Что такое творчество, креативность, творческая деятельность?


                                Серегин Александр Павлович,   преподаватель специальных дисциплин электротехнического профил

КГКП «Рудненский  горно –  технологический колледж»

 

Что такое творчество, креативность, творческая деятельность?

Слово “творчество” имеет много значений, о которых спорят с древних времен…

Из множества значений можно выделить несколько основополагающих: творить – это давать бытие, сотворять, созидать. В широком смысле слова творчество – это сознательная, целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования деятельности.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда                            ранее   не бывшее.   /Большая советская         энциклопедия/.

В 90-х годах XX века в бизнес – сообществе замелькали слова: “креатив”, “креативный”. Слово “креатив” было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского “creative” – творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: “creatio”- сотворение, создание).

Казалось бы, почему не использовать привычное русское слово “творчество”?.. Такую характеристику, как креативность сейчас часто можно встретить в профессиограммах различных специальностей. Теперь это качество желаемо не только для специалистов творческих профессий, но и для специалистов рабочей профессии. Никто точно не знает, как и в чем ее измерять, но многие уверены, что она просто необходима.

Давайте попробуем в этом разобраться, что включает в себя понятие креативность?

Используя  западный  термин, мы интуитивно разделяем: есть долгие и многомерные  обсуждения различных аспектов творчества, а есть необходимость производства  идей: “на потоке” в том же рекламном агентстве: слоганы, эхо – фразы, эскизы для печатной и наружной рекламы, сценарии праздников и т.п. (Хотя, часто рекламное творчество – творчество низкого уровня и дает повод для многочисленных пародий…) Употребляя слово “креатив” мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей.

Креативность – это способность находить оригинальные, нестандартные решения поставленных задач. Это может быть как расчет горных машин, так и  график ремонтных работ технологического оборудования. Творческую личность отличает особое сочетание личностно – деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С Громов  и В.А. Маляко называют семь признаков креативности:

  • оригинальность;
  • вристичность;
  • фантазию, активность;
  • концентрированность;
  • четкость;
  • чувствительность.

Ряд ученых (В.И. Андреев, М.И. Махмутов, В.П. Ушачев) рассматривают творчество как вид человеческой деятельности, для которой характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б)  социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в

развитие  общества и личности;

в)наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для          творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств-знаний, умений, особенно положитель-                             ной   мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для  творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата. Специфику творчества, по           мнению А.Т. Шумилина и М.И.Махмутова, раскрывают следующие два его признака: первый – «преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мыслительных»;

второй – новизна, оригинальность. Имеется в виду новизна продуктов деятельности, необычайность приемов или средств, применяемых в деятельности. Творчество оригинально в главном: «оно антипод подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по готовому образцу, по правилу, по алгоритму». Эту особенность творчества подчеркивают и зарубежные исследователи.

Например, А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г.А. Саймон определяют творчество как вид «деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью», причем имеются в виду любые психологически трудные творческие задачи практического, научного или художественного типа.

Современные образовательные технологии строятся на сочетании активных форм обучения (лекций-бесед, деловых игр, дидактических тренингов и практикумов) с самостоятельным освоением студентами материала. В задачи преподавателя входит руководство самообразованием студента. Педагог помогает студенту ориентироваться в литературе, в решении сложных проблем. Большую роль в развитии креативных способностей у студентов играют семинарские занятия. Существуют два способа конструирования семинарского занятия: традиционный и инновационный. Традиционный подход представляет преподавателя как активное звено, а студента – как пассивное. Такое семинарское занятие имеет свои плюсы, это, прежде всего, доскональная проработанность изучаемого материала. Однако на сегодняшний день его использование не имеет масштабного эффекта, так как студент не уверен в востребованности собственных знаний, их конкурентоспособности.

Студенту на семинарских занятиях по специальным дисциплинам не­обходимо помочь выработать собственное критическое восприятие процессов восприятия материала. Для улучшения качества образования необходимо учитывать общие изменения парадигмы в отношении знаний. Традиционная образовательная система недостаточно полно учитывает сущностную характеристику социального механизма смены поколений. Образование сегодня все больше принимает форму договорных (рыночных) отношений по поводу определенного знания, применимого в конкретных условиях. Знание, предлагаемое современному студенту, должно быть прагматическим, лаконичным и завершенным.

Новые образовательные системы, в подавляющем своем большинстве обращены в прошлое. Приспосабливая «старое» содержание к принципиально меняющимся условиям, можно лишь «догонять» изменяющуюся социальную действительность. Необходимо переходить к «опережающему» характеру действия образовательных систем, их переориентации с усвоения прошлого на возможности проектировать будущее, конечно же, на основе восприятия всего предыдущего.

Исследовательский метод в обучении лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования. Во-первых, учебные проблемы для науки не являются новыми, но они новы для студентов.

Путем исследовательского метода студенты подводятся к самостоятельному открытию того, что в науке уже давно известно.

Учебное исследование ведется студентами под руководством преподавателя. Эта помощь должна быть такой, чтобы студенты считали, что они самостоятельно достигли цели. Бесспорно, требования к преподавателю, как профессионалу резко возрастают, увеличивается объем его подготовительной работы. Потраченные усилия оправдывают себя.

Семинар, проведенный на основе инновационного подхода, усиливает диалоговое начало в воспитательном процессе. Возникает вопрос: как этого добиться? Прежде всего, следует обратить внимание на подготовительный этап – разработку плана проведения семинарского занятия. Время проведения занятия делится на три этапа: первый – подготовительный, второй – формулировка проблемной ситуации и ее решение, третий – заключительный.

На подготовительном этапе преподаватель объясняет группе цели и задачи семинарского занятия, характеризует проблему, а студенты с помощью разнообразной техники коммуникативных игр включаются в процесс обучения. На этапе решения проблемной ситуации допускается использование различных методов подачи информации: сообщения, доклады, рефераты. Главное условие – студенты, разрешая проблему, должны четко осознавать многоплановость ее разрешения. Задача преподавателя – предотвратить скатывание студенческой аудитории к пустословию. Преподаватель должен умело направлять участников дискуссии, лаконично и аргументировано доказывать свою точку зрения. Существует несколько способов вовлечения всех членов аудитории в активную работу.

Наиболее продуктивен метод контрастирующих вопросов,

предполагающих альтернативные решения. Преподаватель предлагает различные варианты решения проблемы. Можно заранее подготовить два- три небольших доклада с противоположными взглядами на одну и ту же проблему. И совсем не обязательно стремиться выработать единое мнение. Важно, чтобы доказательства избранной точки зрения были вескими, аргументированными.

Во-первых, проявит себя группа докладчиков, которая, проштудировав дополнительную литературу, презентует аудитории собственную аргументированную систему доказательств;

во-вторых, большинство студентов, дав оценку услышанному материалу, примет участие в дискуссии;

в-третьих, будет принято единое мнение группы и показан механизм его достижения, технология согласования;

в-четвертых, учебная аудитория самостоятельно найдет правильное решение. Однако, не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для студентов на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс слишком сложные задачи. Несмотря на явные достоинства, обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени. Обычно на семинарское занятие выносится одна-две проблемные ситуации.

Третий этап исследовательского метода семинарского занятия — подведение итогов. Преподавателю важно оценить вклад каждого студента в проведенную дискуссию, иногда даже небольшие замечания студентов бывают очень важными  и ценными.  Считаю, что лучше переоценить  вклад того или иного студента  в работу, чем недооценить его. Важно, чтобы студент испытал радость открытия, поверил в свои силы, тогда он смело идет на поиск решения новых задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *