Доклад «Решение разноуровневых задач школьного курса физики как средство развития творческих способностей учащихся»
Сарсембинова Алсу Авизхановна
Учитель физики и информатики
средней школы имени “50 лет Октября”
Акмолинской области Жаркаинского района
«Человек знает физику,
если он умеет решать задачи»
Энрико Ферми
Научить учащихся решать физические задачи — одна из сложнейших педагогических проблем. И поэтому я перед собой ставлю цель решить две задачи:
– помочь в обучении школьников умению решать задачи;
– привлечь учащихся к данному виду работы.
Разноуровневое обучение – один из возможных способов решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим учащимся уровня сложности выполняемых заданий. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора.
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.
Проверка и оценка знаний – очень важная процедура получения информации об учебной деятельности ученика, о ее результатах. Это обратная связь ученик – учитель. Любой класс представляет собой группу детей с очень неоднородным уровнем способностей, мотивов обучения, возможностей, жизненных целей. Поэтому система контроля должна быть разноуровневая.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений, навыков через деятельность учащихся. В период перехода к деятельностной и личностной моделям обучения актуален вопрос о разноуровневых заданиях, помогающих организовывать учебный процесс в этом направлении.
При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки «на усвоение всего», к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного». Это имеет следующее преимущество:
- повышается уровень мотивации учения;
- реализуются желание учащихся быстрее и глубже продвигается в образовании;
- повышается уровень «Я» – концепция ученика;
- сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и т.д.
Разноуровневые контрольные работы рекомендуется использоваться на этапе контроля после прохождения данной темы или в конце четверти, полугодия. Цель контрольных работ состоит в проверке сформированности у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.
Контрольные работы состоят из 6 заданий, большая часть которых является расчётными задачами с применением одной или нескольких формул.
Время проведения контрольных работ – 1 урок ( 40 мин).
Различными уровнями сложности можно сформировать и вопросы к зачёту по определённой теме.
В I уровень включить простые вопросы – с односложными ответами и перечислениями.
Во II уровень необходимо включить вопросы более сложные, которые требуют выделения и обоснования определённых понятий и качеств объекта.
В III уровень сложности включаются сложные вопросы, которые требуют сравнения нескольких объектов, логических размышлений и обоснования выводов по определённой теме.
Зачёт можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Время проведения зачёта в письменной форме 1 урок ( 40 мин. ), в устной форме 1 – 2 урока (40 мин. – 1,5 часа).
Система оценивания результатов по разноуровневым заданиям
При контроле знаний дифференциация обучения углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося).
Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различие в знаниях учащихся.
Справка по выставлению отметок за разноуровневые задания (5 заданий)
I уровень: ставится
отметка «3» – если правильно выполнены все 5 заданий;
«2» – если правильно выполнены меньше 2 заданий.
Примерные здания I уровня:
- Для испытания оборудования в условии перегрузок и невесомости контейнер с ним подбрасывают на высоту 125 м пневматическим поршневым устройством, находящимся на дне вакуумной шахты. С какой силой действует поршень, подбрасывая контейнер, если при этом он выдвигается на длину h = 1 м, а масса контейнера с оборудованием m = 2 т?
- С верхней полки вагона, равномерно движущегося поезда, упал предмет. Каков характер движения предмета относительно вагона? Относительно Земли?
- В каком случае выпавший из окна вагона предмет упадет на землю раньше: когда вагон стоит на месте или когда он движется?
- Колесо велосипеда имеет радиус R = 40 см. С какой скоростью едет велосипедист, если колесо делает n = 100 об/мин.
- Тело массой m = 100 г падает свободно. Определите изменение импульса этого тела за первые две секунды падения.