Тренинг для родителей «Код в мир ребенка»


Барт Оксана Геннадьевна

педагог-психолог ГККП ДДТ «Меруерт» ПМЦ «Таңшолпан»

при отделе образования г. Степногорск

Код в мир ребенка

Цель:  Поиск психологических ресурсов личностного роста родителей, с целью воспитания гармоничной личности ребенка.

Задачи:

  • Создать атмосферу доверительного взаимодействия
  • Создание условий для осознания родителями важности содержания, вкладываемого в родительские послания.
  • Формировать желание нейтрализовать деструктивные послания в своей семье

 

Форма проведения:  семинар-тренинг для родителей, в рамках семейного клуба «Алтын  дән»

Участники:  родители детей студии «Цветик-семицветик», «Школа радости»

 

То, что ребенок слышит,-

Это то, чем он станет

Д. Блох

 

 

Добрый день, мамочки, папочки, бабушки! Мы рады Вас приветствовать в подростково-молодежном центре «Таңшолпан» в семейном клубе «Алтын дән»  в нашей замечательной творческой гостиной.

Сегодня мы с вами опять будем говорить о воспитании, коснемся еще одного аспекта, подробно разберем и каждый сделает свой выбор.

Мы поговорим о коде в мир ребенка, постараемся осознать что это, насколько важно в вашей жизни и жизни вашего ребенка.

 

Разминка «Пицца»

Участники встречи встают в круг, друг за другом.

– Вы любите пиццу? Отлично! Сейчас мы и будем ее готовить. Как вы думаете с чего начинаем приготовление?… Правильно,  замешиваем тесто на спине – столе впередистоящего.  Нежно, с любовью. Промешиваем тесто (массировать спину).

Что дальше? Раскатываем.(гладитьь по спине в разных направления), не забывайте про края коржа, тесто должно быть тоненьким.

Далее готовим начинку. Мелко режим (слегка бьем ребром ладони) колбаску, мясо, қазы, ветчину. Быстро крошим лук. Нарезаем грибочки, маслины, оливки, огурчики. Аккуратно  режим помидоры (удлиненные движения ребром ладони). Трем   сыр (тереть по спине нокоточками.)

Отлично, начинка готова, выкладываем на тесто: вначале намажем кетчупом, соусом, сметаной, майонезом у кого, что есть. Затем кладем всё мясное, лучок, маслинки, огурчики, раскладываем помидоры, посыпаем сыром. Края аккуратно, с любовью, защипываем.

 

Приветствие  “Шар пожеланий”

Оборудование: воздушный шарик

Цель: Знакомство участников семейного клуба. Настрой родителей на рабочий лад.

Родители стоят в кругу. Ведущий бросает мяч одному из участников, называет себя по имени, и говорит о себе очень коротко (2–3 предложения), произносит фразу, обращенную ко всем остальным родителям: “Добрый день”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” или любой приветственный жест и т. д. Бросает мяч следующему участнику.

 

Правила группы

Оборудование: флипчарт, маркеры

Вспоминаем правила нашего общения на семинаре:

Отключить мобильные телефоны;

Доброжелательность;

Активность;

1 микрофон;

Я-высказывания;

«Здесь и сейчас».

 

 

Основная часть

Мини-лекция. С древних времен существовала мысль, что ребенок это чистый лист, он приходит абсолютно «чистым» и то, что в него заложат родители, ближайшее окружение, то и даст плоды.

На современном этапе развитиии психологии, моего знания и жизненного опыта, хочу отметить, что данная мысль несколько изменилась.  Да,  на ребенка влияет социум, ближайшее окружение, но ребенок приходит уже со своими задачами, программами, жизненным путем.  Современным родителям важно понять какова стезя их чада. Или хотя бы, следовать постулату, строго соблюдаемому у психологов –  «Не навреди!»

В арсенале родителей есть много важных ресурсов и один из них это родительские послания – самый важный код. Паролем к этому коду являются  сигналы и программы, идущие от вас к ребенку.

Мы разделили послания на 4 группы: визуальные – то, что ребенок видит в родителе, эмоциональные (энергетические) – это то, что он чувствует от родителя, словесные, сответственно то, что слышит, тактильные – все прикосновения к ребенку. Вместе они образуют поведенческие послания.

 

«Созидатель»

Оборудование: кирпичики из игры «Джанга», стол

Родитель выходит к строительной площадке, выкладывает кирпичик и говорит имя ребенка, также его качество, умение, необходимое и важное на протяжении всей жизни. Кирпичики выкладываются по принципу колодца, только 3 на 3.

– Уважаемые родители мы с вами создали образ идеального ребенка, наделив его качествами и умениями, позволяющими с легкостью преодолевать жизненные рубежи.

 

Объясни пословицу

–  Мамочки, на игровом примере мы с вами посмотрим как действуют и читаются невербальные, визуальные послания.

Участники тренинга делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает листочек с пословицами и задание – изобразить пословицу без слов. Остальные угадывают.

Пословицы:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  • Вся семья вместе — и душа на месте.
  • Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.

Любовь-труд души

Устами младенца глаголет истина.

Отыщи всему начало и ты многое поймёшь

Вопросы: Какие  трудности вы испытывали, когда пытались изобразить пословицу? Что чувствовали участники, разгадывающие пословицу?

 

Мини – лекция.   Поговорим  о невербальных эмоциональных или энергетических посланиях. (Мнение родителей, примеры эмоциональных посланий: настроение, внутренняя сила, энергетическая подача и т.д.).  Их  роль в жизни любого человека очень велика.  За доли секунды  считывается эмоциональный, а уж тем более энергетический настрой человека.  Ребенок моментально перенимает это состояние, чем младше ребенок, тем быстрее идет процесс.

Тактильные послания – послания прикосновений. Само собой прикосновения могут иметь разную силу, характер воздействия и нести разную смысловую нагрузку. Ребенка нужно  обнимать минимум  8 раз в день в положительном настрое. Иначе уход в свой мир, истерика.

Еще одна интересная особенность тактильных посланий: если в порыве ссоры, родитель касается, толкает, бьет ребенка, то в последующем это место касания будет иметь психосоматическое, болезненное состояние, возможна вялость, нечувствительность, «неуверенность» этой части тела. Так называемое «моментальное травмирование». Как будто на уровне подсознания человек отказывается любить и оберегать эту часть организма.

 

Примеры невербальных положительных посланий:

Обнять, поцеловать, погладить по голове, по спинке, подержать за руку, подмигнуть, улыбнуться.

Хотим ли мы этого нашим детям? Выбор за нами!

 

Поход к врачу

Группа распределяется по парам.

Решите,  кто из вас будет играть роль ребенка, а кто – роль родителя. Затем  прочтите вашу роль.

1 вариант: Ребенок и принимающий чувства родитель

2 вариант: Ребенок и родитель, не принимающий чувства (Приложение 1).

После проигрывания очередной роли необходимо рассказать о своих чувствах партнеру.

Когда вы играли роль ребенка, на чьи чувства не обращают внимания, вы ощущали, что вас это все больше и больше злит?

Вы начали с того, что были расстроены уколом, а закончили тем, что рассердились на отца или мать?

Когда вы играли роль родителя, который пытается остановить жалобы, вы ощущали, что вас всё больше раздражает ваш «неразумный» ребенок?

Так обычно и происходит, когда чувства отрицают. Родители и дети испытывают все большую вражду друг к другу.

Родитель, когда вы принимали чувства вашего ребенка, вы ощущали, как борьба уходит из ваших отношений?

Вы  ощущали, что оказали ребенку настоящую помощь?

Ребенок, когда ваши чувства принимали, вы чувствовали большее уважение к себе?

Было ли легче перенести боль, когда кто-то знал, как вам больно?

Вы сможете снова перенести ее на следующей неделе?

Когда мы признаем чувства ребенка, мы оказываем ему большую услугу. Мы знакомим его с его внутренней реальностью. И как только эта реальность для него проясниться, он соберет свои силы, чтобы с ней справиться.

 

Мини-лекция.

Оборудование: флипчарт, маркеры

Как вы думаете, что такое воспитание? (Родители отвечают). Вы абсолютно правы. Давайте рассмотрим слово воспитание в его словообразовательном значении: в-ось-питание.  Если следовать данному значению, то в человеке существуют оси, которые имеют разную направленность, как созидающего, так и разрушающего характера. Эти оси-программы  крепнут при питании – послании. Что напитали, как напитали, то и получили.

К несчастью, дети не успевают развивать в себе способность фильтровать, что вводится в их ментальный компьютер. Они не могут сказать: “ Эту похвалу я принимаю, а эту критику отвергаю”. Впоследствии ребёнок может пересмотреть свой опыт и отредактировать ранние программы, но изначально он покорно внимает тем, кто о нем заботится. Разберем  несколько примеров того, как негативные словесные послания влияют на жизнь ребенка.

 

Родитель читает утверждение-послание, самостоятельно или группой определяется питаемая ось и возможные последствия.

 

Вредное утверждение Питаемая ось Негативные последствия
«Не живи»
    Если бы не ты…

Когда ты родился, мне пришлось…

Мы хотели мальчика, а родился ты (и наоборот)

Он у нас такой хороший, сидит тихо в своей комнате и играет в свои игрушки. Нам не мешает

Я хотела сделать аборт, но меня отговорили / я не собиралась рожать

Чувство вины;

Ощущение ненужности, брошенности, одиночества

   Болезнь.

Постоянное чувство вины,

Живет не своей жизнюь,

Разрушающие зависимости,

Суицид

«Не расти» (не будь взрослым)
    Маленькие детки – маленькие бедки

Мы с папой хотели развестись, но решили подождать, пока ты подрастёшь

Меня не любят

Нельзя расти

Инфантильность

   Инфантильность в будущем,

Интересы и деятельность не соответствуют возрасту,

Трудноти на каждом шаге жизни,

Проблемы в заведении своей семьи

«Будь взрослым» (не будь ребенком)
    Ты уже взрослый, ты должен поступать так-то и так-то

Прекрати вести себя как ребёнок!

Помолчи, мал еще!

 

Неуверенность

Несовершенство

Я маленький – я пустое место

Скрытость

Зажатость

   Трудности в проявлении эмоций,

Психосоматика,

Неумение развлекаться,

Не понимание своих желаний

Ощущение бессмысленности происходящего,

Скука

«Не будь собой»
    Мы очень переживали смерть первого ребёнка и решили родить еще

Ты очень похож на своего дедушку / прадедушку / тетю / брата и т.д.

Неуверенность

Зависимость от оценки

Размытое Я или его полное отсутствие

   Постоянное недовольство своей внешностью,

Отсутствие состояния счастья

Трудности в принятии самостоятельных решений

Непонимание своих чувств, эмоций

Жизнь с «оглядкой на других»

«Ты ничего не умеешь»
    Ты не умеешь! Отойди!

У тебя руки не из того места растут

Ну, кто так делает?

Не трогай, сломаешь

Яблоко от яблони недалеко падает (В случае, если ребенок задумал сделать что-то, что его родитель делать не умеют)

Неумелость

Глупость

Несовершенство

Аутсайдер

   Трудности в выполнении дел,

Избегание выполнения работы,

Придирается к качеству выполнения работы другими

людьми

«Не требуй внимания»
    Нет, мне сейчас некогда, иди, поиграй у себя в комнате

Помолчи, дай нам пообщаться

Мне надо работать / учиться / готовить

Иди, поиграй с кем-нибудь ещё

Несовершенство

Ничтожность

Замкнутость

   Трудности в выражении потребностей

Неудовлетворенности

Трудности в просьбе о помощи

«Будь безупречен»
    Ты должен получить за это хорошую отметку

Мы не должны из-за тебя краснеть

Ты – наша гордость

Несовершенство

Тревожность

Хроническая усталость

 

   Комплекс отличника

Победа любой ценой

Трудности в коллективе

Объект манипуляций

«Не думай»
    Даже и не думай об этом…

Не думай, просто сделай, как я говорю

Нашёлся тут умник…

Тебя не спрашивают!

Неуверенность

Несамостоятельность

 

 

   Трудности в принятии решений

Трудности в освоении нового

Объект манипуляций

Зависимость от другого человека

«Не чувствуй»
    Тебе не жарко, ведь на улице холодно

Что значит, тебе каша не нравится? Она вкусная!

Ужас! Ты не должен быть таким сердитым

Нет, это не обидно

Зажатость

Закрытость

Фрустрация эмоции

 

   Трудности в понимании своих эмоций, чувств, потребностей

Трудности в установлении эмоционального отношения с другими людьми

Трудности в проявлении сострадания, эмпатии

 

Рефлексия

Оцените  свои чувства. Какие у вас возникли физические ощущения? Каким вы видели себя самого? Какие у вас эмоции? Спросите себя влияют ли эти слова на мою нынешнюю жизнь? Может быть я до сих пор переживаю их негативные последствия?

А теперь представьте себе, как такие слова могут повлиять на впечатлительного, открытого ребёнка.

Некоторым детям повезло: родители отправляют им позитивные сообщения. Например, преуспевающий предприниматель рассказывал. Что . когда ему было 3 года. Мать укладывала его спать, садилась рядом и шептала ему на ухо: “ Ты сумеешь сделать всё, что захочешь. Предела твоим достижениям не будет”. Едва ему исполнилось 20, он основал собственный кораблестроительный завод. Взвешивайте каждое слово, прежде чем сказать его своему ребенку. Осуждайте поступок, а не самого ребенка.

Примеры положительных словесных посланий:

«Мне нравится, что ты такой: любознательный быстро обучаемый, коммуникабельный, добрый, умный, ласковый, щедрый, хороший друг, настойчивый, смышленый, жизнерадостный, ответственный, энергичный, неунывающий, смелый, веселый, артистичный, улыбчивый, с отличным чувством юмора и широким кругозором, хозяйственный, фантазёр, у тебя доброе сердце».

«Я люблю тебя, я счастлива, что ты у меня есть, ты замечательный ребенок, мы тебя долго ждали, я понимаю тебя»

«Я благодарю тебя за…», «Я очень признательна тебе, что ты…»

«У тебя хорошо получилось сделать это», «Ты смог сам убрать свои игрушки очень аккуратно», «Ты самостоятельно оделся, молодец!»

Существует огромное множество других посланий, но механизм у всех примерно одинаковый: родитель что-то говорит, делает, но ребенок считывает подтекст. Зачастую совсем не такой, как думает родитель.

Все эти родительские послания очень тесно связаны с особенностями ребенка, его характером, темпераментом, личностными особенностями. Вследствие это напрямую влияет в будущем на жизненный сценарий, судьбу.

Старайтесь, чтобы позитивных, положительных посланий Ваш ребенок получал  в течение дня             больше, чем негативных.

«Зато он…»

Оборудование: листы бумаги, ручки, корзина для мусора

Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!». Попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери), или нескольких детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы.
После того как участники тренинга выписали плюсы и минусы своих детей, они оглашают их следующим образом:
«Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.

Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.

 

«Подарок Вселенной…»

Оборудование: музыкальная аппаратура, композиция композицию «Плач младенца: молитва».

 

 

Бывает   достаточно трудно понять ребенка, его путь, какие задачи надо прорешать, если не понимаешь смысла своей жизни. Предлагаю Вам прослушать композицию «Плач младенца: молитва».

И создать следующее утверждение: «Я подарок Вселенной, потому что пришел(ла) на эту Землю (в этот мир) для(чтобы)…»

 

Уважаемые родители, вселенная дала нам мощный ресурс – осознание и право выбора.  Для  творения добавила инструментов и один из них это позитивные послания. С помощью них мы ежедневно можем налаживать замечательные отношения с нашими детками. Пользуйтесь ими!

 

Список литературы

 

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- СПб., 1992.
    2. Каган В. Е. Ребенок и психологическое насилие // Бюллетень защиты прав ребенка. СПб., 1994. № 1. С. 13–18.
    3. Соколова Е.В. Хорошие «плохие» дети. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и адаптации. – Новосибирск.- изд. ИД «Сова», 2004.
    4. Эйдемиллер Э. Д., Добряков И. В. и др. Семейный анализ и семейная психотерапия. СПб., 2003.
    5. Штайнер К. Сценарии жизни людей. М., 2003.

 

Приложение 1

Ситуация ребенка

(Ролевое исполнение)

Врач сказал, что у тебя аллергия и тебе надо делать уколы каждую неделю, чтобы ты не чихал так часто. Иногда уколы очень болезненны, а иногда ты их почти не ощущаешь. Сегодня тебе сделали очень болезненный укол. После того как ты вышел из кабинета врача, тебе захотелось рассказать об этом родителям.

Постарайся, чтобы отец или мать поняли тебя. Когда разговор подойдет к логическому завершению, спроси себя, какими были ваши чувства.

Начните сцену с почесывания руки и фразы:

«Врач почти убил меня этим уколом»

 

Ситуация родителя

(Ролевое исполнение)

Вам нужно каждую неделю водить ребенка на противоаалергические  уколы к врачу. Хотя, вы знаете, что ваш ребенок страшно боится уколов, вы также знаете, что довольно часто во время укола бывает больно всего несколько секунд. Сегодня  после посещения врача ваш ребенок горько жалуется.

Постарайтесь остановить жалобы ребенка, отрицая его чувства. Используйте следующие высказывания (если хотите, вы можете сочинить свои собственные):

 

«Да ладно, это не может быть так больно»

«Ты делаешь из мухи слона»

«Твой брат никогда не жалуется, когда ему делают укол»

«Ты себя ведешь как ребенок»

«Ну, тебе лучше привыкнуть к этим уколам. В конце концов, тебе их будут делать каждую неделю»

Когда разговор подойдет к логическому завершению, спроси себя, какими были ваши чувства.

Сцену начинает разыгрывать ребенок.

 

 

Ситуация родителя

(Ролевое исполнение)

Вам нужно каждую неделю водить ребенка на противоаалергические  уколы к врачу. Хотя, вы знаете, что ваш ребенок страшно боится уколов, вы также знаете, что довольно часто во время укола бывает больно всего несколько секунд. Сегодня  после посещения врача ваш ребенок горько жалуется.

Постарайтесь одновременно слушать и принимать любые чувства, которые выражает ваш ребенок. Используйте следующие высказывания (если хотите, вы можете сочинить свои собственные):

 

«Кажется, тебе действительно было больно»

«Это должно быть болезненно»

«Да уж, плохо!»

«Похоже такую боль нельзя и врагу пожелать»

«Нелегко терпеть эти уколы каждую неделю. Уверен, ты будешь очень рад, когда всё это закончится»

Когда разговор подойдет к логическому завершению, спроси себя, какими были ваши чувства.

Сцену начинает разыгрывать ребенок.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *