Доклад «Решение разноуровневых задач школьного курса физики как средство развития творческих способностей учащихся»


Сарсембинова Алсу Авизхановна

Учитель физики и информатики

средней школы имени “50 лет Октября”

Акмолинской области Жаркаинского района

«Человек знает физику,

если он умеет решать задачи»

Энрико Ферми

 

Научить учащихся решать физические задачи — одна из сложнейших педагогических проблем. И поэтому я перед собой ставлю цель решить две задачи:

– помочь в обучении школьников умению решать задачи;

– привлечь учащихся к данному виду работы.

Разноуровневое обучение – один из возможных способов решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим учащимся уровня сложности выполняемых заданий. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора.

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.

Проверка и оценка знаний – очень важная процедура получения информации об учебной деятельности ученика, о ее результатах. Это обратная связь ученик – учитель. Любой класс представляет собой группу детей с очень неоднородным уровнем способностей, мотивов обучения, возможностей, жизненных целей. Поэтому система контроля должна быть разноуровневая.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений, навыков через деятельность учащихся. В период перехода к деятельностной и личностной моделям обучения актуален вопрос о разноуровневых заданиях, помогающих организовывать учебный процесс в этом направлении.

При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки «на усвоение всего», к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного». Это имеет следующее преимущество:

  • повышается уровень мотивации учения;
  • реализуются желание учащихся быстрее и глубже продвигается в образовании;
  • повышается уровень «Я» – концепция ученика;
  • сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и т.д.

   Разноуровневые контрольные работы рекомендуется использоваться на этапе контроля после прохождения данной темы или в конце четверти, полугодия. Цель контрольных работ состоит в проверке сформированности у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.

Контрольные работы состоят из 6 заданий, большая часть которых является расчётными задачами с применением одной или нескольких формул.

Время проведения контрольных работ – 1 урок ( 40 мин).

Различными уровнями сложности можно сформировать и вопросы к зачёту по определённой теме.

В I уровень включить простые вопросы – с односложными ответами и перечислениями.

Во II уровень необходимо включить вопросы более сложные, которые требуют выделения и обоснования определённых понятий и качеств объекта.

В III уровень сложности включаются сложные вопросы, которые требуют сравнения нескольких объектов, логических размышлений и обоснования выводов по определённой теме.

Зачёт можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Время проведения зачёта в письменной форме 1 урок ( 40 мин. ),      в устной форме 1 – 2 урока (40 мин. – 1,5 часа).

            Система оценивания результатов по разноуровневым заданиям

При  контроле знаний дифференциация обучения углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося).

Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различие в знаниях учащихся.

Справка по выставлению отметок за разноуровневые задания (5 заданий)

I уровень: ставится 

   отметка   «3» – если правильно выполнены все 5 заданий;

«2» – если правильно выполнены меньше 2 заданий.

Примерные здания I уровня:

  1. Для испытания оборудования в условии перегрузок и невесомости контейнер с ним подбрасывают на высоту 125 м пневматическим поршневым устройством, находящимся на дне вакуумной шахты. С какой силой действует поршень, подбрасывая контейнер, если при этом он выдвигается на длину h = 1 м, а масса контейнера с оборудованием m = 2 т?
  2. С верхней полки вагона, равномерно движущегося поезда, упал предмет. Каков характер движения предмета относительно вагона? Относительно Земли?
  3. В каком случае выпавший из окна вагона предмет упадет на землю раньше: когда вагон стоит на месте или когда он движется?
  4. Колесо велосипеда имеет радиус R = 40 см. С какой скоростью едет велосипедист, если колесо делает n = 100 об/мин.
  5. Тело массой m = 100 г падает свободно. Определите изменение импульса этого тела за первые две секунды падения.

Скачать материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *