Развитие критического мышления на уроках  русского языка и литературы


Мазалова Ирина Николаевна

учитель начальных классов

КГУ Киялинская сш имени А.Хименко

Аккайынский район с. Киялы

На уроках языка и литературы развитие критического мышления связано в первую очередь с работой с текстом. При этом необходимо объединение приемов учебной работы по видам учебной деятельности в зависимости от характера текста (текст информационный или художественный) и способа работы с ним (чтение готового текста или создание письменного текста. Чтение имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. На уроках языка и литературы, учащиеся будут глубже понимать прочитанное, овладеют активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, что позволит повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформирует активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с текстом, с информацией.  В исследовании PISA под грамотностью чтения понимается способность обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается понимание и умение использовать прочитанное для достижения жизненных целей. На уроках языка и литературы необходимо развивать такие читательские умения, как нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.  Работа с текстом предполагает следующие умения и навыки: умение найти в тексте информацию, представленную в явном виде, или, основываясь на тексте, сделать простые выводы; умение интегрировать детали текстового сообщения, устанавливать те связи, которые не высказаны автором напрямую, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).  Следует вести работу по преодолению трудностей при работе с текстом и информацией. Для этого необходима формулировка контекстных заданий, упражнений и тестов. Предлагается использовать арсенал текстов и тестовых заданий международных исследований по определению уровня сформированности читательской грамотности. Трудности поиска информации, ее первичной и глубинной мыслительной переработки затрудняют работу с текстом и информацией. Овладение школьниками рациональными приемами восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи, существенно повлияет на эффективность учебных занятий, которая будет выражена в ином (отличном от настоящего) качестве освоения предметного знания.  Уроки языка и литературы, как и все школьные предметы, с учетом развития критического мышления необходимо строить с учетом этапов познания: вызов, осмысление и размышление.  На первом этапе осуществляется пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; оказывается помощь учащимся в самостоятельном определении направления изучения темы. На втором этапе оказывается помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесения старых и новых знаний. На этапе рефлексии необходимо помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления при дальнейшем изучении материала.  На каждой стадии урока используются определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. На фазе вызова можно применить рассказ – предположение по ключевым словам, по заголовку; графическую систематизацию материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарную работу, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается. Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.  Так, при чтении с остановками задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Вопросы задаются согласно таксономии Б. Блума: простые вопросы (отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию); уточняющие вопросы (То есть ты говоришь, что?, Если я правильно понял, то …?); объясняющие вопросы (Почему?), направленные на установление причинно-следственных связей; творческие вопросы (в вопросе есть частица «бы», в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось …, если бы …?, Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?); оценочные вопросы, которые направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого?); практические вопросы, которые направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой (Как бы вы поступили на месте героя?). Данная работа проводится в парах, группах и индивидуально.  На уроках большую роль играет этап рефлексии и домашнее задание. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Используются как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Упражнение «Синквейн» (от французского «cing» – пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Синквейн может быть полезен в качестве: инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности.  Эссе также можно использовать на этапе рефлексии. С помощью данного жанра возможно развитие способностей умелого высказывания и доказательства своей позиции по определенным проблемам на основе приобретенных знаний. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть стилями речи.  В целях развития критического мышления следует организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся посредством метода проектов. Обучение на основе проектов способствуют лучшему усвоению материала и развитию навыков классификации, анализа и синтеза,  формированию навыков межличностного общения. Кроме того, ученики переносят знания в другой контекст, т.к. учатся искать и анализировать информацию.  Также на уроках языка и литературы рекомендуется проводить дискуссии, дебаты, так как эти ролевые интеллектуальные игры, где стороны ведут спор по определенной теме, позволяют научиться отстаивать свою точку зрения и научиться слушать другого, доказывать свой выбор. В то же время у в рамках дискуссии, дебата учащиеся учатся публичному красноречию, аргументированным дискуссиям с оппонентами.  Таким образом, ориентация на развитие критического мышления на уроках языка и литературы позволяет достичь следующих результатов: изменить отношение учащихся к учебе; повысить познавательное, исследовательское отношение; развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы; мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру); создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *