Имя числительное


Зикеева Рыскуль Таукеевна

преподаватель русского языка

стоматологического колледжа профессора Рузуддинова

 

Приемы инновационных технологий: подача материала в виде слайдовой презентации, фото и видео фрагменты, тесты с анимациями, проектная деятельность, музыкальное сопровождение делают урок современным и интересным для студентов данного возраста.

Цели:

Обучающие:

систематизировать и обобщить знания об имени числительном;

формировать навыки правильного произношения и написания числительных;

формировать умения правильно употреблять числительные в речи.

Развивающие:

развивать навыки анализа слова с точки зрения его морфологических признаков;

развивать навыки анализа предложения, выявления функции числительного в предложении.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность и трудолюбие;

воспитывать интерес к истории родного края, любовь к родному городу.

Форма урока — заочная экскурсия по родному городу.

Оборудование: видео города Алматы , виды достопримечательных мест с текстом-описаниями, грамматическими заданиями (домашняя работа); путевые листы путешественников (приложение); электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point, сердечки из красной бумаги.

Ход урока

Перед началом урока звучит песня «Алматы моя любовь.» (Эмоциональный настрой)

Видео 1

  1. Вводное слово учителя: (Объявление темы, постановка задач, целей урока)

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-обобщение по теме «Имя числительное». Проведем мы его в форме заочной экскурсии по городу Алматы.

Слайд 2 (Начало экскурсии — фон слайда )

Перед нами стоят две цели:

лексическая — углубить свои знания о родном городе и

грамматическая — систематизировать и обобщить знания об имени числительном

 

Для начала давайте разберёмся в том, что такое «экскурсия». (Лексическая работа)

Слайд 3 (Остановка 1 — фон слайда: железнодорожный вокзал)

Заглянем же, как Пушкин встарь,
в толковый наш словарь.

Экскурсия

1) посещение какого-либо достопримечательного места.
2) поездка куда-нибудь с целью ознакомления с чем-либо.

Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Для этого у нас есть всё необходимое. У вас на столах лежат «Путевые листы», где вы будете делать необходимые записи на уроке. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, проедем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имена числительные очень важны в нашей речи, без них трудно обойтись, общаясь друг с другом.

II.Зачет

Слайд 4–6

Нашу заочную общеобразовательную экскурсию мы совершим на воображаемом поезде-метро , на который нужно приобрести билет. (Самостоятельная работа в путевом листе на умение распознавать числительные среди других частей речи)

  1. Билет. Распределите слова с числовым значением по частям речи,занесите в «Путевой лист»

Уважаемые экскурсанты первого из курса
Во-первых, удвойте внимание, память,
сообразительность, находчивость.

Во-вторых, выполняйте все быстро,

чтобы уложиться в девяностоминутный  урок.
В-третьих, будьте активны, но не забывайте о дисциплине.
Помните: вас ждет «пятерка»!
«Двойка» — не ваш результат!

Проверь себя. (Самооценивание)

Числительное: первого
Наречия: во-первых, во-вторых, в-третьих
Глагол: удвойте
Прилагательное: девяностоминутный
Существительные: пятеркадвойка

Помни! Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи- только словами.

Билет приобретен. А теперь проверим багаж, с которым мы отправляемся в путь.

 

  1. Теоретический срез ( раздать карточки)
  2. Проверка навыков фонетического, морфологического, синтаксического разборов. В 2017 году Алматы исполнится 154 лет (Выдаются индивидуальные карточки для работы у доски 3 учащимся)

1) фонетический разбор (54)
2) морфологический разбор числительного(100)
3) синтаксический разбор предложения ();

  1. Одновременно проводится проверка теоретических знаний в виде устного фронтального опроса. (Самооценивание в путевом листе)

Слайд 7 Давайте вспомним и расскажем об имени числительном как о части речи. Что обозначает имя числительное?

Слайд 8
На какие группы делятся числительные по значению и грамматическим признакам?
На какие группы делятся числительные по составу?
Назовите разряды количественных числительных.

Слайд 9
Сравните количественные и порядковые числительные

Слайд 10
Определите разряд по составу

Слайд 11
Укажите неверное утверждение

Проверка учащихся, работавших у доски.

  1. Рассказ о городе, видео о Алмате. (Работа с текстом)

Слайд 12

А сейчас-в путь. Слово — экскурсоводу. (Опережающее задание по методу проектов. Ученица показывает видеоролик и зачитывает сопроводительный текст).

   Алматы – самый большой город Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау; население города составляет около 1,5 миллиона жителей. Хотя Алматы уже не является столицей республики, город остается финансовым, экономическим и культурным центром Центральной Азии.

Здесь сосредоточено большое количество деловых центров, театров, музеев, художественных галерей, выставочных залов и бесчисленное количество современных развлекательных комплексов (кинотеатры, ночные клубы, парки, рестораны, кафе и многое другое).

Город Алматы был столицей Казахстана с 1929 по 1998 г. В соответствии с указом Президента “Об объявлении столицей республики г.Астана”, Алматы был присвоен статус города республиканского значения и южной столицы республики, крупнейшего финансового, научного и культурного центра. Резиденция главы государства и также Правительства остались в городе.

Отрасли пищевой и легкой промышленности являются превалирующей долей в экономике города и составляют более 70% промышленных предприятий. Тяжелая промышленность Алматы представлена несколькими машиностроительными и ремонтно-восстановительными заводами.

 

Город Алматы всегда считался городом-садом, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много веков подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной охраны. Благоухание садов, изумрудные верхушки известных Алатауских елей и тополей, стремительные горные течения, обилие суетящихся рынков, возрождающая свежесть городских фонтанов, блеск дворцов и площадей производят незабываемое впечатление на гостей южной столицы – Алматы.

Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный каток Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря. Здесь было установлено более ста мировых рекордов. Медео является одним из любимейших мест отдыха в выходные дни. Ледовый стадион вмещает 32,000 зрителей. Недалеко расположено поле для тренировки спортсменов и оборудованный зимний плавательный бассейн

 

— Можно назвать это сообщение текстом? Докажите, что это текст.
— Определите стиль текста. (Научно-публицистический)
— Почему? (Точные сведения, данные, факты).
— Определите тип речи.(повествование с элементами описания)
— Какова роль числительных в этом тексте

Слайд 13 (Остановка 2 — фон слайда: краеведческий музей)

  1. Выборочный диктант. (С проблемной ситуацией)

— Из данного текста выпишите имена числительные в таблицу. («Путевой лист») В каждую графу достаточно по одному числительному, допустимы повторы.

(Текст зачитывает учащийся)

По данным департамента по статистике города, на начало года численность населения Алматы составила 1 450,3 тыс. человек, из них 789,0 тыс. человек (54,4%) -женщины и 661,3 тыс. человек (45,6%) – мужчины.

По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, прирост числа жителей города составил 2,6%. Наиболее значительная часть населения города проживает в Ауэзовском (20,8% от общего числа жителей) и Бостандыкском (19,4%) районах. В пределах района самый высокий показатель удельного веса женщин был зафиксирован в Алмалинском районе (59,0%), наименьший – в Алатауском (50,5%).

Структура численности населения по возрастам характеризуется преобладанием мужчин в возрасте до 17 лет (удельный вес женщин в этой возрастной категории составляет менее 50%), с 17 лет и старше доля женского населения возрастает с 51 до 81%.

Ответы учеников.

— Какая графа оказалась пустой? (Порядковое числительное)

А вот мы подъезжаем к городскому акимату. Найдите это числительное в следующем тексте и выпишите его в таблицу.

Слайд 14 (Текст зачитывает учащийся)

 

  1. Проверка на знание правил правописания

Слайд 15 Садимся в метро. И вспоминаем правописание числительных.

Вставь букву: четырест _, ми__ион, трист__, оди__адцать, четыр_, двест_, дев__ност__, две__адцать, одна тыс__ча, ост новка, а__тобус, к__лометр, с денье, ми__иард, па__ажир

Слайд 16 (Восстановление таблицы)

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Мягкий знак пишется

 

Мягкий знак не пишется

 

На конце числительных В середине числительных В середине числительных

15, 16, 17, 18, 19

от 5 до 20 и в

числительном 30

от 50 до 80 и

от 500 до 900

Слайд 17 Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот
б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот
в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот
г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

Слайд 18 (Остановка 3 — фон слайда: Мечеть Центральная ) (Текст зачитывается учащимся.)

Центральная мечеть города Алматы – одна из крупнейших мечетей Казахстана. Грандиозное сооружение рассчитано на 15 тысяч посетителей. Мечеть начала функционировать в 1999 году. В ускорении завершения строительства и передаче ее в пользование верующим важную роль сыграла личная помощь Главы государства Н.А. Назарбаева.

 

Числительное ( в 1999 году ) в «Путевой лист» запишите словами. Подчеркните мягкий знак.

  1. Проверка ЗУНов склонения числительных

Слайд 19 (Остановка 4 — фон слайда: Высокогорный каток Медео)

Наш поезд продолжает путь. Мы едем на .каток Медео

(Текст зачитывается учащимся.)

«Медеу» , спортивный комплекс, в одноименном горном урочище р.Малой Алматинки, на высоте 1691,2 метров над уровнем моря. Построен в 1969 -72 гг. Авторы: архитекторы В. З. Кацев, А. С. Кайнарбаев, И. Г. Косогова; гл. конс­трукторы С. Б. Матвеев, М. В. Плахотников, Ш. М. Челидзе; инженеры Э. Л. Лихтенштейн, В. В. Вдовиченко и др.специалисты. За создание высокогор­ного спортивного комплекса «Медеу» авторский коллектив проектировщи­ков и строителей в 1975 г. удостоен Государственной премии СССР.

Памятник архитектуры республиканского значения (с 1978 г.), в коммунальной собственности Алматы (с 2000 г.). Стадион назван в честь Медеу Пусырманова (1850- 1908 ), владетеля пастбищных угодий Заилийского Алатау.

Медеу – самый высокогорный комплекс в мире для зимних видов спорта (скоростной бег на коньках, хоккей с мячом, фигурное катание и др.), с площадью искусственного ледового поля – 10,5 тыс. кв.м., толщина ледового покрытия на катке составляет 2,3 метра из материалов 20 наименований. Арена стоит на железобетонной плите, под которой проложено 170 км труб с хладоносителем. Со стороны главного подъезда и северных ворот ледовая арена имеет многоярусный пандус и лестницу красного гранита, в виде горных скал. Выполнены над северной стороной арены, со стороны стадиона световое табло пл. 260 кв.м; с внешней стороны над входом висит огромный рельеф «Конькобежцы» (худ. Я. Нимец, В. Константинов)

  1. 260 — какие по значению числительные? (Количественные)

Давайте вспомним, как склоняются количественные числительные?

Слайд 20 Склонение целых количественных числительных. (Открытый тест в «Путевом листе»)

Числ. два имеет в И. п. ж.р. форму (?)
Числ. один измен.(?)
Простые количественные числ. от пяти до тридцати слоняются (?)
В колич. числ. от 11 до 19 в окончании пишется буква (?)
У числит. 40, 90, 100 при склонении (?) формы.
У сложных числ. От 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются (?)

Слайд 21 Склонение составных количественных числительных. (Остановка 5  у фонтана—Продолжим нашу запись в путевом листе.

(Текст зачитывается учащимся.) Одной из ярких особенностей Алматы является большое количество фонтанов, число которых год от года растет. Первый фонтан в городе появился в 1948 году, а сегодня их численность превышает 125, и это еще не предел. Сегодня большая часть фонтанов принадлежит частным лицам, и лишь 61 находится в ведомстве муниципалитета.

Все эти фонтаны выполняют в городе не только эстетическую функцию, но и создают благоприятный микроклимат в жаркое и сухое лето. Целиком, вся сеть фонтанов входит в проект по благоустройству города, целью которого является создание системы рек, фонтанов и арыков (каналов). Уже сейчас все фонтаны работают по единому графику с 25 мая по 15 сентября, ежедневно, с 10 утра до 2 часов ночи.

Кстати, с 2005 года день 25 мая отмечается в Алматы, как День Фонтанов. В этот день в 9 часов вечера начинают работать все фонтаны города, они озаряются цветными прожекторами, а жители, собравшись вокруг них, громогласно приветствуют потоки воды, которые все лето будут создавать прохладу и свежесть. (Работа по вариантам: просклонять числительные )

(1 вар — 148 — Р.п., 2 вар. — 125 — П.п)

Наблюдение. Сопоставительный анализ (с привлечением домашней работы — приложение)

Слайд 22 (Остановка 6 — фон слайда: ПамятникАбаю)

На дом вы получили индивидуальные задания. Нужно было ознакомиться с фотографией и текстом-описаниемодного из памятных мест  Алматы (называют эти места)
и выполнить практическую работу:

выписать числительные,

сделать морфологический разбор указанного,

сделать синтаксический разбор предложения с целью определения синтаксической роли числительного.

Одним из заданий было просклонять составное числительное. (порядковое)

Какая разница существует в склонении составных количественных и составных порядковых числительных?(У составных количественных склоняется каждое слово, а у составных порядковых — только последнее)

Слайд 23 Склонение дробных количественных числительных.

Едем дальше. (Открытый тест: продолжи мое высказывание)

При склонении дробных числительных изменяются обе части.
числитель дроби склоняется (?)
знаменатель дроби склоняется (?)
Если дробные числительные обозначают количество, то существительное при нем ставится в (?) падеже.

Слайд 24 Проверка навыков правильного произношения числительных.

(Остановка 7 — фон слайда: Алматинская универсальная научная библиотека )

Когда в Казахстане празднуется день языков?(22 сентября)

(Текст зачитывается учащимся.)

В 2014 году на развитие языков из областного бюджета выделено более 11,4 миллиона. Большая часть средств (в 2013 году — 7,5 миллиона тенге, в 2014-м — более 7,9 миллиона тенге) направлена на обучение граждан государственному языку. Наша область первой в республике стала вести делопроизводство на государственном языке.

Прочитать: к 7,5 + 7,9

Слайд 25 (Остановка 8 — фон слайда: Центральная площадь)

Солнечных дней в Алматы много: до 1596 часов в год. Также в году насчитывается до 151 дней без заморозков. Уровень температурного колебания воздуха варьируется на различных высотах: при подъеме на более чем 1400 метров выше уровня моря средняя ежегодная температура воздуха понижается на 0.66 ° каждые 100 метров . Эти и другие благоприятные климатические факторы обеспечивают уникальные возможности развития спорта и туризма в регионе.

Какие числительные я употребила? (собирательные)

Поговорим о них.

Слайд 26.

С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

Слайд 27. Склонение собирательных числительных.

Собирательные числительные склоняются как (?) (имена прилагательные во множественном числе.)

Слайд 28.

Оба и обе склоняются по-разному.
Для каких существительных первая колонка? (?)(сущ. м.р., с.р.)
А вторая?(?) (сущ. ж.р.)

  1. Создание текста по опорным словам

Слайд 29. (Остановка 9 — фон слайда: Центральный стадион)

Догадайся! О ком уроженце славного города идет речь :

Казахстанский фигурист, выступающий в одиночном разряде.  Бронзовый призёр зимних Олимпийских игр 2014 года. Серебряный медалист Чемпионата мира по фигурному катанию 2013, чемпион 7-х зимних Азиатских игр, многократный победитель различных международных турниров под эгидой ISU, трехкратный чемпион Казахстана. Член Профессионального Президентского Клуба «Астана».

 

Составь его, выпиши порядковые числительные («Путевой лист»)

Слайд 30. Видео. Триумф Д. Тена. уроженца города Алматы.

На соревнованиях в Сочи завоевал третье место в фигурном катании на коньках среди мужчин, набрав 255.10 баллов. Бронзовая медаль Дениса Тена стала единственной  медалью казахстанской сборной на Олимпийских играх в Сочи. И первой олимпийской наградой, завоеванной в фигурном катании, за всю историю независимого Казахстана.

Слайд 31. Как склоняются порядковые числительные? (Открытый тест)

Изменяются порядковые числительные как (?) по родам, числам и падежам.

В составных порядковых числительных изменяется (?) только последнее слово.

Слайд 32.

(Текст зачитывается учащимся.)

Акимат города Алматы, пл. Республики, 4. (бывшие здания Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана и резиденции президента Республики Казахстан ; после провозглашения независимости Республики Казахстан – Дом правительства). Построено в 1980 г. Авторы проекта: арх. К. Монтахаев, М. Павлов , В.Ким и др ; конструкторы М.Д. Горохов, Б.П. Вагайцев и др. Здание «Ш»-образное в плане , шестиэтажное, с высоким аттиком, состоит из главного и боковых павильонов. Внутренняя планировка коридорного типа. Компактный объем на 14 м выше примыкающей площади подчеркивает его главенствующее положение. Главный вход акцентирован пилонами и порталом. Вертикальные полуколонны на главных и боковых фасадах придают ему торжественность и строгость. С боковых сторон расположены зеленые скверы с цветниками, бассейнами и фонтанами.

Как будет склоняться числительное 1980?

  1. Особенности правописания числительных

Слайд 33.
Как пишутся числительные, оканчивающиеся на -десятый, -сотый, -тысячный, -миллионный (слитно)

Слайд 34.

Как пишутся порядковые числительные в названиях дат, праздников, памятных дней?

Слайд 35.

Но пишется: День Первого Президента Республики Казахстан.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (творческие задания)

Слайд 36, 37.

Мы с вами знакомы с Посланием Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана: «Стратегия „Казахстан-2050“, новый политический курс состоявшегося государства»

Слайд 38.

К вам, молодому поколению, он обратился со словами…

Завершение лексической темы:

  1. Давайте представим себе  Алматы -2050. Дома составили предложения на тему «Мой город в XXI веке», которые записали на сердечках из красной бумаги. (2–3 ученика зачитывают предложения)

Слайд 39. С изображением герба  Алматы.

Студенты выходят к доске и крепят вокруг него магнитами сердечки, на которых предложения (домашнее задание) с их видением города в будущем.

Слайд 40.

Завершение грамматической темы:

А грамматическую тему урока давайте завершим составлением синквейна на тему «Имя числительное»

Синквейн.

Имя числительное
Количественное, порядковое
Помогает, считает, определяет
Изменяется по падежам.
Часть речи.

Слайд 41.

На этом наше путешествие закончено. За столь короткое время трудно рассказать всё о нашем городе. Но, я думаю-это только начало… Мы должны знать свой край, свою Родину

Путевые листы вы сдадите, приложив домашнее задание, и окончательный результат вашей работы узнаете на следующем уроке.

 

Скачать полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *