Доклад «Образовательный потенциал урока иностранного языка»


Бакиева  Анар  Алдашовна

                              учитель английского языка

           КГУ НСО   школа – интернат  им. Н.К. Крупской    

              при отделе образования города Усть-Каменогорска

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение и качественные изменения характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают  иностранные языки реально восстребуемыми  в практической и интеллектуальной деятельности человека. Они становятся в настоящее время действенным фактором социально- экономического, научно- технического и общекультурного прогресса общества. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке: английском, немецком, французском, испанском, а также на других иностранных языках, вводимых сегодня в школе.

Достижение минимально допустимого уровня коммуникативной компетенций позволяет учащимся вступать не посредственные и посредственные контакты с молодёжью других стран. Современный социально- экономический и политический контекст развития казахстанского общества нацеливает систему образования на становление свободной и активной личности обучающегося, способной и готовой жить и работать в демократическом обществе с его эколога-  информационными проблемами и интеграционными процессами и отвечать за свои поступки.

В современных условиях стремительного развития наука и техники, быстрого накопления и обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь, важно  зародить в нем интерес к накоплению знаний и научить его учиться. Актуальность исследования определяется тем, что современный мир диктует необходимые для успешной самореализации и формирования собственного будущего стандарты личности, к которым, в первую очередь, относится знание иностранных языков, в частности английского, поскольку он используется для общения на разных уровнях четвертью населения планеты. В современных общеобразовательных учреждениях данный предмет вводится с 1-2 класса, что позволяет детям погружаться в язык на протяжении всего обучения. Задача педагога как можно более полно раскрыть учащимся культурные, этимологические, фонетические, грамматические и лексические стороны языка, которые позволят им познавать не только язык как средство общения, но и как отражение культуры и истории его носителей. Для этого важно выработать у детей желание изучать язык и помочь им поставить четкие цели его использования в жизни и задачи для достижения необходимого уровня.

Одной из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассов, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

Учитель должен знать, в чем заключается образовательный потенциал урока иностранного языка, то есть, как сделать так, чтобы ученик познавал и язык, и культуру, развивал при этом свои способности, воспитывался нравственно и учился общаться. Все четыре аспекта не могут быть отделены друг от друга, они не самостоятельны, а взаимосвязаны, взаимообусловлены, синтезированы в одно единое целое – «образование». Оно образовано из результатов познания, развития, воспитания и учения. Образовательный потенциал – это совокупность ресурсов, которыми располагает система образования для обеспечения своих важнейших функций: обучения и воспитания детей  осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональный компетентности.

Речь идет о формировании коммуникативной компетенций, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное общение.

Чем осознаннее учащийся познает культуру народа, языком которого он овладевает, тем успешнее он развивается, тем выше уровень его нравственных и духовных качеств, тем более свободно он овладевает всеми видами речевой деятельности. С точки зрения построения и проведения урока становится очевидным его мощный образовательный потенциал и возможности его реализации. Это становится возможным, тогда когда в плане каждого урока обязательно формулируются все четыре задачи – познавательная, развивающая, воспитательная и учебная.

Все вышесказанное определило тему работы: «Образовательный потенциал урока иностранного языка».

Проблемой исследования является создание педагогических условий для культурного развития и духовно-нравственного воспитания школьников в процессе иноязычного образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку.

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, выходом в международную экономику, обменом опытом между странами в различных сферах. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа Казахстана за рубежом, позволяющий иметь представление о других странах, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому в наши дни изучение английского языка приобрело особую актуальность. Это определяет каждодневную жизнь нынешнего народа и считается всеобщей нормой. Владение тремя языками является задачей каждого конкурентоспособного    гражданина    нашего    государства.    Необходимость    следования    мировому информационному и инновационному потоку стимулирует каждого гражданина Казахстана на изучение английского языка.

Кроме того, Президент Страны Н.А. Назарбаев неоднократно выступал в поддержку изучения иностранных языков. В своих выступлениях он говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального казахстанского общества. Главная роль в реализации проекта «Триединство языков» отводится образованию. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Важнейшей стратегической задачей образования  является, является, с одной стороны сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого-овладение государственным, родным и иностранными языками. Именно полиязычие способно предоставить подрастающему поколению благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школ обучения на трех языках – это один из важных этапов реализации проекта.

Углубленное изучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Главное отличие  – в том, что учащиеся овладевают не только  знаниями языковой системы, овладевают речевой деятельностью как средством межкультурной коммуникации, овладевают знаниями  и традициями других народов, в результате чего формируется полиязычная и поликультурная  личность.

Изучение   школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципам развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.

Используемая литература:

1.От идеи «Триединство языков» Н. А. Назарбаева до  полиязычного образования  в Казахстане.

  1. Государственная программа развития языков в Республике Казахстана на 2011-2020 годы
  2. И. Е. Пассов, Кузовлева Н.Е. «Урок иностранного языка» 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *