обед, обильное угощение;
- потчевать
– угощать;
- не обессудь
– не суди, не отнесись строго;
- несолоно хлебавши
– остался ни с чем.
Чтение трудных слов
Чтение сказки
- Вопросы после чтения
– Понравилась ли вам это произведение?
– О чём эта сказка (о животных).
– Назовите героев сказки.
– Какое угощение приготовила лиса журавлю?
– Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)
– Получился ли у них званым пир?
– Удался ли план лисы?
– Какой урок преподал журавль лисе?
– Почему лиса перестала дружить с журавлем?
– Была ли это настоящая дружба?
- Физминутка.
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Закрепление нового материала.
Чтение сказки цепочкой.
Чем закончилась сказка. Прочтите последнее предложение. Это пословица.
- Как аукнется, так и откликнется
- – Объясните, как вы понимаете эту пословицу
- Вторичный анализ.
Работа по вопросам по учебнику с. 103.
- Игра “Найди пословицу”.
Учитель раздает карточки с пословицами. Проверка коллективная.
– Найдите пословицы, которые относятся к прочитанной сказке.
- Друзья познаются в беде.
- Не потчуй меня тем, что я не ем.
- Каков мастер, такова и работа
- 11. Итог урока
Наше знакомство со сказкой подходит к концу.
– Кто сочинил эту сказку? (Народ)
– Давайте прочитаем на модели обложки.
– Как называется эта сказка? (Лиса и Журавль). Давайте прочитаем на модели обложки.
– Назовите жанр этого произведения: стихотворение, рассказ, сказка, загадка. (Сказка)
– Чему учит эта сказка.
- Домашнее задание.
Прочитать сказку с. 102-103. Нарисовать рисунок к сказке.