Классный час «Поделись своей добротой»


Тусупбаева Толкын Бейсембаевна, воспитатель

КГУ НСО школа-интернат им.Крупской

город Усть-Каменогорск

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».

Л.Н. Толстой.

Цели:

  • способствовать сплочению детского коллектива;
  • дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
  • воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

Ход классного часа

Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Дорогие ребята! Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном и светлом классе. Тема нашего классного часа «Поделись своей добротой!». Послушайте отрывок из стихотворения: (слайд 2)

В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать – И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

Звучит песня «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» (слайд 3-5).

Хорошо бродить по свету

С карамелькой за щекой.

А еще одну для друга

Взять в кармашке про запас.

Потому что, потому что

Всех нужнее и дороже, Всех доверчивей и строже

В этом мире доброта.

В этом мире доброта.

Хорошо бродить по улице

С теплым кроликом за пазухой,

Принимая как награду Сердца маленького стук.

Потому что, потому что

Всех нужнее и дороже,

Всех доверчивей и строже

В этом мире доброта.

В этом мире доброта.

Хорошо бродить по городу

С белым голубем в цилиндре,

С красным шариком на ниточке,

И с улыбкой до ушей.

Потому что, потому что

Всех нужнее и дороже,

Всех доверчивей и строже

В этом мире доброта.

В этом мире доброта.

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо. Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону. Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?

Ожидаемые ответы учащихся ( любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)

  • Все эти качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта творит чудеса (слайд 6).

Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, самыми незначительными поступками украшает нашу Землю. Все в обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники цепной реакции добра и зла. Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может бать, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда. Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?

Ожидаемые ответы учащихся (помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством…)

  • Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,… Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
  • А что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война,
  • Добрый человек – это тот, кто
  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
  • любит природу и бережет ее.
  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
  • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
  • Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное.
  • Я хочу прочитать вам строки стихотворения вслушайтесь пожалуйста к каждое слово (слайд 7)

Если хочешь протянуть руку помощи,

Но не можешь

Пожелай человеку добра в пути Добрым словом ты также поможешь.

  • Каков смысл этих строк?

Ожидаемые ответы учащихся (эти строки призывает совершать добрые поступки, творить красоту, помогать делать добро своими руками…)

  • Да кто-то помогает добрым словом, а кто-то имея большие материальные возможности, тратит личные средства на благо всех людей. Можно назвать множество имен, среди которых есть прославленные своей благотворительностью.

(Слайд 8)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь

Рождает птица птицу

От доброго – добро

От злого – зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

  • Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей не простой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, приютах вдали от близких, без самых дорогих им людей. Судьба им часто преподносит все новые испытания. Приведу вам такие цифры – в мире ежегодно без родителей остаются более 500 ООО детей, в Казахстане ежегодно – 10 ООО детей. Давайте мы для них построим новый дом.

Новый дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будут жить эти дети, был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто

представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя.

(Слайд 9)

Учащимся предложен набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко, вырезанные из цветного картона. Дети строят из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, они закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье. При этом каждый ребенок выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.

– Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. (При этом дети проговаривают или записывают на кирпичиках, какие качества они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно, складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка у детей предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет). Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни:

  • зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
  • красный цвет – принесет в дом лидерство
  • синий цвет – принесет в дом спокойствие
  • желтый цвет – принесет в дом тепло
  • У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. По мимо этого я хотела бы, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: (прикрепляются на лучах) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками. (Слайды 10,11)
  • Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу. “Эта история произошла давным – давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…» (Слайд 12)

– Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

Ученик: (слайд 13)

Не стой в стороне равнодушным

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

Учитель: У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми. Вторая – скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова: ” Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”.

Доброта издавна ценилась у всех народов. Немало народ сложил пословиц о доброте.

Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно. (Слайд 14) Добро помни, а                                       Пожнёшь

Что посеешь, то и                                   Зло забывай

За добро                                                  Добра не делает никому

Худо тому, кто                                        Добром плати

Доброе слово лечит                                А злого не жалуют

Доброе слово                                          А злое калечит

Доброго чтут                                          Половина счастье

(Слайд 15)

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Добрый человек в добре живет век.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Живи добрее, будешь всем милее.

  • А какие еще пословицы о доброте вы знаете? (Ребятам заранее было дано задание найти пословицы и поговорки о доброте у разных народов)
  • Ребята, обратите внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Конечно же, ваша доброта.

Тренинг «Весы справедливости».

– Чего на земле больше: добра или зла? Это нам помогут узнать весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло» (либо таблички: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь или на рисунке около одной чаши весов записываются эти слова). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром» (дети называют добрый поступок или качество присущее доброму человеку и кладут свою «капельку» на весы или записывают это около другой чаши весов).

Внимание на экран. (Слайд 16)

Правила доброты

  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любить людей знакомых и незнакомых.
  • Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
  • Делать добро для близких, друзей.
  • Не завидовать.
  • Не вредничать.
  • Не грубить.

И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).

Учитель: Легко или трудно быть добрым?

Ученица: (слайд 17)

Добрым быть совсем – совсем не просто Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.

Ученик: (слайды 18, 19)

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!

Учитель: Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами 3 – “Земля”, М – “Мыслите”, J1 – “Люди”, буква Д обозначалась словом “Добро”. Азбука как бы призывала.

Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро! (Слайд 20)

Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.

Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»): (слайды 21, 22)

Дождик по земле босиком прошёл,

Клёны по плечам хлопал…

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот – плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны?

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

С каждым поделись песенкой своей,

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот – скучно!

Учитель: Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится общаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.

Я прочту вам сказку: Ни в каком не царстве, ни в каком государстве жили-были дети: Айгульки и Маринки, Азатики и Андрюшки. Жили, росли, многое знали, многое умели. Побеждали в соревнованиях, были замечательными артистами, дома были любимыми детьми. Но почему-то не было счастья в не царстве – государстве. Каждый день плакали девочки, плакали мальчики. Не могли

справиться с руками своими: махали ими направо – налево. А с языков у них срывались слова нехорошие: обзывали друг друга, не прощали чужих промахов, не забывали чужих обид. И каждому казалось, его боль больнее. Все ходили обиженные, и каждый просил: «Не обижай меня», но никто его не слышал. Вопросы детям:

  • Как вылечить этих детей?
  • Что нужно для того, чтобы счастье поселилось в не царстве государстве?

Учитель: Ответьте одним словом

  1. Группа живущих вместе родственников. (Семья)
  2. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь)
  3. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств. (Уважение)
  4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость)
  5. Внутренний психический мир человека. (Душа)
  6. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта)

Учитель: В заключение мне хочется вам пожелать, чтобы в ваших семьях вы жили по законам уважения, заботились о тех, кто находится рядом с вами, пусть в вашей душе будет как можно больше доброты, которой бы вы хотели поделиться с людьми. Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Делитесь своей добротой!

Рефлексия: Ребятам предлагается на лучах солнца написать пожелания, добрые слова окружающим людям. Лучики крепятся вокруг солнца на стенде под песню «Дорога добра».

Учитель: Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку. На этом наш классный час окончен. До свидания!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *