Доклад «Абылай хан в контексте эпохи» (воспитание казахстанского патриотизма на примере личности Абылай хана)


Есмагамбетов Арман Рушанович

учитель истории и основ обществознания

КГУ «Новоишимская средняя школа №2»

Северо-Казахстанская область район имени Г. Мусрепова село Новоишимское

                                                                      Истинный показатель цивилизации –

                                                            не уровень  богатства и не величина  городов,

                                             не обилие  урожая, а облик человека,

                         воспитываемого страной.

Р. У. Эмерсон

 

Стратегия вхождения Казахстана  в число тридцати наиболее развитых стран мира, озвученная Нурсултаном  Абишевичем Назарбаевым в Послании народу Казахстана, выводит  нашу страну на качественно новый этап развития. Мировой опыт показывает,  что социально-экономический прогресс любого государства невозможен без ставки на современное образование.  Поэтому не случайно Президент страны выделил образование как один из приоритетов продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира. Только уделяя должное внимание образованию, современный Казахстан сможет добиться  нового рывка вперед в своем развитии.

На мой взгляд, при этом нужно всегда помнить, что образование на всех уровнях призвано воспитывать казахстанский патриотизм. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан одна из приоритетных задач системы образования. Патриотизм же принципиально невозможен без формирования у граждан исторического сознания. Надлежащую связь времен – прошлого и настоящего – способна обеспечить только история.

«Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть корни подвижнического, мужественного служения интересам своей родной земли, интересам своего народа» (Д. С. Лихачев).

Как известно, в советское время история Казахстана  подвергалась искажениям, трактовалась с позиции имперского великодержавного шовинизма, подгонялась под прокрустово ложе формационного подхода, поэтому с момента обретения независимости  перед суверенным государством встала проблема возрождения национальной истории. За годы независимости многое из нашего прошлого было переосмыслено, очищено от плевел идеологии, ведется исследование т. н. «белых пятен» истории, возращены народу такие знаковые имена  как М. Шокай, А. Бокейханов, Ш. Кудайбердиев, М. Жумабаев. Историческая справедливость была восстановлена и по отношению к знаменитому Абылай хану.  При этом следует отметить, что  личность Абылая вызывала интерес еще в дореволюционной России. Так  об Абылае писали П. Паллас, И. Фальк, А. Левшин, В. Радлов. Абылаю была посвящена также работа Шокана Уалиханова. Современники хана, и, особенно, Бухар жырау,   отмечали его как видного государственного деятеля, искусного полководца и дипломата.  В советское время  же долгое время, как известно, о нем говорилось в основном  в негативном контексте. Изучение личности  Абылая сводилось, как правило,  к навешиванию всевозможных ярлыков. Можно здесь упомянуть и Жамбыла, называвшего Абылая кровопийцей и сравнивавшего его с шакалом. Следует констатировать, что личность Абылай хана  и сегодня малоизучена.  В 1991 г. в республике широко было отмечено 280-летие Абылай хана. Никогда ранее такого не было. Абылай хан, несомненно, был  одним из самых известных казахских ханов в истории, иначе его имя попросту не сохранилось бы  в памяти народа. Имя Абылая стоит в одном ряду  с именами ханов Керея, Жанибека, Касыма, Хакназара, Тауекела, Есима, Жангира, Тауке.

Меня давно интересует  проблема личности в истории, и потому я заинтересовался Абылай ханом. Такие личности во многом определяют ход истории. Я считаю, что именно  на примере жизни  Абылая и других исторических деятелей Великой степи можно и нужно воспитывать патриотические чувства подрастающего поколения. Их  беззаветное служение Отечеству должно стать примером  для подражания.

Сын своего крайне противоречивого времени Абылай был, несомненно, великим человеком, сделавшим все возможное для сплочения казахского народа. Достоин уважения тот факт, что, по мнению ряда исследователей, Абылай знал такие языки  как  арабский, персидский, древнетюркский (чагатайский), каракалпакский, русский, башкирский, китайский, калмыцкий. Знание языков он активно использовал в дипломатических отношениях с сопредельными странами. Именно с именем  Абылая связано возрождение казахской государственности. Это было смыслом  всей его жизни. Абылай смог подняться выше  интересов своего сословия. Он навсегда остался в памяти народа как объединитель, воплощение национального духа и  символ нации. Абылая категорически нельзя рассматривать вне его исторической эпохи.

Каждая историческая эпоха,  несомненно, выносит на гребень волны лидеров нации, тех, кто способен повести за собой народ на переломном вираже истории. Одним из них и стал Абылай хан. Формирование личности лидера во многом предопределено самим ходом времени. Личность Абылай хана также предопределена его временем. Время Абылай хана  хронологически очерчено XVIII в. XVIII век в отечественной истории – это время великих испытаний казахского народа, пожалуй, самых больших со времени обретения им независимости и создания государственности. Это время возрождения казахского духа, небывалой доселе проверки народа на прочность. Также  XVIII век – это время начала присоединения казахских земель к Российской империи и заката кочевой цивилизации. Именно в это переломное для казахского этноса время  и сформировалась личность Абылая.

Внутриполитическое положение Казахстана в конце XVII – начале XVIII вв. было крайне сложным. Казахстан занимал огромную территорию от Алтая и Иртыша (Ертіс) на востоке до Яика (Жайық) на западе, от западносибирских лесов на севере до Сырдарьи на юге. Хан Аз-Тауке, «Ликург казахской степи», по определению А. Левшина, так и не смог  в полной мере ликвидировать политическую раздробленность казахских жузов и преодолеть сепаратизм султанов и биев. Не менее сложной была и внешнеполитическая обстановка. Шокан Уалиханов позднее отмечал следующее: «Первое десятилетие XVIII в. было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон  громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов целыми семействами». Наибольшей угрозой в то время для казахского народа были джунгары (ойраты), создавшие в 1635 году свою государственность, но еще задолго до этого совершавшие кровавые набеги на казахские земли. Казахско-джунгарское противостояние продолжалось более ста лет, вплоть до уничтожения Цинской империей джунгарской государственности. Экспансия джунгар (ойратов), их продвижение на территорию Казахстана, было обусловлено, наверное, не только жаждой наживы, но и экстенсивностью кочевого хозяйства данного народа. Бескрайние степи, несомненно, привлекали  джунгар, стесненных горами Алтая, Саур-Тарбагатая и Тянь-Шаня. Необходимо помнить и том, что во второй половине  XVII – начале XVIII  вв.  многократно возрастает роль России и цинского Китая на просторах  Азии, что отразилась в целом на всей геополитической ситуации в регионе. Сталкивая джунгар с казахами, по мнению целого ряда ученых, Россия и цинский Китай добивались, прежде всего, их взаимного ослабления и обескровливания. Империям ни в коей мере не нужны были сильные соседи. Политика «разделяй и властвуй» в полной мере содействовала территориальным приращениям Российской и Цинской империй в Азии. Казахи, раздираемые межродовыми и иными распрями, имея численное преимущество, не могли оказать достойного сопротивления джунгарам, создавшим мощную регулярную армию. Сыграло роль и военно-техническое превосходство джунгар, имевших в своем распоряжении ружья и пушки. Это отмечал М. Тынышпаев.

Натиск джунгар на казахские земли заметно усилился после прихода к власти Цеван-Рабдана (1697 – 1727 гг.). Именно хунтайши Цеван-Рабдан, урегулировав отношения с Цинской империей,  начал  самую большую военную кампанию против казахов. В 1710 г. последствия джунгарских вторжений впервые побудили родоплеменную знать, а также отдельных чингизидов, отказаться от распрей и  созвать в Каракумах курултай, посвященный организации борьбы с джунгарами. Созданное по решению курултая народное ополчение во главе с батыром Богенбаем уже в 1711 г. смогло нанести крупное поражение джунгарам.  Закрепить военный успех казахам не удалось из-за вновь начавшихся распрей и джунгары вновь обрушились на них.  Джунгарам  за сравнительно короткий срок удалось захватить часть Жетысу, но вскоре им пришлось на время отказаться от  войны с казахами ввиду нападения на них цинской армии. Вообще следует отметить, что обострение или смягчение  казахско-джунгарского противостояния в XVII – XVIII вв. напрямую зависело от активности Цинской империи на западном направлении. Ставшие самостоятельными ханами после смерти Аз-Тауке Абулхаир, Жолбарыс и Самеке, а также влиятельные султаны Кушук, Барак совместными усилиями вполне могли организовать за время передышки боеспособную армию и дать достойный отпор врагу, но для того, чтобы воочию осознать это казахам потребовался «Ақтабан шұбырынды».  Ничего не смог сделать и  верховный хан  Болат, ставший  преемником Кайыпа, сына Аз-Тауке.

Абылай, чьим подлинным именем было имя Абильмансур, родился в 1711 г. в семье известного среднеазиатского правителя султана Коркем-Уали, потомка знаменитого сына Чингис (Шынгыс) хана – Джучи (Жошы). Только чингизиды – потомки великого Чингиса могли претендовать на ханский трон.  Его дед, правитель Туркестана, прославился военными заслугами и получил прозвище Канишер (Кровопийца). Позднее именно его имя возьмет Абильмансур.  Его предками также являются великие ханы Есим («Еңсегей бойлы Ер Есім», т. е. «Высокорослый Есим») и Жангир («Салқам Жәңгір», т. е. «Внушительный Жангир»). Нужно, в связи с этим, особо отметить, что сведения о первых годах жизни будущего хана очень скупы. Междоусобные распри и джунгарское нашествие в раннем возрасте лишило его отца и ближайших родственников. Сам Абильмансур, по одной из версий, спасся чудом. Воспитатель Ораз, рискуя собственной жизнью, перебрался с ним сначала в Ургенч, а затем в Сары-Арку, разделяя с будущим ханом все тяготы сиротской жизни и по мере сил оберегая. Во время своих мытарств по степи в качестве пастуха, а затем и табунщика, Абильмансур, опасаясь за свою жизнь, вынужден был скрывать свое настоящее имя, а, по совету Ораза, ходил обросшим, носил лохмотья, за что был прозван Сабалаком. Однако никакие лохмотья не могли скрыть врожденный аристократизм и независимый характер Абильмансура. Юный  Абильмансур за время своих скитаний сполна познал жизнь и ощутил драматизм тех событий, участником которых был весь его народ. Речь идет о «Годах великого бедствия» («Ақтабан шұбырынды»).

После смерти цинского богдыхана Канси активные военные действия между джунгарами и китайской армией   не велись, и потому все силы Цеван-Рабтан бросил против казахов. Весной 1723 года джунгары, собрав огромное войско,  через горы Каратау вторглись в казахские кочевья. Казахи, не ждавшие нападения в это время, спокойно готовились к откочевке с зимних пастбищ, и потому многие из них были перебиты, а оставшиеся в живых бежали, бросив все. В 1724 – 1725 (1723 г., по А. Левшину) годах джунгары без особых усилий захватили Туркестан и Ташкент, разрушив эти города. Хозяйственная жизнь в присырдарьинском регионе практически прекратилась, а территория обезлюдела. Джунгарская агрессия резко обострила ситуацию во всей Центральной Азии. Казахские кочевья появились в районе Бухары, Самарканда, Ходжента. Именно события 1723 – 1727 (1723 – 1725 гг., по А. Левшину) годов казахи стали называть  «Годами великого бедствия» («Ақтабан шұбырынды»). Ақтабан шұбырынды означает «бегство пеших до тех пор, пока не побелеют, т. е. износятся, пятки». В памяти народа сохранились и такие выражения как «Алкаколь сулама» («упасть в изнеможении у озера Алкаколь»), «Каин сауган» («доить березу», т. е. питаться березовым соком). По сути дела, это была национальная катастрофа. Трагизм тех событий, вполне сопоставимых по масштабу разрушений с монгольским нашествием начала XIII в., донес до нас автор дастана «Елим ай» и прославленный военачальник Кожаберген жырау. Но даже перед лицом смертельной опасности чингизиды не торопились объединяться, и потому сам народ решил взять на себя спасение Отчизны. Это была Отечественная война, так как речь шла о сохранении казахов как этноса. Каракерей Кабанбай, Баян, Есет, Райымбек, Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жанибек стали предводителями народного ополчения. Весомый вклад в объединение казахского народа внесли знаменитые бии-родоправители Каздауысты Казыбек, Айтеке, Толе. В 1726 г. в местности Ордабасы, у подножья одноименной горы, по их настоянию,  проходит курултай, на котором сардаром (главнокомандующим) был избран хан Младшего жуза Абулхаир. Объединенная казахская армия  в этом же году, а по другим сведениям в 1727 г., впервые наносит джунгарам крупное поражение в среднем течении р. Сарысу, при впадении в нее р. Буланты. Место сражения сохранилось в народной памяти как «Калмак кырылган» («Место гибели калмыков»). Успеху казахского ополчения в немалой степени способствовала и смерть Цеван-Рабдана, после которой в Джунгарии начинаются междоусобицы, а также активизация Цинской империи на западном направлении.  В это тяжелое для народа время в ряды защитников Отечества встает и Абильмансур. В пятнадцатилетнем возрасте  Абильмансур откликнулся на клич Богенбая «Аттан!» («В поход!») и стал принимать активное участие как простой воин в военных действиях.  Всенародная известность к нему пришла после Аныракайской битвы 1730 (1729?) года.

Он становится прославленным батыром. Джунгары по-прежнему оставались грозной силой. У озера Итишпес новый хунтайши Галдан-Цэрэн хотел взять реванш за поражение от казахов у р. Буланты.   В начале сражения с джунгарами Абильмансур в поединке обезглавил богатыря Шарыша (племянника Галдан-Цэрэна)  и с кличем «Абылай!» устремился в бой. Битва шла с переменным успехом, но в итоге джунгары под натиском казахов стали отступать. Необходимо отметить, что во время завершающего этапа сражения умирает верховный хан Болат и между ханами жузов начинаются распри. Спор по поводу того, кто будет верховным ханом, закончился тем, что сардар и хан Младшего жуза Абулхаир и хан  Среднего жуза Самеке покинули район сражения. Впоследствии хан Абулхаир, желая упрочить свои позиции и обезопасить казахские жузы от джунгарской агрессии, принял российское подданство. Оставшись в одиночестве отряды Старшего жуза не смогли закрепить успех  и, соответственно, джунгарская угроза не была снята.  Многочисленные жертвы оказались напрасны, а результаты побед были сведены фактически на нет. Несмотря на сохранение национальной независимости, большинство земель  Старшего жуза   оказалась в вассальной зависимости от джунгар. Джунгары, по вине казахских правителей, получили возможность собраться с силами и подготовиться к новому натиску на казахские земли.

В памяти народа сохранилась такая легенда о том, что, узнав о подвиге Абильмансура, султан Абулмамбет, избранный после смерти Болата верховным ханом, встречается с ним и назначает родоправителем (правителем?) Среднего жуза. Будучи правителем рода Атыгай племени Аргын Абылай становится влиятельной политической фигурой, его авторитет признавал сам Абулмамбет. Согласно другой легенде произошло вот что. После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абильмансура: “Кто ты такой, и что за клич у тебя Абылай?” Абильмансур: “Я – внук Абылая и в качестве клича (урана) взывал к его духу”. Тогда Абулмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: “Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом”. После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абильмансур был избран великим ханом. Но хотя Абулмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау, советник и летописец Абылая: “В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон”.  Таким образом, согласно Бухар жырау ханом Абылай реально стал еще в 1736 г. По мнению ряда ученых, Абылай также уже с конца 30-х – начале 40-х гг. XVIII в. был фактическим правителем большинства казахских родов. Ж. Касымбаев считает, что Абылай стал ханом Среднего жуза в 1734 г. Думаю, что здесь еще предстоит большая работа для ученых по выяснению всех нюансов исторической  действительности. Неразбериха с фактическим материалом искажает объективность любого исследования и создает определенные проблемы в преподавании школьного курса истории Казахстана. О другой датировке восхождения Абылая на ханский престол поговорим чуть позднее. Авторитетом и силой он стал преодолевать сепаратизм родоплеменной  знати. Находясь в сложной ситуации, связанной с очередным джунгарским нашествием и вхождением части Младшего жуза в состав России, Абылай вместе с Абулмамбетом в 1740 г. присягнул на верность России. Тем самым, он надеялся на военную помощь со стороны России в случае джунгарской агрессии и в тоже время желал укрепить свое влияние в степи. При этом  он в принципе сохранил самостоятельность. Одно это говорило о дипломатическом искусстве Абылая. Россия и казахские жузы, как известно, вначале строили свои отношения на принципах протектората, причем свои обязательства Россия практически вообще не выполнила. Особенно это касается вопроса, связанного с защитой казахов от джунгарского нашествия. Осенью того же года джунгары вновь вторглись в пределы казахских земель и Абылай принял активное участие в отражении агрессии. В 1741 г. во время одного из сражений он попадает в плен к джунгарам. Во время плена Абылай не терял чувства собственного достоинства, выучив при этом даже язык врага и сблизившись  с некоторыми правителями джунгар.  По поводу освобождения из плена существует множество  версий. По одной из версий ради освобождения Абылая хан Абулмамбет пошел на принятие протекции со стороны Джунгарии и разрыв с Россией.  По другой версии Абылай был освобожден в 1743 г. по настоянию России.

В середине  40-х годов XVIII в. Джунгария, после смерти Галдан-Цэрэна, вступает в полосу кризиса и Абылай умело использует данную ситуацию для возращения исконно казахских земель, ранее захваченных джунгарами. Это земли в районе Тарбагатая и Алтая. К тому же,  группировки джунгарской знати, боровшиеся между собой за власть, сами искали поддержку у казахов.  За развитием ситуации в Джунгарии внимательно следили и цины, которые давно вынашивали план полного истребления джунгар. Междоусобицы, борьба за власть окончательно дестабилизируют обстановку в ойратском государстве и потому в 1755 – 1758 гг. цинская армия окончательно разбила ойратов и стерла Джунгарию с лица земли. Казахи теперь оказывали помощь своим недавним врагам с целью недопущения Цинской империи в пределы Казахстана. Абылай, в условиях явного превосходства цинской армии,  избрал партизанскую тактику войны. Она измотала цинскую армию  и в результате  маньчжуры ушли из пределов Казахстана. На уход оказало влияние  и антицинская борьба в покоренных землях. Кроме того, с целью обеспечения национальной безопасности, в 1756 (1757?) году Абылай признал себя вассалом богдыхана при сохранении российского подданства. Вассалитет заключался всего лишь в выплате символической дани. Реально поставить под свой контроль Абылая маньчжурские правители так и не сумели. Он сам, по свидетельству ряда историков, посетил с дипломатической миссией Пекин. С того времени Пекин не посягал на его ханское достоинство. Абылай искусно использует преимущества своего положения – подданство двух империй –  для обеспечения реальной независимости Казахского ханства. Играя на их противоречиях, он добился возращения казахам многих земель, ранее оккупированных Джунгарией.  В то же время он даже пытался заключить союз со среднеазиатскими государствами и Афганистаном против Цинской империи. В трудные для казахского народа годы он смог нейтрализовать агрессивную политику  среднеазиатских государств. В Средней Азии он взял под свой контроль Туркестан, Шымкент, Созак. Абылай много лет вел борьбу с Кокандским ханством и сумел подчинить кыргызов, часть из них была переселена в пределы Среднего жуза.

В 1771 г., после смерти Абулмамбета, представители всех трех жузов в Туркестане в мечети Х. А. Йассауи подняли его на белой кошме и провозгласили ханом, хотя по традиции им должен быть сын Абулмамбета – Абулфеиз.  Это было сделано в знак признания  заслуг Абылая перед казахским народом. Россия,  в лице Екатерины II, в 1778 г. признала его ханом только Среднего жуза. Тем самым, по мнению Р. Сулейменова, Российская империя хотела воспрепятствовать объединению казахских жузов в единое государство под властью Абылая. Примечательно то, что Россия так и не добилась от Абылая принятия им от российского правительства знаков ханского достоинства. Эти знаки привез Абылаю в конечном итоге российский чиновник. Абылай считал достаточным, что его избрал народ.

А. Левшин дал такую характеристику Абылай хану: «Превосходя всех современных киргизских владельцев летами, хитростью и опытностью, известный умом, сильный числом подвластных ему народов и славный в ордах сношениями своими с императрицею российскою  и китайским богдыханом, на самом деле был властитель совершено независимый». Немаловажным было и то, что Абылая поддерживали Толе би, Богенбай батыр, Бухар жырау, а также  влиятельные рода Среднего и Старшего жузов. Абылай – последний хан, чей авторитет был практически непререкаем во всех жузах. Он усмирил своеволие султанов и биев,  восстановил основные структуры управления ханством эпохи Аз-Тауке. Абылай  усовершенствовал законы ханов Касыма и Есима, установил жесткую дисциплину в государственном аппарате и в армии, способствовал развитию земледелия, ремесел и торговли,  добился международного признания Казахского ханства. При этом хан умело использовал разногласия между сопредельными странами для защиты интересов своей Отчизны. Так он стабилизировал политическую обстановку в казахской степи. Вместе с тем, он всемерно добивался усиления личной власти, за что многие его недолюбливали и даже ненавидели. Во многом, на мой взгляд, это было вынужденной мерой, столь необходимой для упрочения единства. Здесь, пожалуй, будет уместным вспомнить великого русского реформатора Петра I, который также для укрепления российской государственности твердой рукой добивался усиления личной власти. Без единовластия в сложных реалиях того времени Абылай не смог бы сохранить казахскую  государственность. Однако уже при жизни его называли «аруаком», т. е. «воплотившим дух», причисляли к лику святых.  Многое хан сделал и для развития национальной культуры. Он собрал вокруг себя талантливых акынов и жырау, благодаря которым до нас дошли не только произведения, посвященные хану, но и поэмы о народных  героях  – Каракерей Кабанбае, Баяне, Есете, Райымбеке, Канжыгалы Богенбае, Шакшак Жанибеке.

В 1781 г. хан Абылай умирает. Наследник – старший сын Уали не сумел сохранить казахскую государственность. Уникальным, на мой взгляд, является то, что внуки Абылая Кенесары и Чингис (Шынгыс) заняли диаметрально противоположные позиции по отношению к колониальной политике царизма в степи. Именно Кенесары в XIX в.  возглавил крупнейшее антиколониальное восстание против России с целью возрождения казахской государственности времен Абылая. В отличие от него Чингис (Шынгыс) всегда придерживался пророссийской ориентации. Хана Абылая похоронили в национальном пантеоне – мавзолее Х. А. Яссауи. Имя Абылая навсегда останется в памяти казахского народа как символ мужества и независимости. В начале нового III тысячелетия Абылай хан общественными организациями Казахстана был признан «Человеком тысячелетия», тем самым, они отдали должное памяти  выдающегося государственного деятеля.

 

 

 

Литература:

 

1) История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 3. – Алматы: «Атамұра», 2000. 768 с., илл., карты.

2) История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы: «Дәуір», 1993

3) Кабульдинов З.Е., Кайыпбаева А.Т. История Казахстана (ХVIII в. – 1914 г.)

Учебник для 8 класса.  Алматы: «Атамұра», 2012.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *