Технологическая карта организованной учебной деятельности на тему “Деревья”


Кабдолова Райса Бактигалиевна,

Воспитатель детского сада “Жұмбақ” №30  города Атырау

 

 

Интеграция образовательных областей: коммуникация,познание.

Раздел: развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Группа:  старшая группа

Тема ОУД: «Деревья»

Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по схеме; закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки; упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; активизировать словарный запас детей; развивать познавательный интерес, речь, внимание; вызывать положительные эмоции и чувства детей в процессе познавательной деятельности; воспитывать бережное отношение к растениям.

Билингвальный компонент: ағаш-дерево, жемісі- плоды, тамыр-корень, жапырақ-листья.

Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций с видами деревьев; работа со схемой для обучения детей составлению описательного рассказа; чтение сказок, рассказов,  стихотворений и загадок  о растительном мире.

Словарная работа: Продолжать работу по обогащению словаря детей: плоды,  тополиный, лиственный, хвойный.

Материал: интерактивная доска, листочки, схемы по описанию, раздаточный материал.

Этапы

д-ти

Действия педагога Деятельность детей
Мотивационно

– побудительный:

Звучит музыка, в зал входит воспитатель и дети. Располагаются полукругом. Слайд №1 (тема)

-Ребята, посмотрите, как много гостей. Давайте, поприветствуем их.

Доброе утро,  леса и поля,

Доброе утро, планета Земля,

Счастья, здоровья Вам всем мы желаем,

И наше занятие посмотреть приглашаем! Слайд№2

Дети у нас сегодня занятие необычное. Перед тем  как сесть на свои места, вы должны назвать,  какому дереву принадлежат  ваши листочки?

Вы хотите узнать о чем мы с вами будем говорить?

Тогда вам надо отгадать загадку:

Загадывает загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки (дерево) Слайд №3

Да, правильно. Сегодня мы поговорим о деревьях.

Вопросы:

1.     –Какие бывают деревья? Слайд№4

 

2.     Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? Слайд № 5

 

 

 

Заинтересованы.

 

 

 

 

Приветствие.

Называют и садятся на свои места

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

1.Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья – это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют

Организационно-поисковый  

 

 

 

 

2.-Назовите лиственные деревья. Слайд№6

 

3.-Назовите хвойные деревья.Слайд№7,8

 

4.-Где растут деревья?

 

Я хочу вам предложить игру: «Что делают?»

Организует дидактическую игру.

-Что делают деревья?

 

-Что делают листья?

 

 

 

 

-Что есть у дерева? Слайд№ 9

Билингвальный компонент: ағаш-дерево,           жемісі-плоды, тамыр-корень, жапырақ-листья.

 

Давайте вспомним названия деревьев, в которых есть звук -о-, -е-, -а-.

Описание строения деревьев

-Опишите, деревья.

Рябина, береза, дуб, сосна. Слайд№10-13

Педагог предлагает детям описать определенные деревья.

Музыкальная физкультминутка «Елочка»  слайд № 14

 

 

Игра «Угадай, с чьей ветки детки?»  слайд № 15

Организует дидактическую игру.

(Подбор слов – значений) словесная игра

 -Лист клена. Лист какой?- кленовый.

-Лист березы. Лист какой?- березовый.

-Лист рябины. Лист какой?- рябиновый

-Лист дуба. Лист какой? – дубовый

-Лист липы. Лист какой? – липовой

-Лист тополя. Лист какой?- тополиный

-Лист осины. Лист какой ?- осиновый

-Лист ясеня. Лист какой?- ясеневый

вместо листьев иголки называемые «хвоей». Осенью листочки с деревьев опадают, а на хвойных деревьях – хвоя сохраняется.

2.Береза, дуб, осина, тополь, карагач, клен, ясень.

3.Сосна, ель, лиственница, пихта.

4.В лесу, парке, саду, роще, бору.

 

Деревья – качаются, стоят, шумят, растут.

Листья – осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

 

5.Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.

Называют деревья.

 

Описывают по схеме

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения в соответствии с показом на доске.

 

 

 

 

Лист клена – кленовой

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист дуба – дубовый

Лист липы – липовой

Лист тополя – тополиный

Лист осины – осиновый

Лист ясеня – ясеневый

Организационно-поисковый Словесная игра «Скажи быстро – медленно, громко-тихо». Слайд № 16

Предлагает рассказать скороговорку:

-Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

 

Дидактическая игра «Чьи плоды?»  слайды № 17-21. Организует дидактическую игру.

Педагог задает вопросы: Какое это дерево? Какие плоды  на нем растут?

 

 

Игра « Угадай, про какое дерево я говорю?» Слайд№ 22-25. Организует дидактическую игру.

1.     Стройная, кудрявая, белоствольная…

2.      Грустная, печальная, плакучая…

3.      Стройная, зеленая, колючая…

4.      Крепкий, могучий, развесистый,

 

Спрашивает  у детей о пользе деревьев. Подводит итог. Слайд № 26

– Деревья приносят много пользу людям. Летом под  ветвями можно спрятаться от палящего солнца. Они поглощают углекислый газ, очищая воздух. А почки и листья деревьев применяют в медицине. Из плодов изготавливают различные компоты и варенье. И конечно же из прочных древесин изготовляются мебели.  На место  срубленных  деревьев, сажают молодые саженцы.

 

 

Рассказывают скороговорку.

Повторяют с разной интонацией.

 

 

Шишки растут наели; Яблоки растут на- яблоне;

Желуди растут на – дубе;

Сережки растут на- березе;

 

 

Называют деревья.

 

 

 

 

Говорят о пользе деревьев.

 

 

Обобщение.

-Как надо относиться к растениям?

Расскажите пословицы-поговорки и стихотворение о природе и о лесе.

 

Отвечают

Пословицы.

Лес – богатство и краса, береги свои леса!

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса не губи, мало леса береги,

Нет леса,  посади!

Стихотворение.

Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

 

Рефлексивно – коригирующий  

 

 

– Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках,  будут ли вить гнезда веселые птицы.

Что вам понравилось и что вам не понравилось на занятии.

Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы частичка ее!

Хвалит и поощряет детей. Прощаются с гостями.

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину!

 

 

 

 

 

Прощаются.

 

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: название деревьев, их строение, внешние признаки.

Понимают:  пользу  растительного мира; то что надо  бережно относиться к природе.

Применяют: в речи для описания предмета существительные, глаголы, обобщают слова, обозначающие предметы по общему признаку.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *