Развитие творческих способностей студентов колледжа “Истинное сокровище для людей – найти себя в труде”


Кириневич Татьяна Львовна

мастер производственного обучения  

высшего уровня высшей категории 

КГКП«Рудненский горно-технологический колледж»

Задача подготовки квалифицированного рабочего, формирование его творческих способностей, раскрытие его потенциальных возможностей возлагается, прежде всего, на учреждения начального профессионального образования. Однако в практике обучения и воспитания развитие творческих способностей не включено в образовательные технологии, доминирует функциональный подход к развитию творческих способностей студентов. Одни педагоги акцентируют внимание на стимулировании положительных мотивов учебно-творческой деятельности, другие – на развитии интеллектуальных качеств, третьи максимально активизируют самоорганизацию личности студента  в учебно-творческой деятельности. При этом сами компоненты творческих способностей личности развиваются неравномерно. В результате многие молодые рабочие не всегда ориентируются в технике и технологических процессах, не проявляют интереса к творческой деятельности.
Нередко это вызвано теми противоречиями, которые сложились в системе начального профессионального образования: потребностью общества в творческих кадрах и снижением уровня творческой активности, отсутствием интереса к учебной деятельности студентов на протяжении всего старшего подросткового возраста; нарушением оптимальных пропорций состояния репродуктивной и продуктивной деятельности; дисгармонией рациональных и эмоциональных качеств обучающихся, отражающейся на их интеллектуальном развитии; неспособностью обучающихся ориентироваться в потоке информации, отсутствием умений самостоятельно анализировать те или иные явления; противоречием между профессионально-техническими задачами, выдвигаемыми социальным и научно-техническим прогрессом, с одной стороны, и уровнем специальных и общетехнических знаний, политехнических и профессиональных умений и навыков – с другой; противоречием между знаниями и умениями, полученными студентами в процессе теоретического обучения, и требованиями к уровню знаний, необходимых для эффективного формирования профессиональных умений и навыков творчески деятельной личности. Большие возможности для разрешения этих противоречий заложены в содержании учебных предметов и методах обучения. Правильная организация учебного процесса позволит вооружить обучающихся политехническими и технологическими знаниями, развить у них техническое мышление, конструкторские умения, то есть взаимосвязать компоненты, обеспечивающие высокий уровень практической подготовки к творческой деятельности личности в процессе теоретического обучения.
Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс. Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности студентов сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель – в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности студентов, а также как средство повышения эффективности процесса обучения. Стержнем необходимого процесса изменений в системе профессионального образования могут стать предприятия. Осуществление успешного взаимодействия с социальными партнерами позволит лишь решить вопросы трудоустройства выпускников, обеспечить контроль   за качеством профессиональной подготовки, прогнозировать потребность в специалистах тех или иных профессий, совершенствовать содержание учебных программ и материально – технической базы профессиональных организаций в соответствии с требованиями современного производства.

Укрепление связи системы технического и профессионального образования с работодателями, субъектами малого и среднего бизнеса, снимет многие проблемы, касающиеся вопросов подготовки рабочих и специалистов по своему уровню профессионального мастерства соответствующих потребностям рынка труда.

Одной из актуальных проблем профессионального образования является проблема качества подготовки специалистов. Развитие науки, техники, производства диктует более высокие требования к профессиональной подготовке рабочих кадров, способных быть конкурентоспособными на современном рынке труда. Современный педагог должен учиться всю жизнь сам, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть в первую очередь компетентным в вопросах образования.

В существующей системе повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин не учитывается специфика их деятельности. Основной упор она делает на обучении методике преподавания, изучения новых образовательных технологий, организации учебного процесса. Необходимо в программу повышения квалификации включить вопросы изучения развития современного производства, изучение современных технологий, вопросы практического изучения нового оборудования и техники. Организация производственного обучения студентов  на выпуске полезной продукции могла бы способствовать решению главной цели нашего колледжа. С такой подготовкой наши выпускники быстрее адаптируются к реальным производственным условиям, находят работу по приобретённой профессии, им не страшна жёсткая конкуренция на рынке труда и кризисы в экономике.. Наши ребята – сложные. Окончание колледжа для них – единственная возможность выйти на рынок труда с дипломом. Задача мастера производственного обучения помочь за годы обучения безболезненно пройти все стадии профессионального и личностного роста. И не зря педагог Я.Корчак говорил «Будь самим собой, ищи собственный путь, познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Перед тем, как наметить круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам».

А это требует высокой профессиональной культуры.        «Ұстазы жаксынын ұстамы жаксы» – «У знающего учителя и ученики всезнающие», – гласит народная пословица. Наши мастера производственного обучения с удовольствием повышают своё мастерство путём самообразования, путём взаимообогащения и большой работы над собой. Мастера производственного обучения ежегодно проводят открытые уроки для своих коллег, выступают с докладами и сообщениями на заседаниях ПЦК.  На вводном инструктаже мастера производственного обучения стараются максимально подготовить студентов к практической работе, обращая внимание на связь теоретических знаний с практикой, показывают приемы и способы выполнения производственного задания в полном объёме. Причём отдельные приемы демонстрируют в замедленном темпе, останавливаясь на наиболее характерных моментах, затем разделяют один из приёмов на элементы и показывают способы их выполнения. При выполнении учебных упражнений, идёт закрепление приобретённых студентами умений, формирование профессиональных навыков с постепенным повышением требований к темпу работы, производительности труда, уровню и самоконтролю.
Мастера производственного обучения колледжа особое внимание обращают на отдельные рабочие операции, грамотное чтение чертежей, тщательное соблюдение правил техники безопасности. Они создают такие ситуации, чтобы у студентов была возможность самим творчески подойти к изменению процесса изготовления детали, созданию нестандартных производственных задач для того, чтобы студенты самостоятельно нашли её оптимальное решение. Имея высококвалифицированных мастеров производственного обучения, организуя производственное обучение на выпуске готовой продукции, наш колледж успешно выполняет свою главную цель – подготовить студентов к самостоятельной трудовой жизни, подготовить специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Непрерывное образование призвано развивать специалиста, содействовать его активному включению в профессиональную деятельность, компенсировать недостатки в подготовке. Существующая система дополнительного профессионального образования специалистов учреждений НПО характеризуется устойчивым сохранением традиционных подходов к повышению квалификации по готовым учебным планам и программам. Различные ее модификации отличаются друг от друга, в основном, формами и методами проведения учебных занятий. Эта система ориентирована на информационно-иллюстративное построение образовательного процесса, на передачу готовых знаний и умений без учета личностных особенностей слушателей, их возраста, образования, опыта работы, уровня профессионализма и специализации. В настоящее время в теории и методике профессионального образования исследуется технологический подход к организации процесса. Важным концептуальным положением технологизации образования является предоставление обучающимся возможности выбирать не только содержание учебного материала, но и способы, технологии обучения. В условиях личностно ориентированного повышения квалификации, применяемые образовательные технологии откроют возможность каждому инженеру-педагогу достичь уровня своих потенциальных способностей и возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *