«Критериальный подход к оцениванию результатов образования как фактор мотивации учащихся»


Уразова Айгуль Сагындыковна

Учитель начальных классов

Северо-Казахстанская область,Кызылжарский район

КГУ «Шаховская средняя школа»

Содержание

  1. Введение
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Заключение
  5. Список используемых источников:
  6. Приложение

Введение

Актуальность проекта.

Мир постоянно развивается и совершенствуется. Достижения науки и техники стирают границы между государствами и континентами.  Глобальные изменения затрагивают все сферы деятельности человека: политику, культуру, экономику и, конечно же, образование. Сегодня, в век технического прогресса, любое государство хочет стать конкурентно способным в мировом сообществе. Для этого, конечно же, необходимо иметь ресурсы — людей, способных к позитивному преобразованию общества. Как взрастить таких людей, какие необходимы условия, какими качествами должны обладать такие люди, какие ценности иметь? – вопрос, на который ищут ответы все государства мирового сообщества. В свете данной политики государства пытаются преобразовать систему образования, изменить ее таким образом, чтобы уже с раннего детства создать среду для развития креативности, самореализации, самооценки, саморазвития учащихся, навыка обучения на протяжении всей жизни.

Умение учащихся критически мыслить, позволит человеку преобразовать современное общество. Умение принимать на себя ответственность, поможет ученику по другому взглянуть на мир и повысит его ответственность перед самим собой. Стратегическое видение решения проблем, также немаловажно, потому что движение к определенной цели должно быть обдуманным, просчитанным, в котором будут учтены все риски и барьеры. Это позволит, в какой – то степени, избежать неудач и повысит процент решения проблемы положительно.

Способность к инновационной деятельности, также является необходимым качеством выпускника школы. От данных умений будет зависеть динамика развития мировой экономики. Определить успешность образовательных практик различных стран можно по следующим параметрам:

– Результаты исследований PISA.

– Инициализация государства в преобразованиях системы образования.

– Направленность педагогических воздействий на развитие ученика.

– Разветвленность системы образования.

– Система оценки достижений учащихся.

– Эффективные практики преподавания.

– Профессиональная компетентность педагогов.

Для внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся в учебный процесс. Альтернативой традиционной системе оценивания вляется критериальное оценивание 12летней школы, разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академией образованияим .Ы.Алтынсарина.  В основе критериального оценивания лежит критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Объективность оценок при критериальном оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, модерацией, обсуждением и сравнением оценок. Новая система оценивания позволит ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов  своего обучения. Критериальная система оценивания позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.

Цель проекта: создание методической копилки для учителей начальных классов по системе критериального оценивания учебных достижений учащихся

Для реализации цели поставлены следующие

задачи:

— провести теоретический анализ литературы по теме

— раскрыть основные понятия, непосредственно связанные со способами отслеживания учебных результатов и повышения качества знаний;

— сравнить отметочную и безотметочную системы отслеживания учебных результатов.

— изучить различные способы оценивания учебных результатов.

— разработать брошюру по критериальному оцениванию.

 

Гипотеза: если совершенствовать практику учителя в начальных классах в оценивании достижений учащихся, то необходимо создать методическую копилку по оцениванию учеников, которая позволит мотивировать и отследить каждого учащегося.

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:
– оценивается только работа учащегося, а не его личность;
– работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;
– оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;
– учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
– повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

 

  1. Теоретическая часть.

В современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.
Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки. Вопрос отсутствия четких критериев в выборе отметки и отсутствия в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла, а также трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки – все это требует  скорейшего   решения.

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.

В результате обзора среднего образования ОЭСР рекомендовала ввести критериальное оценивание результатов обучения во всех средних школах, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся (ОЭСР, 2014). При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963). Такое оценивание отличается от нормативного оценивания, при котором успеваемость ученика устанавливается относительно оцениваемой группы. Успеваемость учащихся оценивается двумя основными способами: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО).

Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения и проводится регулярно в течение всей четверти. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок и применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.

Суммативное оценивание проводится для того, чтобы предоставить учителям и учащимся информацию об успеваемости учащихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Формативное и суммативное оценивание применяются по всем предметам. Однако подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от их содержания и вида.

Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса.

Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.

Предполагаемая Модель критериального оценивания

 

Виды критериального оценивания.

В рамках критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.

Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.

Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно оценки  за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые результаты.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.

Влияние традиционной системы оценивания на мотивацию учащихся.

«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей».

Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели.

Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому эффекту: ученик вообще перестанет учиться. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне выполнения программы.

Методы критериального оценивания серьезно отличаются от традиционных, при которых учащиеся становятся заложниками таких факторов, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или его представлений о методе оценивания вообще, вроде: «На пятерку знаю только я, ученик же по определению не может получить выше четверки». Один учитель оценивает выученный урок, другой выставляет отметку за знание всей темы, третий примешивает сюда оценку поведения, прилежания и т.д. Это приводит к тому, что традиционная система оценивания не способствует становлению и развитию самооценки, мало способствует эффективному обучению. Необходимо создание психологической комфортной образовательной среды для мотивации ученика к успешной учебной деятельности.

Особенности критериального подхода в оценивании учебных достижений учащихся.

Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.

В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

Особенности критериального подхода:

-Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной;

-Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса;

-Появляется возможность рефлексии деятельности ученика;

-Ученик осмысливает результаты своей деятельности;

-Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно.

-Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся.

-Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии оценки.

Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. Критерии должны быть довольно четкие.

Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликтов. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает поставленным задачам развития учащихся.

При критериальном оценивании:

– ученик становится настоящим субъектом своего обучения

– снижается школьная тревожность ученика

– учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста.

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнений учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно- познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов

  1. Практическая часть.

Методы формативного оценивания

Индекс карточки для обобщения или для  вопросов Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы

Сигналы рукой Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Светофор У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Одноминутное эссе Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

ƒ Что самое главное ты узнал сегодня?

ƒ Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

ƒ Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.

ƒ В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Речевые образцы

(подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.
Проверка ошибочности понимания Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Индивидуальные

беседы с учащимися

Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.
Трехминутная пауза Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

Я изменил свое отношение к……….     ƒ

Я узнал больше о ………….

Я удивился тому, что……                      ƒ

Я почувствовал …

Я относился к …………

Измерение

температуры

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Мини­тест Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

из множества предложенных ответов;

из правильного/ неправильного ответа;

или предполагающие краткий ответ.

Элективный

(выборочный) тест

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.

Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Формативный тест Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.

необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.

Дневники / журналы

по самооценке

Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.
Формативный опрос Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

– Как, чем _________ похожи или отличаются от   ______?

– Каковы характеристики (части)  _____________________ ?

– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать   _____ ?

– Какова основная идея, концепция, мораль в   __________ ?

– Каким образом__________соотносится с   _____________ ?

– Какие идеи, детали вы можете добавить к  ____________ ?

– Приведите пример по (к)  __________________________ ?

– Что неверно в   ___________________________________ ?

– Какое заключение вы можете сделать  ______________?

– На какой вопрос мы пытаемся ответить  ______________ ?

– Какую проблему мы пытаемся решить ?

– Что вы предполагаете сделать  ______________ ?

– Что могло произойти, если бы  _____________?

– Какие критерии вы использовали бы для оценки   ____?

–Какие доказательства или подтверждения вы можете привести  в поддержку   ____________ ?

– Как можно подтвердить или опровергнуть   ________?

– Как это можно рассматривать с точки зрения   _____ ?

– Какие альтернативы нужно иметь в виду   _________?

– Какие подходы или методы можно использовать в   ____?

Упражнение на проверку усвоения нового материала Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:

«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос:  «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Внутренний и внешний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Обобщение в одном

предложении

Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы  «кто? что? где? когда? почему? и как?».
Обобщение в одном

слове

Учитель дает учащимся задание: “Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
Письменные комментарии (письменная обратная связь) Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.

Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер.  Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.  Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры

Словесная оценка

(устная обратная связь)

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Самооценивание Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
Две звезды и одно пожелание

(взаимооценивание)

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».

 

Приемы и стратегии  критериального оценивания

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Критериальное оценивание решает следующие задачи:

              делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;

              позволяет ученику точно оценить границы своего знания;

              обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с балльной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнивать с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиесякритериальные оценивание и самооценивание:

              дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отражённые в их стремлении двигаться вперёд;

              формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;

              предоставляют учителю и ученикам неразмытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействия с учащимися и родителями;

              обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределённой работы;

              дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациям;

              формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе.

Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек.

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно; жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался; зелёный –  благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Приемы критериального оценивания:

  1. «Редакторский совет» Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
  2. «Пирамида знаний» Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:

Воду нельзя загрязнять

Без воды нет жизни на планете

Вода может переходить из одного состояния в другое

Вода бесцветная

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

  1. «Закончи предложение»         В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Я узнал…

Я теперь знаю…

Мне было интересно…

Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

4.«Древо творчества» У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

Инструменты оценочной деятельности

«Светофорик» – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

  • зеленый – я умею сам,
  • жёлтый – я умею, но не уверен,
  • красный – нужна помощь

«Волшебная линеечка» –  на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

«+» – ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« – » – ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Балловая оценка

Процент выполнения

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% – среде – высокий уровень

50 -74% – средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

Эмоциональная оценка – это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.

«Волшебная лесенка» – ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:

-нижняя ступенька – не понял,

-вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

-верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Рекомендации учителям

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:
1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
3. Улучшить качество преподавания;
4. Улучшить качество обучения;
5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:
1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:
1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.

 

Критерии оценивания устного ответа:

– Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;

– Использование научной терминологии в контексте ответа;

– Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;

– Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

– Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Критерии оценивания реферата:

– Содержание раскрывает тему;

– Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;

– Оформление реферата соответствует требованиям;

– Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;

– Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)

Критерии оценивания выполнения таблицы:

– Полное заполнение граф таблицы;

– Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

– Эстетичность оформления работы.

Критерии оценивания эссе:

– Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения;

– Аргументы соответствуют проблеме;

– Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка.

–  Рабочий лист с указанием критериев оценивания показывает, за какие достижения ученик будет получать баллы. Это поможет, заранее оценив свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы.

«Принципы оценивания»

Задание: выбрать 5 главных принципов оценивания и наклеить на лист.

1.Доверить оценку детям! Самооценка,  взаимооценка , индивидуальная оценка должны стать неотъемлемой частью  учебной деятельности каждого школьника.

  1. Давать детям время на оценивание.
  2. Процесс оценивания должен строиться на основе понятных детям критериев и дескрипторов.
  3. Оцениваться должен не только результат оценивания. Но и процесс обучения.
  4. Не скупиться на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.
  5. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.
  6. «На ложку дегтя- бочка меда» – даже в море неуспеха можно найти островок успеха и закрепиться на нем.
  7. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
  8. «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед школьником несколько задач одновременно.
  9. Формула «Опять ты не…» – верный способ выращивания Неудачника.
  10. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.
  11. Ставить перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.
  12. Объяснять оценки, отмечать специфические ошибки , давать советы по исправлению.
  13. Анализировать прошлый успех. Повторять и закреплять успехи.
  14. «Обратная связь» должна быть своевременной, содержательной: не просто «хорошо выполнил работу», а « такие плюсы и минусы в этой работе, и что необходимо еще сделать.

III. Заключение.

Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха.

Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта.

Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

VII. Список использованной литературы

  1. Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина «Учебные программы по предметам начального образования» Астана 2013 г.
  2. Закон об Образовании от 27.07. 2007
  3. Министерство образования и науки РК Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования. Методические рекомендации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего обучения.
  4. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях республики Казахстан в 2016- 2017 учебном году»

5 Указ президента РК от 07.12.2010 № 1118 об утверждении Государственной программы развития образования на 2011- 2020 годы.

  1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методические рекомендации. Министерство образования и науки РК Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования.

7.Система критериального оценивания достижений учащихся. Методическое пособие.Министерство образования и науки РК Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина.

8.Фридман Л.М. Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985г.

9.Баранова Л.П. Формирование оценочной деятельности в начальной школе.

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. М., 1972г.
  2. Фридман Л.М. Способы и пути повышения мотивации младших школьников. М., 1988г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *