ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Кошкарбаева Демеля Кусаиновна,

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 отдела образования

 акимата города Экибастуза»

 ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

         В связи с глобальным процессом информатизации всех сфер общества особое значение приобрели вопросы качества, и содержания образования в единой информационной среде возникла необходимость создания перспективного плана по внедрению в работу школы информационно – коммуникативных технологий. Становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности  и информационно – коммуникативным технологиям педагоги, занимающиеся поисками адаптации школы к современному миру. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют её получать и эффективно применять.

Президент страны  Н.А.Назарбаев в послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» отразил идею создания программы интерактивного обучения, так как,  происходят качественные изменения в сфере использования информационно – коммуникационных технологий. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями.

Новые социальные запросы определяютцели образования как «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся», обеспечивающее такую ключевуюкомпетенцию образования как «научить учиться». Это означает, что работа педагогического коллектива должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечивать не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности «универсальных умений», так называемых «ключевых компетенций».В условиях глобальной информатизации общества, модернизации казахстанского образования особенно актуальной проблемой становится использование информационно-коммуникационных технологийв процессе обучения и воспитания школьников. География применения ИКТ в школе охватывает сегодня практически все сферы деятельности педагогов. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учителя и ученика и их взаимоотношения. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Применение ИКТ вносит  изменения в природу взаимосвязей между учителем и учащимся, между учащимся и учащимся, меняет и роль учителя во взаимоотношениях учащийся – учащийся. Средства ИКТ обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной  и совместной творческой деятельности учащихся и учителя. Теперь его основная задача – направлять развитие личности учащихся, поддерживать творческий поиск и организовать их коллективную работу.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Внедрение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности педагога, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы. В настоящее время актуальным для человечества является создание открытого общества, так называемого «общества без границ». Важнейшими условиями его формирования признается необходимость совершенствование системы образования на принципах открытости и свободы. Открытое и свободное образование предполагает создание единого образовательного пространства, предоставление равных возможностей всем участниками образовательного процесса получения доступа к информационным и образовательным ресурсам, дает возможность каждому обучаемому максимально развить свои личностные качества.

Говоря о конкретном внедрении и использовании ИКТ в учебном процессе, необходимо отметить, что успешному осуществлению этого процесса способствует самосовершенствование и самообразование учителя. Это выражается, прежде всего, в разумном использовании:

  • новых информационных технологий в процессе обучения;
  • локальной сети на уроках;
  • интерактивной доски на уроках;
  • и создание персонального сайта учителя.

Дидактическая модель  проведения урока с применением ресурсов сети Интернет предполагает интеграцию Интернет-ресурсов в учебно-воспитательный процесс по всем дисциплинам.  Дидактическими средствами считаются все образовательные ресурсы, которые участвуют в процессе обучения и предназначены для использования,как педагогу, так и ученикам.  Например, электронный учебник, глоссарий, электронная библиотека, база данных, живой журнал др. В то же время конспект урока или методическое руководство учителя, которые использует только учитель, к дидактическим средствам не относится. Учителю важно помнить, что учебная дисциплина, которую он ведет, является неотъемлемой частью системы школьного образования.

Самыми эффективными следует считать комплексы образовательных Интернет-ресурсов:

  • образовательный сайт – информационный массив ресурсов, посвященный одному учебному предмету, разделу учебного плана или теме, включающий в себя иллюстрационные, демонстрационные и презентационные материалы к определенным урокам; теоретические материалы по теме урока в виде лекций, конспектов или тезисов; содержание упражнений и задач с примерами их решений; задания для самостоятельной работы учащимся.
  • образовательный портал – Интернет-ресурсы справочного характера, посвященные одному или нескольким предметам школьного курса, включает в себя каталоги Интернет-ресурсов и литературы со ссылками на материалы, имеющие отношение к определенной теме урока.
  • база знаний – структурированное хранилище материалов учебного характера, например, – энциклопедии, справочники, атласы и пр.
  • система дистанционного обучения – с помощью Интернет-технологий проходит учебный процесс, предполагающий все этапы учебного процесса, начиная с формирования индивидуального плана работы ученика и заканчивая экзаменом и получением документа об окончании учебного модуля или курса. ИКТ активно используются и в работе по созданию портфолио как учителя, так и ученика. Электронный вариант портфолио позволяет сохранять информацию о достижениях ученика и учителя на качественно новом уровне, дает возможность своевременно дополнять различные его разделы, а также предоставляет широкие возможности для демонстрации.Информационно-коммуникационные технологии активно используются и вуправленческой деятельности школы. В плане технологизации управленческой деятельности следует отметить, в первую очередь, организацию солидного банка информации о школе, который содержит следующие разделы: информационная справка о школе, качественный состав учителей, база данных учащихся, перечень нормативных документов, качество знаний и успеваемости учащихся, сведения о курсовой переподготовке учителей. Такая база данных дает возможность администрации своевременно направлять учителей на курсы повышения квалификации, проводить аттестацию педагогов. Следует отметить высокий уровень информационной культуры управленческих кадров и педагогического состава, что способствует улучшению качества всего образовательного процесса.Педагогический коллектив школы активно внедряет в практику проектную методику.Учебные проекты совершенствуют навыки самостоятельной работы учащихся с большими объемами информации, помогают школьникам увидеть проблему и наметить пути ее решения. В педагогическом банке данных есть проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета, и интегрированные проекты, которые реализуются сразу в нескольких предметных областях.

Чтобы оценить целесообразность использования ИКТ в преподавании, определим, что можно сделать с помощью компьютера вообще, в преломлении к предмету Физика.

  • Компьютер, как средство разработки, подготовки и хранения различных методических материалов (планы уроков, проверочные материалы, методические пособия);
  • Компьютер, как средство наглядности (электронные учебники, флипчарты, презентации, программные обеспечения, виртуальные лабораторные);
  • Компьютер, как средство учета и мониторинга знаний учащихся – обработка данных и ведение мониторинга качества знаний и умений (программа Excel);
  • Компьютер, как средство развития творческого мышления и интеллекта – программы для создания сложных работ;
  • Компьютер, как средство обработки информации (материалы, позволяющие самостоятельно работать с информацией);
  • Компьютер, как средство поиска информации – поиск информации через поисковые системы Интернет, электронные энциклопедии.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ в образовательном процессе расширяет возможности для творчества, как в процессе обучения, так и развития обучаемых. Обучение становится более индивидуализированным.

Необходимо также отметить, что информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских, информационных, коммуникативных навыков учащихся, а учителя стимулируют к освоению исследовательских проектных методик.Учитель современной школы должен непрерывно повышать уровень своей квалификации в области педагогических, информационных, Интернет технологий, так как учебные материалы нового поколения будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ресурсов сети Интернет в учебном процессе.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. – М.:Просвещение, 2002.
  2. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров. 2002.
  3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.- М., 2004.
  4. Громова О.К. «Информационные технологии творчества. //БШ № 12, 2001
  5. Дидактические основы компьютерного обучения.- Л., 2006.
  6. Машбиц В.В. Психолого – педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 2005.
Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *