Специфика работы пианиста – концертмейстера на отделении «Академическое пение» в среднем профессиональном учебном заведении


Родина Елена Александровна
преподаватель фортепиано, концертмейстер
КГУ “Комплекс “Колледж искусств – Школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля”
город Петропавловск

Уникальность профессии пианиста заключается прежде всего, в наличие нескольких приобретаемых квалификаций, при этом, каждая из них может сосуществовать самостоятельно. Так, профессия концертмейстер, выделилась в самостоятельную область профессиональной деятельности пианиста в XIX столетии. При появлении сложных аккомпанементов в камерно-вокальной музыке потребовались аккомпаниаторы, которые обладали высоким мастерством как во владении инструментом, так и в чуткости по отношению к участнику ансамбля, а также обладающие умением воссоздавать образную картину музыкального сочинения через способность сопереживать эмоционально.

Сложившаяся годами школа концертмейстерского мастерства имеет свои устои и традиции. В развитие школы внесли огромный вклад знаменитые концертмейстеры, которые свой опыт отразили в следующих методических изданиях, как К. Виноградов «О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца», Н. Крючков «Искусство аккомпанемента, как предмет обучения», Е. Шендерович «В концертмейстерском классе: размышления педагога», «О преодолении пианистических трудностей в клавирах», В. Чачава «Искусство концертмейстера», Джеральд Мур «Певец и аккомпаниатор», среди современных пианистов, можно выделить работу Н. Н. Горошко «Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: На примере камерно-вокального творчества русских композиторов XIX века»…

В настоящее время, в понятие пианист-концертмейстер включается весь комплекс музыкально-педагогической работы с солистом и последующее совместное выступление, где последнее является итогом и результатом всей проделанной работы.

Концертмейстерство – универсальное сочетание в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. В связи с этим, в концертмейстерстве выделяются три функции: педагогическая, психологическая и художественная. В концертмейстерскую деятельность входят навыки самостоятельной работы с певцом, где все эти функции и проявляются. Согласно учебного плана, во всем периоде обучения, у учащихся-вокалистов один час в неделю проходит без педагога по специальности.

В начале урока, концертмейстер должен подготовить певческий аппарат к пению и к определенным нагрузкам, которые возникают в процессе пения сложных фрагментов в произведениях. Так, урок начинается с пения вокальных упражнений, иначе говоря, с распевки. Стоит также заметить, что вокальные упражнения являются основным материалом для выработки певческих качеств голоса. Распевка направлена на разогрев голосового аппарата и настройку дыхательной системы. Не совершивший своего рода разминку, вокалист может получить травму и лишиться возможности продолжать свою деятельность. Работу над вокальными упражнениями целесообразно воспринимать, как творческую. Существуют определенные принципы распевания вокалистов. Основополагающим принципом является принцип постепенного усложнения упражнения и постепенного расширения диапазона. Феномен голоса – это работа различных мышц человеческого организма. И для развития мышц, соответственно, требуется постепенное увеличение нагрузки. Интервал – малая секунда – это минимальная порция увеличения нагрузки. В связи с этим, распевочная партия, повторяется каждый раз на пол тона (малую секунду) выше, совершая движение вверх, а потом вниз по хроматическому звукоряду. При работе с учащимся-вокалистом, концертмейстеру необходимо следить за правильным дыханием. Режим дыхания вокалиста осуществляется только животом, при этом плечи и грудь не должны двигаться, не должны напрягаться и мышцы шеи. Дыхание спокойное, расслабленное.  При взятии дыхания вокалист готовит позицию, обычно педагоги-вокалисты говорят об «ощущении вдоха». Дыхание должно быть бесшумным. После взятия дыхания, вокалист его фиксирует, т.е. останавливает. И лишь потом, начинает воспроизведение звуков, пение. Это называется – ауфтакт.  Ауфтакты вокалистов различны, в зависимости от их местоположения в музыкальном произведении. Ауфтакты концертмейстера и вокалиста должны быть идентичны, т.е. иметь один энергетический посыл, скорость и характер.

В процессе работы над музыкальным произведением, концертмейстер следит за точным воспроизведением звковысотного и ритмического рисунка мелодии, за чистотой интонации, за четкой дикцией, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Совместно с учащимся концертмейстер проникает в образную сферу музыкального сочинения и помогает ученику понять музыкальный язык, использованные композитором интонации. В работа над вокальным произведением следует учитывать, что содержание в нем раскрывается не только через музыку, но и через слово. Внимательное отношение к тексту дает возможность его осмысления и эмоциональной окраски. Выразительная декламация текста с выявлением смысловых кульминаций, особенностей фонетики и ритма стиха помогают точно интерпретировать музыкальное сочинение.

Таким образом, основываясь на ряде специфических знаний и навыков в области смежных дисциплин (гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений, вокала, педагогики) и их взаимосвязи, концертмейстер формирует будущих музыкантов исполнителей, выполняя педагогическую функцию. Главный принцип работы при этом – тесное сотрудничество концертмейстера и вокалиста, равноправность партнеров в интерпретации.

Психологическая функция концертмейстера подразумевает педагогическое чутье, такт, дружелюбие и сопереживание. Как правило, в учебной деятельности, приобретение навыков связано с временем и правильным отношениям к их приобретению. Навык – это умение, доведенное до автоматизма. Умения и навыки приобретаются постепенно и в практике. Но не все учащиеся осознают и психологически комфортно воспринимают свои мелкие неудачи. Не получившийся пассаж, фраза, кульминация, высокий звук…зачастую вызывают у учеников переживания, неудовлетворенность в занятиях. Что отрицательно сказывается на концертном выступлении. В первую очередь, концертмейстер должен настроить вокалиста –ученика на «ситуацию успеха», вселить в него уверенность в своих силах. Очень хорошая фраза из известной детской сказки помогает вызывать у учащегося улыбку и помогает снять напряжение: «Я не волшебник, я только учусь!» Также, большая психологическая нагрузка ложиться на концертмейстера во время конкурсов и государственных экзаменов, когда отдача от исполнителей наивысшая! Соответственно, и пред концертное выступление вызывает огромное волнение. В таких ситуациях, концертмейстер должен мобилизовать исполнителя, направить все эмоции ученика на сопереживание самой музыки, его образной сферы.

Художественно-творческая функция проявляется в работе над созданием исполнительского ансамбля. Первостепенная задача – это реалистичная интерпретация. От латинского interpretario – разъяснение, истолкование. Посредством выразительных средств музыка и технических средств исполнителя истолковывается музыкальное произведение в процессе его исполнения. Совместно с певцом, концертмейстер разбирает произведение, анализирует музыкальный материал, создает совместно с учащимся представление о художественном образе, выстраивает фразы, кульминации, дыхание…Исполняя музыкальное произведение, концертмейстер участвует в раскрытии образа, в развитии музыкального содержания. Особенно ярко представляется это участие в сольных фрагментах, таких, как вступление, проигрыш, заключение произведения. Также, необходимо заметить, что на сцене учащийся от волнения может забыть слова, не вовремя вступить, петь интонационно грязно, забыть про проигрыш… Концертмейстер должен прийти на помощь: умело подыграть мелодию, подсказать слова, повторять или растягивать свое вступление, или, перейти на нужный такт в аккомпанементе. Так, возникает понятие – исполнительская поддержка во время выступления. Здесь объединяются и психологическая, и художественная функции. Уверенное поведение концертмейстера, четкая, эмоциональная и отлаженная игра на инструменте, совместное дыхание с вокалистом, чуткость и внимательность к нему, доброжелательность в любых ситуациях (даже при остановке, срыве вокалиста) – все   помогает исполнителю на концертной эстраде, способствует единению, слиянию в ансамблевой игре, а также к ярким результативным выступлениям.

Основная цель в обучении является воспитание творческой личности, оснащенной всеми необходимыми для профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками.

Не стоит забывать, что концертмейстер – это педагог-пианист, который проводит занятия не только по предметам специального цикла у пианистов, но и занятия по общему фортепиано с учащимися разных специальностей, в том числе и с вокалистами.

Обучение игре на фортепиано является обязательным в воспитании любого музыканта на всех этапах и ступенях его развития. Роль курса фортепиано – велика! Это многогранная дисциплина, которая помогает формированию слуховой культуры, расширяет музыкальный кругозор, на основе курса обеспечивается органичная взаимосвязь и закрепление знаний, приобретаемых по всем музыкальным предметам специального цикла. Фортепианная литература является одним из основных материалов, на котором идет формирование профессионально-исполнительских и общемузыкальных навыков, где изучается разнохарактерная и разностилевая музыка предшествующих столетий и композиторов XX века. Благодаря индивидуальным занятиям учащиеся могут углубить знания об основных закономерностях и особенностях фортепианного стиля: музыкальном языке, фактуре, динамике, темброво-колористических красках инструмента и возможности педали. Приступая к обучению на фортепиано, учащийся должен четко осознавать необходимость владения инструментом. Важность и необходимость такого владения обуславливается и диктуется будущей профессиональной деятельностью.

Вокалист, к 3 году своего обучения, должен уметь распеваться, при этом должен владеть гармоническим аккомпанементом в разных его проявлениях. Разбирая новое произведение, вокалист играет свою мелодическую линию по нотам. Работа на уроках по обучению игре на фортепиано включает в себя: 1) игру гамм, аккордов и арпеджио – это знание всех тональностей, гармонических оборотов; 2) работа над музыкальными произведениями – это освоение принципов построения музыкальных форм и освоение музыкальных интонаций; 3) ансамблевое исполнительство – это игра в 4 руки на одном и на двух фортепиано, это аккомпанирование солистам-инструменталистам и вокалистам, что представляет возможность вокалисту почувствовать себя концертмейстером. Это развивает не только гармонический слух, но и навыки игры в ансамбле; 4) применение педализации способствует развитию музыкального слуха и прививает вокалиста к богатству темброво-колористических возможностей рояля; 5) приобщение к певучему звукозвлечению рояля и расширение кругозора вокального репертуара через игру транскрипций и переложений известных романсов из камерно-вокального репертуара, арий, песен из опер, оперетт и кинофильмов. Значимость обучения игре на фортепиано для вокалистов велика! Возможности инструмента и певца – различны. И, обоюдное знание этих возможностей, будет способствовать еще большему единению и слиянию в ансамблевом исполнении.

Все перечисленное свидетельствует о важной роли курса общего фортепиано и ставит его в ряд ведущих дисциплин учебного плана.

Таким образом, деятельность пианиста в средне-специальном учебном заведении на отделении «Академическое пение», включает в себя аккомпанирование исполняемых вокалистом произведений, работа над этими произведениями, распевание вокалистов, обучение игре на фортепиано. Также не стоит забывать, что кроме профессиональных знаний, умений и навыков, любой педагог занимается воспитанием общечеловеческих, морально-этических качеств обучающихся. А первостепенной задачей любого воспитания и обучения является – создание условий для начала саморазвития личности обучающегося, чтобы познавательный интерес к освоению специфических знаний, умений и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности достиг наивысшего своего уровня и преобладал над всеми другими видами деятельности.

 

 

Литература:

1) Величко, С.Н. О роли психологии в работе педагога концертмейстерского класса: Научно-методическая работа, М.МГК им. П.И.Чайковского, 1996.

2) Горошко, Н.Н. Вопросы ансамблевого исполнительства: Межвузовский сборник статей, рецензент: доктор педагогических наук, профессор Цыпин Г.М.; МаГК, Магнитогорск, 2004.

3) Горошко, Н.Н. Формирование мастерства пианиста-концертмейстера: Учебно-методическое пособие по курсу «История и теория концертмейстерского искусства» / МаГК, Магнитогорск, 2006.

4) Горошко, Н.Н. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: На примере камерно-вокального творчества русских композиторов XIX века, автореферат; МаГК, Магнитогорск, 1999.

5) Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика, Ростов-на-Дону:Феникс, 2002.

6) Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс; Москва, 2002.

7) Ныркова, В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей, Москва: Музыка, 1988.

8) Салдаева, Г. Вопросы теории и практики преподавания общего и специализированного фортепиано в вузе – колледже – лицее: сб. статей / МаГК; ред. – сост. Г.М. Салдаева, Т.Ю.Цокало. – Магнитогорск, 2004.

9) Чайкин, С.Г. Специфика выразительных средств фортепиано в ансамблевой музыке; автореферат; Новосибирск, 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *