Классный час «Поделись своей добротой»
Тусупбаева Толкын Бейсембаевна, воспитатель
КГУ НСО школа-интернат им.Крупской
город Усть-Каменогорск
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
Л.Н. Толстой.
Цели:
- способствовать сплочению детского коллектива;
- дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
- воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Ход классного часа
Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Дорогие ребята! Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном и светлом классе. Тема нашего классного часа «Поделись своей добротой!». Послушайте отрывок из стихотворения: (слайд 2)
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Звучит песня «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» (слайд 3-5).
Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже, Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Хорошо бродить по улице
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду Сердца маленького стук.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре,
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.
Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо. Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону. Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?
Ожидаемые ответы учащихся ( любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)
- Все эти качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта творит чудеса (слайд 6).
Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, самыми незначительными поступками украшает нашу Землю. Все в обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники цепной реакции добра и зла. Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может бать, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда. Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?
Ожидаемые ответы учащихся (помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством…)
- Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,… Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
- А что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война,
- Добрый человек – это тот, кто
- любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
- любит природу и бережет ее.
- вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
- любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное.
- Я хочу прочитать вам строки стихотворения вслушайтесь пожалуйста к каждое слово (слайд 7)
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути Добрым словом ты также поможешь.
- Каков смысл этих строк?
Ожидаемые ответы учащихся (эти строки призывает совершать добрые поступки, творить красоту, помогать делать добро своими руками…)
- Да кто-то помогает добрым словом, а кто-то имея большие материальные возможности, тратит личные средства на благо всех людей. Можно назвать множество имен, среди которых есть прославленные своей благотворительностью.
(Слайд 8)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго – добро
От злого – зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
- Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей не простой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, приютах вдали от близких, без самых дорогих им людей. Судьба им часто преподносит все новые испытания. Приведу вам такие цифры – в мире ежегодно без родителей остаются более 500 ООО детей, в Казахстане ежегодно – 10 ООО детей. Давайте мы для них построим новый дом.
Новый дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будут жить эти дети, был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто
представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя.
(Слайд 9)
Учащимся предложен набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко, вырезанные из цветного картона. Дети строят из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, они закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье. При этом каждый ребенок выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.
– Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. (При этом дети проговаривают или записывают на кирпичиках, какие качества они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно, складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка у детей предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет). Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни:
- зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
- красный цвет – принесет в дом лидерство
- синий цвет – принесет в дом спокойствие
- желтый цвет – принесет в дом тепло
- У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. По мимо этого я хотела бы, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: (прикрепляются на лучах) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками. (Слайды 10,11)
- Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу. “Эта история произошла давным – давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…» (Слайд 12)
– Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.
Ученик: (слайд 13)
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
Учитель: У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми. Вторая – скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова: ” Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”.
Доброта издавна ценилась у всех народов. Немало народ сложил пословиц о доброте.
Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно. (Слайд 14) Добро помни, а Пожнёшь
Что посеешь, то и Зло забывай
За добро Добра не делает никому
Худо тому, кто Добром плати
Доброе слово лечит А злого не жалуют
Доброе слово А злое калечит
Доброго чтут Половина счастье
(Слайд 15)
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Добрый человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают да дела их живут.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Живи добрее, будешь всем милее.
- А какие еще пословицы о доброте вы знаете? (Ребятам заранее было дано задание найти пословицы и поговорки о доброте у разных народов)
- Ребята, обратите внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Конечно же, ваша доброта.
Тренинг «Весы справедливости».
– Чего на земле больше: добра или зла? Это нам помогут узнать весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло» (либо таблички: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь или на рисунке около одной чаши весов записываются эти слова). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром» (дети называют добрый поступок или качество присущее доброму человеку и кладут свою «капельку» на весы или записывают это около другой чаши весов).
Внимание на экран. (Слайд 16)
Правила доброты
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
- Любить людей знакомых и незнакомых.
- Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Делать добро для близких, друзей.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
- Не грубить.
И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).
Учитель: Легко или трудно быть добрым?
Ученица: (слайд 17)
Добрым быть совсем – совсем не просто Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.
Ученик: (слайды 18, 19)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!
Учитель: Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами 3 – “Земля”, М – “Мыслите”, J1 – “Люди”, буква Д обозначалась словом “Добро”. Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро! (Слайд 20)
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»): (слайды 21, 22)
Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал…
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись песенкой своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно!
Учитель: Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится общаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.
Я прочту вам сказку: Ни в каком не царстве, ни в каком государстве жили-были дети: Айгульки и Маринки, Азатики и Андрюшки. Жили, росли, многое знали, многое умели. Побеждали в соревнованиях, были замечательными артистами, дома были любимыми детьми. Но почему-то не было счастья в не царстве – государстве. Каждый день плакали девочки, плакали мальчики. Не могли
справиться с руками своими: махали ими направо – налево. А с языков у них срывались слова нехорошие: обзывали друг друга, не прощали чужих промахов, не забывали чужих обид. И каждому казалось, его боль больнее. Все ходили обиженные, и каждый просил: «Не обижай меня», но никто его не слышал. Вопросы детям:
- Как вылечить этих детей?
- Что нужно для того, чтобы счастье поселилось в не царстве государстве?
Учитель: Ответьте одним словом
- Группа живущих вместе родственников. (Семья)
- Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь)
- Почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств. (Уважение)
- Проявление заботы, внимания. (Заботливость)
- Внутренний психический мир человека. (Душа)
- Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта)
Учитель: В заключение мне хочется вам пожелать, чтобы в ваших семьях вы жили по законам уважения, заботились о тех, кто находится рядом с вами, пусть в вашей душе будет как можно больше доброты, которой бы вы хотели поделиться с людьми. Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Делитесь своей добротой!
Рефлексия: Ребятам предлагается на лучах солнца написать пожелания, добрые слова окружающим людям. Лучики крепятся вокруг солнца на стенде под песню «Дорога добра».
Учитель: Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку. На этом наш классный час окончен. До свидания!