Интеллектуальный марафон «Тебе «Казахстан» посвящается…» (для 5–6 классов)


Цалко Елена Анатольевна

директор КГУ “Чкаловской специальной коррекционной школы-интернат  для детей с ограниченными возможностями в развитии”

Северо-Казахстанская область Тайыншинский район с.Чкалово

Цель:

– расширить и обобщить знания учащихся о государственных символах Республики Казахстан, показать что государственная символика — это государственная ценность.

– развить интерес к истории страны, любовь гордость за свою Родину, стремление глубже узнать свой край, обычаи и традиции народа.

– воспитывать чувства уважения к символам своего государства и других стран.

Оборудование и наглядное пособие: рисунки детей, магнитная доска, карта Казахстана, маркеры, ватманы.

 

Правила марафона:

Максимальный балл за вопрос — 5 баллов.

Время обсуждения — 1 минута.

Кто из команд готов — поднимают флажки.

Команда из 4–5 учащихся.

Жюри подводит итоги.

Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Ход мероприятия

 

 

1 ученик:

Тауды көрсен күн таласқан

Аспан көрсен Ай мен Күнге жол ашқан

Менің байтақ Республикам таулары

Менің көгім мөлдірегенсол аспан,

Дала көрсен, көк жиекпен ұштасқан,

Көлді көрсен, секілді бір түскі аспан,

Менің байтақ Республикам даласы,

Менің көлім теңізбенен ұштасқан.

 

 

2 ученик:

Всегда тепла родная сторона

Всем до могилы дорога она.

На юге Алату встал стеной

Алтай, Каркаралы, Караганды —

Тут пролегает горная гряда

О кроющихся в ней великих кладах

Я с восхищением думаю всегда.

Моей земли богаче не найти

Мой Казахстан, не зря же ты в чести!

 

 

— Звучит гимн Казахстана

3 ученик:

Тут все дары лесов, садов, полей зеленых —

Победа мастеров в свой труд влюбленных,

Орнамент редкий — девичье искусство —

Тут поразит и самых искушенных.

Тут и ученых долгие исканья,

И щедрость лета, и весны дыханье —

Чего здесь нет?

 

Воспитатель:

И действительно, чего у нас нет? У нас есть всё. И самое главное Суверинитет — совокупность прав наций на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость.

Современная Республика Казахстан имеет свои символы — герб, флаг, гимн, которые являются священными и подлежат охране.

Наше мероприятие посвящается независимому Казахстану. Сейчас команды покажут в марафоне свои знания. И начнем первый конкурс с представления команд.

I конкурс:

Визитка команды:

Название

Эмблема.

Форма команды.

Девиз.

Флажки у всех команд

Визитка.

— команды выступают по очереди;

— жюри учитывает.

II конкурс:

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Они основаны на исторической преемственности и исторических традициях. И следующий конкурс посвящается символам Республики Казахстан.

— «Кто быстрее?»

Вопросы:

Авторы гимна РК? (слова: Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев. Музыка: Шамши Калдаяков)

Когда был утвержден новый гимн РК? (2006 г. 7 января)

Каково содержание государственного гимна? (восхваляет Казахстан)

Когда были учреждены Государственный Герб и Флаг РК? (1998 г. 4 июня)

Что означает голубой цвет флага? (на языке геральдики это говорит о том, что Казахстан расположен на Востоке земного шара, представитель восточной культуры, само слово «голубой» на древнетюркском имеет значение «восток», «восточный»)

то является автором флага РК? (Шакен Ниязбеков)

Что означает образ мифических коней на государственном гербе РК? (конь-спутник жизни казахов. Качества бесстрашного льва, прозорливость сокола, физическая мощь, силы быка, скорость и пластика лани, хитрость и находчивость лисы — все собрано в лошади в борьбе против врага)

Кто авторы государственного герба РК? (Жандарбек Малибеков, Шота Уалиханов)

Какое значение имеет изображение шанырака на государственном гербе РК? (Шанырак — один из основных символов цивилизации кочевников, символ отчего дома. Родины, семейного уюта и тепла общего дома)

Что означает силуэт орла на государственном флаге РК? (свобода, прозорливость, чувство достоинства, мужество, высокий идеал, широта души и чистота помыслов)

Что такое гимн? (вопрос в запас)

— Жюри подсчитывают баллы. (Исполнение казахского национального танца)

— Выступление учащихся: номер для зрителей и команд.

— Жюри объявляют итоги за два конкурса.

III конкурс: «Исторические факты независимого Казахстана»

В каком году была принята декларация о государственном суверинетете РК и как этот день называется? (25 октября 1990 г., День Республики)

В каком году состоялся полет первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова? (1991 г.)

Когда была принята вторая действующая Конституция РК? (15 ноября 1993 г.)

Когда был принят Конституционный Закон РК «О государственной Независимости?» (16 декабря 1991 г.)

— Жюри посчитывает баллы.

Вопросы для зрителей:

Отрасль науки, изучающая быт, традиции народов, и их культуру и нижире? (этнография)

Какой алфавит был усовершенствован Ахметом Байтурсыновым? (арабский)

Сколько областей в РК? (14)

Какова общая протяженность границ Казахстана? (3000 км)

Какой город считается духовной столицей всех тюркских народов? (Туркестан)

Какой город был основан в 1845 году как крепость Российской империи? (Алматы)

Кто из саксих правителей победил в 530 г. До н. э. Персидского царя Кира? (Томирис)

В каком городе родился Аль-фараби? (Отрар)

В какой день празднуем Наурыз? (22 марта)

Сколько национальностей проживает в Казахстане? (130)

— Жюри объявляет итоги конкурса и количество баллов;

Воспитатель: Прежде чем перейти к четвертому конкурсу, давайте дадим задании лидерам команды для пятого конурса. (Лидеры садятся отдельно)

Задание: Написать эссе на тему «Мы — будущее Казахстана»

— Учитывая ораторское искусство;

— Зачитывается задание для четвертого конкурса на интерактивной доске;

IV конкурс: «Карта современного Казахстана»

Задание: Перед вами ватман, изобразите на нем (задание на интерактивной доске):

Территорию Казахстана: общая площадь.

Области Казахстана — сколько?

Крупные города. Столица.

С какими морями граничит?

С какими государствами граничит?

Напишите — сколько национальностей проживает на территории Казахстана?

— Оформленные ватманы вывесить на доске;

— Защита своего проекта, каждая команда рассказывает, что изобразили;

— Жюри подводит итоги;

V конкурс: Эссе; «Мы — будущее Казахстана»

Лидеры команд по очереди подходят к трибуне и зачитывают своё выступление.

— Жюри подводит итоги;

– Награждение команд.

Сочинение  ученицы 10 класса  Белецкой Алены  «Будущее Казахстана»

Какое будущее у Казахстана? Я вижу его оптимистично. Точнее, мне хотелось бы видеть его таким. Вот уже чего точно не хотелось бы увидеть в будущем моей страны, так это ссор и дрязг на национальной почве, терроризма или гражданских столкновений.

На самом деле Казахстан – это «степная Швейцария», только огромная по территории. В нашем государстве соединились несколько разнообразных и колоритных народов и культур. И это прекрасно.

Казахстан также имеет огромные запасы ископаемых природных ресурсов: нефти, природного газа, урановой руды, угла, свинцовой руды, золота и других. Недра казахских земель содержат почти всю таблицу Менделеева, которая служит на пользу людям. Но я надеюсь, что будущее нашей страны будет зависеть не только от успешной добычи этих богатств. Все-таки это вредит экологии. Казахстан имеет еще колоссальные запасы природных ресурсов для добычи альтернативной энергии, например, ветряной или солнечной. Казахстан – это широкие степи, сильные ветры, бескрайние, нагретые солнцем пустыни.

Еще мне хотелось бы, чтобы в стране развивались высокие технологии: информационные, например. Чтобы люди жили с большим комфортом, с удобствами, но при этом не забывали о природе, не уничтожали ее.

Я желаю своим землякам в будущем еще больше развить культуру, отказаться от многих вредных привычек. Стать более свободными, более просвещенными и образованными, меньше бояться и знать свои права. Тогда всем в стране станет легче жить. И конечно, побольше бы нам в будущем людей среднего достатка, а поменьше очень богатых и очень бедных.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *