Проект «Образы славянской мифологии в литературе 19-20 веков»


Автор: Тажиева Дарья

учащаяся 6 класса

Руководитель: Габдуллина Н.К.

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа №21» г.Петропавловск

                                                       Аннотация

В настоящей работе объектом исследования стали лирические произведения  А.Пушкина, К.Бальмонта, в которых нашли отражение образы и мотивы славянской мифологии. Автор работы, тщательно изучив историю славянской мифологии, старается найти ее воплощение в творчестве русских поэтов, выявить изобразительные средства, которые используют авторы для создания того или иного образа, понять причины обращения  многих русских писателей и поэтов к истокам славянской мифологии.

Поиск решений на выдвинутые задачи проекта позволяет автору сделать вывод, что процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался, что славянская мифология, отражающая мировосприятие древних славян, не только проникла на страницы литературных произведений, но и живет в быту, обычаях, традициях современного человека.

Практическая значимость проекта заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии  и произведений  русской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абстракт

Тема исследования: изучая образы, мотивы, темы славянской мифологии  нашедшие отражение в русской литературе XIX – XX в.в.,

 

Цель: определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам.

 

Задачи:

изучить языческую мифологическую систему, чтобы понять

мировосприятие древних славян;

-прокомментировать произведения А.С. Пушкина , М.В.Лермонтова, К.Бальмонта с целью интерпретации мифологических образов;

-раскрыть влияние ярких и многогранных образов языческой мифологии на творчество русских поэтов и писателей ХIХ – ХХ вв.

-продемонстрировать навыки самостоятельного исследования в работе с   художественными произведениями и  литературной критикой.

 

Проблема исследования: выяснить, почему многие русские писатели и поэты обращаются к славянским мифологическим мотивам и образам.

 

Гипотеза: если серьёзно изучить славянскую мифологию, можно понять мировоззрение  древних славян, раскрыть влияние мифологии на творчество многих русских поэтов и писателей.

Практическая значимость: Моя исследовательская работа даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволил определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить мой читательский кругозор, повысить культуру чтения, а также понять, почему в повседневной жизни мы, современные люди, продолжаем использовать мистические заклинания, определеннные обороты речи, которые сохранились  с языческих времен, верить в леших и домовых.  Также данный материал может быть использован на уроках, где учащиеся  серьёзно и глубоко занимаются изучением  мифологии, устного народного творчества и произведений русских поэтов и писателей.

 

Методы проведенных исследований:

-анализ художественных текстов и научной литературы по данной теме,

-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания мифологического образа,

-знакомство с Интернет-источниками.

-наблюдение

 

Объект исследования: произведения русских поэтов и писателей 19-20 века

Предмет исследования: образы, мотивы славянской мифологии

 

Основные этапы исследовательской работы

 

  • Знакомство с героями славянской мифологии.
  • Поиск информации о героях славянской мифологии в произведениях русской литературы 19-20 вв.
  • Обработка и систематизация информации.
  • Подготовка продуктов проекта: презентации и доклада.

 

 

Оглавление

Введение

О переплетении язычества и христианства

Миф – наиболее древняя система ценностей

  1. Часть I

Мир в представлении древних славян

Пантеон славянских богов

  1. Часть II

Использование славянских образов в русской литературе

Все начинается с детства

Народная поэзия в творчестве А.С.Пушкина

«Литературные» русалки»

3.Заключение

4.Список использованной литературы

5.Приложения

               Два чувства дивно близки нам,

                      В них обретает сердце пищу:

                     Любовь к родному пепелищу,

                     Любовь к отеческим гробам.

                     На них основано от века

                     По воле Бога Самого

                     Самостоянье человека,

                     Залог величия его!

                                                                                    А.С.Пушкин

Введение

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас остается загадкой. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. В истории русского народа процесс принятия христианства на Руси продолжался несколько столетий, в результате христианство и язычество тесно переплелись друг с другом.

Христианство и язычество – огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с повседневной жизнью. Порой мы, сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем сказки, печем блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом являемся христианами, ходим в церковь, читаем молитвы.

Языческое мировосприятие является основой мифов славянских народов. Те, в свою очередь, охватывают всю сферу духовной культуры, в том числе и материальной.

Миф – наиболее древняя система ценностей. Мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Изучая мифологию славян, я невольно отмечала, что многое из того что мне удалось узнать по этой теме, было мне известно и до этого, т.к. является частью нашей повседневной жизни. Вера в сверхъестественные силы, домовых, леших, выражение «чур, меня», сказочные и фольклорные персонажи, известные каждому ребенку – все это, оказывается,  отголоски славянской мифологии, бытующие в нашей современной действительности. В православии многие церковные праздники и традиции уходят своими корнями в язычество.

Своеобразие русской литературы в немалой степени определяется её связью со славянской мифологией. Процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался.

Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, черти и прочая “нежить”, давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов и очерков поэтов и писателей. Литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры – мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

Скачать полностью…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *