«Проектная технология в учебном процессе»


Казбекова Асья Айдархановна

Учитель начальных классов

Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район, КГУ «Шаховская средняя школа»

       Содержание

Введение

  1. Теоретические основы проектной технологии

2. Из истории проектного метода.

  1. Раскрытие понятия «Метод проектов»
  2. Практическое применение проектной технологии
  3. Методическое пособие «Рекомендации для учителей начальных классов по использованию проектной технологии в обучении»

Заключение

6.Список литературы

Введение

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Актуальная значимость данной темы проектной работы заключается в том, что очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через проектную работу.

Задача педагога – дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Цель данной работы заключается в создании пособия с  полезной, доступной информацией с точки зрения педагогики и психологии,  чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Задачи исследования:

– проанализировать состояние проблемы использования проектной технологии в обучении в теории и практике школьного образования;

– способствовать осознанному выбору учителем проектной технологии  в обучении.
– охарактеризовать основные   методы и формы проектной технологии

– создание методических рекомендаций для использования проектной технологии в работе.

Объектом исследования является   использование проектной технологии для обучения школьников в начальной школе.

Предметом исследования –   развитие творческих способностей учащихся через использование проектной технологии для обучения школьников в начальной школе.

Гипотеза – если планомерно и целенаправленно применять на уроках проектные технологии для обучения школьников в начальной школе, то повышается эффективность учебной деятельности.

Новизна темы проектной работы заключается в систематизации материала по данной теме и создание рекомендаций для учителей начальных классов.

Практическая значимость данной работы заключается в использовании пособия для работы над проектами учителями начальных классов в своей практике.

 

  1. Теоретические основы проектной технологии

 

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

 

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

не было учителей, способных работать с проектами;

не было разработанной методики проектной деятельности;

чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

«метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

 

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

   Раскрытие понятия «Метод проектов»

В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

 

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 – 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов, является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть , что называется, “осязаемыми”, предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

  • монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета;
  • межпредметным – интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;
  • надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) – выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

 

Рекомендации для учителей  начальных классов

по использованию проектной технологии в обучении

 

Классификация учебных проектов

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжитель­ного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, пред­ложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1) проекты игр— детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз­влечения и т. д.);

2) экскурсионные проекты, которые предполагали целесооб­разное изучение проблем, связанных с окружающей природой и об­щественной жизнью;

3)  повествовательные проекты — разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнооб­разной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художе­ственной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;

4)  конструктивные проекты  нацелены на создание конкрет­ного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приго­товление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

 

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

 

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, име­ет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобрать­ся в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфи­ку каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно­образна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики страны. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной

науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или ШКОЛЫ.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта паи более сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятель­ности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или ин­формационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

 

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

 

         По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержатель­ной области) можно выделить два типа проектов.

1)         Монопроекты  проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими,

спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного
праздника.

2)         Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

 

Проекты могут различаться и по характеру контактов меж­ду участниками.

 

Они могут быть:

внутриклассными;

внутришкольными;

региональными (разного масштаба);

межрегиональными (в рамках одного государства);

международными.

 

Классификация проектов по продолжительности

 

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Их продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 -6 уроков.

Уроки используются для координации деятельное in участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком прохо­дит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции,

лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

 

Формы продуктов проектной деятельности

 

             Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения — полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про­екта. Например, проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вы­литься в увлекательную подготовку Атласа несуществующего мате­рика.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про­ектной деятельности:

Web-сайт;

Анализ данных социологического опроса;

Атлас;

Атрибуты несуществующего государства;

Бизнес-план;

Видеофильм;

Видеоклип;

Выставка;

Газета;

Действующая фирма;

Журнал;

Законопроект;

Игра;

Карта;

Коллекция;

Костюм;

Макет;

Модель;

Музыкальное произведение;

Мультимедийный продукт;

Оформление кабинета;

Пакет рекомендаций;

Письмо в … ;

Праздник;

Прогноз;

Публикация;

Путеводитель;

Серия иллюстраций;

Система школьного самоуправления;

Сказка;

Справочник;

Сравнительно-сопоставительный анализ;

Статья;

Сценарий;

Учебное пособие;

Чертеж;

Экскурсия.

Из чего состоит проект.

 

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Следовательно, выбор темы проектной мастерской зависит от наличия проблемности.

Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

         Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы

одноклассников, производят самооценку проекта.

То есть проект — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск инфор­мации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев­ные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Роль учителя при выполнении проекта.

 

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.  Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

– намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

– искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

– осуществлять и аргументировать выбор;

– предусмотреть последствия выбора;

– действовать самостоятельно (без подсказки);

– сравнивать полученное с требуемым;

– объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

 

Правила для учителя при работе с проектом.

 

  1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
  2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
  3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
  4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
  5. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.
  6. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).
  7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

 

Советы учителю, работающему с проектом

 

  1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для всех в классе.
  2. Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности.
  3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности. Попытайтесь включить разные элементы: изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью, короткую пьесу и так далее.
  4. Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Пусть сделают меньше, но лучше. Постарайтесь, чтобы у них оставалось время и на другие предметы.
  5. Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте их. Пытайтесь вовлечь и других учителей в работу над проектом.
  6. Установите ограничители: если это письменный проект, сразу оговорите количество страниц, чтобы не было состязаний между способными и менее способными.
  7. Прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнетает, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают, будто наименее важную.

 

Какие умения необходимы педагогу

 

– умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

–  владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу учащихся;

– переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.

 

Роль учащихся

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными   участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Главные условия работы над проектом

  1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
  2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипоте­зу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта.
  3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету; движение в общеучебном интеллектуальном развитии.
  4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты.
  5. Доступность информации о ходе проекта.
  6. В школе должна быть обширная библиотека – медиатека, в любую минуту доступная ученикам и учителям.
  7. Внутри и вне классного помещения должны быть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах (в частности, ребята могут пользоваться коридорами, где тоже можно устроить рабочие уголки).
  8. Часы в каждом классе.
  9. Наличие в классах и других рабочих комнатах справочной литературы и материалов для самопроверки.
  10. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью для самостоятельных занятий.

«Визитная карточка» проекта (шаблон)

  • Автор проекта
  • Фамилия, имя, отчество автора
  • Регион, в котором находится школа
  • Номер и/или название школы
  • Какова тема вашего учебного проекта?
  • Какие дидактические цели преследует ваш проект?
  • Какие компетентности формирует ваш проект?
  • Какие методические задачи вы ставите в своем проекте?
  • Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы вы ставите перед учащимися?
  • Каким может быть творческое название вашего учебного проекта?
  • Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в вашем учебном проекте?
  • Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?
  • Возраст учащихся (выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)
  • Оформление результатов проекта
  • Напишите краткую аннотацию проекта
  • Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?
  • Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта.

Паспорт проектной деятельности

  • Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.
  • Вначале – как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.
  • Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
  • Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке. 7

Паспорт проектной деятельности (шаблон)

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта. \ На титульном листе
  3. Консультант(ы) проекта. ]
  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой и т.д.):
  9. Заказчик проекта.
  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).
  12. Вопросы проекта (3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  13. Необходимое оборудование.
  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание).
  15. Предполагаемые продукты проекта.
  16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Проектная папка (портфолио)

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.

Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;
  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, – ежедневные. В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации и черновики группы.

 

Защита проекта

 

  1. Общие рекомендации:
  • хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
  • логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
  • следует употреблять только понятные термины;
  • хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
  • выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;
  • постарайтесь предупредить возможные вопросы.

 

  1. Техника подготовки:
  • проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;
  • выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку;
  • заранее продумайте детали своего рабочего места;
  • приготовьте четкий и красочный наглядный материал;

 

  1. Рекомендации выступающему:
  • начните свое выступление с приветствия;
Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
 

 

 

9

I. Подготовка а) Определение

темы и целей

проекта, его

исходного положения

б) подбор

рабочей

группы

Обсуждают

тему проекта

с учителем и

получают при

этом дополни-

тельную информацию.

Определяют цели проекта.

Знакомство со

Смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников

2. Планирование а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта)

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формулируют задачи

проекта. Вырабатывают план

действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
3.

 

3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, и т. п. )

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

учащихся

4. Выводы а) Анализ информации

б) Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

 

Наблюдают, советует (по просьбе учащихся)
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а)Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов

(возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт)

б)Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
  • огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
  • не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);
  • поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь;
  • старайтесь ответить на все вопросы.

Алгоритм работы над проектом

Алгоритм работы над проектом

  • Формулировка учителем темы проекта
  • Выбор возрастной категории учащихся
  • Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
  • Формулировка дидактических целей проекта
  • Формулировка методических задач
  • Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
  • Выдвижение гипотез решения проблемы
  • Определение творческого названия проекта
  • Формирование групп для проведения исследований и определения формы представления результата
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
  • Самостоятельная работа групп
  • Подготовка учащихся к презентации по отчёту о проделанной работе
  • Защита полученных результатов и выводов

Процесс поискового исследования

  1. Выберите тему:
  • Составьте список того, что вас интересует и что вы бы хотели узнать
  • Выберите из списка один пункт, которым вы хотели бы заняться
  • Письменно сформулируйте, почему вы выбрали именно эту тему, что вы уже знаете о предмете исследования и что хотели бы узнать
  • Учитель собирает работы учащихся, просматривает и комментирует их
  • На классных занятиях происходит совместное обсуждение выбранных тем
  • Сформулируйте основной вопрос и набор относящихся к нему подвопросов:
  • На классных занятиях обсуждаются возможные способы для определения вопросов
  • Учащиеся (просматривая книги) формулируют вопросы
  • Учащиеся записывают на отрывных листах и прикрепляют к стенам
  • Проводится мини-урок, посвящённый формулированию подвопросов
  • Учащиеся сдают списки своих вопросов
  • Учитель собирает представленные списки, просматривает их и комментирует
  1. Проведите исследование согласно своим спискам:
  • На классных занятиях составляется список ресурсов и предложения по сфере деятельности участника
  • Проводится мини-урок, посвящённый работе с оглавлением книги, различными указателями, списком библиографии
  • Проводится мини-урок, посвящённый извлечению информации из текстов
  • Соберите информацию по выбранной теме на классных занятиях и дома
  • Составьте списки собранной информации и библиографии
  • Учитель собирает списки, просматривает их и комментирует
  1. Запишите всё, что вам удалось:
  • Проводится мини-урок, посвящённый тому, как излагать книжную информацию своими словами, организовывать и развивать идеи, избавляться от повторов, использовать интересную и разнообразную лексику, суммировать информацию, анализировать и редактировать текст
  Требования к оформлению работы (титульный лист,оглавление,абстракт на трех языках,введение,исследовательскую часть,заключение,список литературы): 50 баллов
1 Титульный лист 5
2 Абстракт (аннотация), то есть краткое содержание работы  (не более 250 слов): 10
  цель  
  гипотеза  
  этапы, процедура исследования  
  методика эксперимента  
  новизна исследования и  степень самостоятельности  
  результаты работы и выводы  
  область практического применения  
3 Введение (не более 2страниц): 10
  актуальность выбранной темы  
  цель (задача) данной работы  
  методы решения задач  
4 Исследовательская часть работы ( не более 20страниц) из отдельных глав (параграфов): 10
  аналитический обзор известных результатов по теме, доказывающий необходимость выбранной темы  
  описание методов решения поставленной задачи  
  результаты работы и их обсуждение  
  иллюстративный материал  
5 Заключение (не более 1страницы) –основные результаты работы и сделанные на их основании выводы,рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях 10
6 Ссылки  на использованную литературу по форме 3
7 Отзыв руководителя об актуальности выбранной темы,личном вкладе автора в работу,недостатки работы и рекомендации 2
     
     
  • Выделяется время на уроке и дома для работы на черновиками
  • Выделяется время для подготовки отзывов о работе товарищей
  • Учитель просматривает несколько черновиков и даёт свои отзывы
  • Окончательный этап редактирования (взаиморедактирование и в режиме учитель – ученик)
  • Сдача отчётов, состоящих из списка вопросов, вступления, результатов исследования и библиографии
  • Учитель просматривает работы и даёт свои комментарии
  1. Спланируйте исследовательский проект на основе собранной информации:
  • Проводится занятие по планированию проекта
  • Выделяется время на уроке и дома (параллельно с исследованием и письмом) для работы над индивидуальным проектом
  1. Поделитесь с классом итогами своей работы:
  • Проводится занятие по процедуре обмена итогами работы
  • Выставка работ в классе и школе
  • Классные презентации, обсуждения, ответы на вопросы
  • Размышление над результатами презентации
  • Разработка новых вопросов (индивидуально или всем классом
  •                             КРИТЕРИИ

 

Заключение

 

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило нам сделать вывод о том, смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиденпотому что новая ситуация требует новых подходов.

На основание проведённого анкетирования «Выявление уровня владения учителями начальных классов проектным методом» выявили, что многие учителя считают, что владение данным методом является высоким уровнем профессионального мастерства, но они не все осведомлены о типах и структуре проекта. Для работы и реализации проекта учителя часто обращаются за помощью к коллегам, владеющих методом проектов т.к. самостоятельно реализовать его не могут. Потому что они не знают, как правильно организовать работу над проектом. В результате данного исследования нами разработано методическое пособие, которое поможет учителям более качественно создавать свои проекты.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *