«Педагог… Инновации… Новая роль…»


Драбинская Олеся Викторовна Преподаватель специальных дисциплин КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса», город Щучинск

 

                                                                     «Наша жизнь – это огонь,

а огонь требует воздуха и движения»

Ян Амос Коменский

 

Важнейшим элементом образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов  программы колледжа, становится принципиально новый для учебного заведения элемент – развитие личностных способностей педагога и подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде.

Педагог  должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места педагога в учебном процессе. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания обучающимся, то сегодня педагог должен научить студента способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление обучающегося. Работа педагога может быть эффективной в том случае, если он профессионально компетентен, имеет научно-теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей студентов, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия обучающихся, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия студентов.

В связи с этим меняются роли педагога. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.

Педагог-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.

Педагог-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей.

Педагог-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение студента.

Для реализации этих функций педагог должен получить «инструменты» для работы:

– методологическая культура педагога (филосовская, общенаучная, педагогическая);

– способность к концептуализации;

– проектирование своей профессиональной деятельности;

– умение на материале усвоения учебных знаний, умений, навыков формировать психологический механизм самоорганизации  и самоизменения студента;

– освоение информационных технологий.

Новые профессии и технологии пока не стремятся вытеснять традиционные, но они уже отвоевывают свое место под солнцем и ищут варианты «взаимовыгодного сотрудничества». Образование становится более пластичным, актуализированным и интерактивным, персонифицированным. Обучение становится мультиформатным и персонифицированным:

  • тесно переплетаются старые и новые формы подачи учебного материала
  • образование в аудитории чередуется с работой в режиме онлайн
  • образование становится трансграничным
  • учиться можно в любом месте и в любое время.

Педагог становится гибким, мобильным, умеет хорошо ориентироваться в жизни. Идет не в ногу со временем, а на шаг впереди – педагог инновационного типа.

Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческой деятельности. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть, направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Педагог может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления педагогом многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.

«Учиться и совершенствоваться,

быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым –

вот задача современного педагога!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *