«Треугольник. Виды треугольника»

Министерство науки и образования РК.

Акмолинская область, Енбекшильдерский район

СШ №1 г.Степняка

учитель математики

                                                                                                  Рудницкая Е.А.

Тема урока: «Треугольник. Виды треугольника»

 Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

  • воспитательная: формировать коммуникативные компетенции учащихся, научить работать над проблемой, преодолевать трудности, сформировать представления учащихся о геометрической фигуре – треугольнике, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, расширять кругозор учащихся.
  • образовательная: формировать информационные компетенции, дать определение треугольника, ввести понятия «биссектриса», «медиана», «высота», научить работать учащихся по чертежу, проверить полученные на уроке знания.
  • развивающая: развивать интерес к учению, формировать умение выделять главное, существенное, самостоятельность мышления.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, картинки, объемные геометрические тела: треугольная призма, треугольная пирамида.

Структура:

  1. Организационный момент
  2. Изложение темы
  3. Практическая работа
  4. Физминутка
  5. Решение задач на построение
  6. Проверочная (Тестовая) работа
  7. Домашнее задание
  8. Итоги урока, рефлексия

Ход урока

Начальное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня  несколько необычный урок. У нас на уроке будут присутствовать гости. Я надеюсь, что многие из вас получат положительные отметки. Отбросьте тревогу и волнение, итак, начнем…

Тема нашего урока: «Треугольник и его виды». Мы узнаем правильное определение треугольника, изучим элементы, виды треугольников. Затем решим ряд практических задач. И в завершении по изученному материалу вы пройдете тест при помощи устройств «Activote».

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему нашего урока

Поисково-исследовательский этап урока.

Учитель: Ребята, в начальных классах вы изучали треугольник. Давайте вспомним, что такое треугольник? Из каких простых геометрических фигур состоит треугольник?

Ученики: высказывают разные предложения, и учитель изображает на доске высказанное предположение:

Например:

111

 Учитель: Какие же условия должны выполняться для того, чтобы можно было построить треугольник?

Ученики сами предлагают условия для расположения точек и отрезков (три точки не должны лежать на одной прямой и отрезки должны попарно соединять эти точки).

Обобщение нового материала.

Учитель: Попробуйте дать определение треугольника, как геометрической фигуры.

Ученики: треугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой и трёх отрезков, соединяющих эти точки.

Учитель: Постройте в тетрадях произвольный треугольник. Отрезки называются в треугольнике сторонами. Назовите стороны

Ученики: три стороны (АВ, ВС, АС) (выполняется запись рядом с чертежом).

Учитель: А точки называются вершинами(А, В, С). Назовите углы (поясняет, что угол можно обозначать, как тремя буквами, так и одной)

Ученики: A, В, С или AВС, ВСА, СВА

Учитель: Ребята, сегодня мне помогать объяснять урок будет ваша одноклассница — Нуркушева Салтанат. Слушайте внимательно, потому что Объяснение темы будет в стихотворной форме.

Ученик (Салтанат): Я ознакомлю вас с видами треугольников (На доске появляется стихотворение, по мере чтения ученики выполняют чертежи и соответствующие записи, указывает названия элементов равнобедренного треугольника)

Зовусь я “Треугольник”,Новый14 рисунок
Со мной хлопот не оберётся школьник.
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым углом — тупоугольный,
Коль острых два, а третий — прям — прямоугольный.
Бываю я равносторонний.
Когда мои все стороны равны.
Когда же все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я называюсь.

Учитель: А сейчас мы узнаем еще о нескольких элементах треугольника. Начертите произвольный треугольник.

Медиана – отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

Биссектриса – отрезок биссектрисы угла, соединяющий вершину с точкой противоположной стороны.

Высота – отрезок перпендикуляра, проведенного из данной вершины к прямой, находящейся на противоположной стороне.

Новый рисунок (1)

 

ВК – медиана                   АМ – биссектриса                ВО — высота

— Как вы думаете, сколько медиан, высот, биссектрис в любом треугольнике?

— Что такое периметр треугольника?

Практический этап урока:

Учитель Задание 1: Определить вид треугольника, не выполняя построения.

В таблицу внесены:

  1. Буквенные обозначения сторон треугольников.
  2. Длины сторон треугольников.

 

АВ АС ВС
I 9 м 6 м 7 м
II 8 см 6 мм 8 см 86 мм
III 5 дм 3 см 53 см 5 дм 30 мм

Учитель:  Ребята, записывайте ответы кратко:

I – разносторонний;

II – равнобедренный;

III – равносторонний.

*Подсказка: Что записано в таблице? – длины сторон, значит, название треугольников можно определить по длинам сторон. Вспоминаем и записываем ответы.

Учитель: Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга

Учитель: Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно

*Физминутка*

Учитель: Начертите головой треугольник, затем вытянутыми руками, ногами.(играет музыка из кинофильма  «Приморский бульвар» — «Любовный треугольник» )

Учитель Задание 2: (на каждый пункт по 1  ученику  у доски, чертеж треугольника готов заранее) Начертите ∆АВС. а) Постройте медиану СD. б) Используя треугольную линейку с прямым углом проведите высоту СЕ к стороне АВ. в) Начертите биссектрису СМ.

Проверочный этап урока (Тестовая работа)

Учитель: Возьмите тестирующие устройства в руки. Сейчас будет небольшой опрос по изученной теме.

1) Треугольник, у которого две стороны равны, называется…

А) прямоугольным

В) равносторонним

С) разносторонним

  1. D) равнобедренным +

2) Медиана – это…

А) отрезок, соединяющий вершину угла и середину противолежащей стороны  +

В) отрезок, соединяющий вершину угла и точку противолежащей стороны

С) отрезок, делящий угол пополам

  1. D) отрезок, перпендикулярный стороне
  • На рисунке ВМ – это

А) медиана

В) биссектрисаНовый рисунок (4)

С) высота

D) периметр

 

 

4) Сколько острых углов у остроугольного треугольника?

А один

В два

С три                   +

D ни одного

5) На рисунке треугольник АВС — …

А) равнобедренныйНовый рисунок (3)

В) разносторонний

С) прямоугольный

D) равносторонний     +

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Учитель просит повторить, что нового узнали учащиеся сегодня на уроке; привести примеры из окружающей среды, в которых   применяется форма треугольника; проводит оценивание работу учащихся на уроке (учитывается активность и правильность ответов).

Домашнее задание.

Учитель: Из различных видов треугольников составить картинку. Прочитать § 11.

Релаксация

Учитель просит детей принять позу покоя: сесть на стуле ближе к краю сидения, спину держать прямо, руки положить свободно на коленях, глаза можно закрыть.

Все умеют танцевать,                                                                              Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют —
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье,
И становится понятно –
Расслабление приятно.

Спасибо за работу на уроке!

Урок окончен.

Литература.

  1. Геометрия: учебник для 7 класса общеобразовательной школы./ И.Бекбоев, А. Абдиев и др. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2007
  2. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.- сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Геометрия: учебник для 7 класса общеобразовательной школы./ К.О.Букубаева, А.Т.Миразова и др. – Алматы: Издательство «Атамұра», 2003
  4. 4. Занимательные материалы по математике. 7-8 классы/ Галаева Е.А. – Волгоград: Издательство «Корифей», 2006.

Резерв

1) № 143 (учебник) Сколько треугольников изображено на рисунке? (13)

2) Объяснить учащимся, почему треугольник – «жесткая» фигура

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.