Проект «Образы славянской мифологии в литературе 19-20 веков»
Автор: Тажиева Дарья
учащаяся 6 класса
Руководитель: Габдуллина Н.К.
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №21» г.Петропавловск
Аннотация
В настоящей работе объектом исследования стали лирические произведения А.Пушкина, К.Бальмонта, в которых нашли отражение образы и мотивы славянской мифологии. Автор работы, тщательно изучив историю славянской мифологии, старается найти ее воплощение в творчестве русских поэтов, выявить изобразительные средства, которые используют авторы для создания того или иного образа, понять причины обращения многих русских писателей и поэтов к истокам славянской мифологии.
Поиск решений на выдвинутые задачи проекта позволяет автору сделать вывод, что процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался, что славянская мифология, отражающая мировосприятие древних славян, не только проникла на страницы литературных произведений, но и живет в быту, обычаях, традициях современного человека.
Практическая значимость проекта заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии и произведений русской литературы.
Абстракт
Тема исследования: изучая образы, мотивы, темы славянской мифологии нашедшие отражение в русской литературе XIX – XX в.в.,
Цель: определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам.
Задачи:
–изучить языческую мифологическую систему, чтобы понять
мировосприятие древних славян;
-прокомментировать произведения А.С. Пушкина , М.В.Лермонтова, К.Бальмонта с целью интерпретации мифологических образов;
-раскрыть влияние ярких и многогранных образов языческой мифологии на творчество русских поэтов и писателей ХIХ – ХХ вв.
-продемонстрировать навыки самостоятельного исследования в работе с художественными произведениями и литературной критикой.
Проблема исследования: выяснить, почему многие русские писатели и поэты обращаются к славянским мифологическим мотивам и образам.
Гипотеза: если серьёзно изучить славянскую мифологию, можно понять мировоззрение древних славян, раскрыть влияние мифологии на творчество многих русских поэтов и писателей.
Практическая значимость: Моя исследовательская работа даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволил определить причины устойчивого обращения писателей и поэтов к мифологическим мотивам и образам, расширить мой читательский кругозор, повысить культуру чтения, а также понять, почему в повседневной жизни мы, современные люди, продолжаем использовать мистические заклинания, определеннные обороты речи, которые сохранились с языческих времен, верить в леших и домовых. Также данный материал может быть использован на уроках, где учащиеся серьёзно и глубоко занимаются изучением мифологии, устного народного творчества и произведений русских поэтов и писателей.
Методы проведенных исследований:
-анализ художественных текстов и научной литературы по данной теме,
-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания мифологического образа,
-знакомство с Интернет-источниками.
-наблюдение
Объект исследования: произведения русских поэтов и писателей 19-20 века
Предмет исследования: образы, мотивы славянской мифологии
Основные этапы исследовательской работы
- Знакомство с героями славянской мифологии.
- Поиск информации о героях славянской мифологии в произведениях русской литературы 19-20 вв.
- Обработка и систематизация информации.
- Подготовка продуктов проекта: презентации и доклада.
Оглавление
Введение
О переплетении язычества и христианства
Миф – наиболее древняя система ценностей
- Часть I
Мир в представлении древних славян
Пантеон славянских богов
- Часть II
Использование славянских образов в русской литературе
Все начинается с детства
Народная поэзия в творчестве А.С.Пушкина
«Литературные» русалки»
3.Заключение
4.Список использованной литературы
5.Приложения
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его!
А.С.Пушкин
Введение
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас остается загадкой. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. В истории русского народа процесс принятия христианства на Руси продолжался несколько столетий, в результате христианство и язычество тесно переплелись друг с другом.
Христианство и язычество – огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с повседневной жизнью. Порой мы, сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем сказки, печем блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом являемся христианами, ходим в церковь, читаем молитвы.
Языческое мировосприятие является основой мифов славянских народов. Те, в свою очередь, охватывают всю сферу духовной культуры, в том числе и материальной.
Миф – наиболее древняя система ценностей. Мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Изучая мифологию славян, я невольно отмечала, что многое из того что мне удалось узнать по этой теме, было мне известно и до этого, т.к. является частью нашей повседневной жизни. Вера в сверхъестественные силы, домовых, леших, выражение «чур, меня», сказочные и фольклорные персонажи, известные каждому ребенку – все это, оказывается, отголоски славянской мифологии, бытующие в нашей современной действительности. В православии многие церковные праздники и традиции уходят своими корнями в язычество.
Своеобразие русской литературы в немалой степени определяется её связью со славянской мифологией. Процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался.
Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, черти и прочая “нежить”, давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов и очерков поэтов и писателей. Литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры – мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.