Урок физики в 7 классе «Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр»
Кениг Светлана Анатольевна
учитель математики и физики КГУ «Ставропольская средняя школа»
Казахстан, СКО, район имени Габита Мусрепова, с. Ставрополка
https://youtu.be/q8gLtSJBZbc
Цель: усвоение учебного материала 63% учащихся по средством самостоятельной поисково-творческой работы. Выработка устойчивой положительной мотивации и рефлексии у детей на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета, как критерию успешного человека.
Задача: выполнение технологического регламента.
Планируемый результат: достижение цели.
Ход урока.
- Орг. момент: мотивация учащихся
- класс-команда и успешность в жизни
- объяснить порядок работы по карте УУ2
- слово лидеру класса
1 этапа урока
- Перекрёстный опрос – опрос по домашнему заданию “Водопровод”
- Назовите компоненты, входящие в состав водопровода. (водосборник, насосы, отстойники, фильтр, водонапорная башня, резервуар чистой воды на башне)
- Расскажите, как снабжали водой потребителей в Древнем Египте? (В Древнем Египте подземная вода из глубоких колодцев поднималась водоподъемниками и по керамическим и деревянным трубам подавалась потребителям)
- Где ещё использовался водопровод с деревянными трубами в конце XVII века? (В конце XVII века водопровод с деревянными трубами использовался в Западной Европе в Париже)
- Когда появился первый водопровод в Алмааты и из чего он был сооружен? (Первый водопровод в Алмааты появился в октябре 1902 года и был построен он из дерева)
- Какое новшество внесли в строительство водопровода в 1935 году? (В 1935 году в строительстве водопровода использовались железобетонные и керамические трубы)
- Что было обнаружено в X-XII веках в результате археологических раскопок? (Археологические факты доказывают существование в Казахстане водопровода из обожженной керамики)
- Объясните принцип работы водопровода. (На вершине высокой башни устанавливается большой сосуд для накопления воды. От него протягиваются трубы к домам, к потребителям. Концы труб в домах и квартирах закрываются кранами. Давление в кране равно давлению столба воды высотой, равной разности высот крана и свободной поверхности воды в баке. Это давление бывает значительным, поскольку водонапорная башня устанавливается на самом высоком месте города или села)
- На каких свойствах основан принцип работы водонапорной башни? (Принцип работы водонапорной башни основан на свойствах сообщающихся сосудов.)
- Что не по силам водопроводу? (Водопровод не может подать воду на высоту, превышающую высоту свободной поверхности воды в сосуде водонапорной башни)
- Какой путь преодолевает вода прежде чем попасть в сосуд, установленный на водонапорной башне? (Вода проходит следующий путь, прежде чем попасть в сосуд -водосборник, насос, отстойник и фильтр)
По результатам перекрестного опроса выставляется первая отметка по качеству ≥ или ≤ 63% для 1 этапа урока.
2 этап урока.
Организация восприятия:
Первая критическая точка: Мой план изложения новой темы урока:
- Раскрыть понятие атмосферное давление.
- Привести примеры по обнаружению атмосферного давления.
- Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли и его опытная установка.
- Выводы Торричелли.
- Единицы измерения атмосферного давления.
- Атмосфера давит, а мы все целые. Почему?
- Прибор для измерения атмосферного давления.
- Строение барометра.
- Принцип работы барометра.
- Чтение текста учащимися (общее время -10 мин. По истечению 5 мин. ученики поднимают руку и называют опорное слово по теме урока. Если названное слово совпало с учительским, то в МПМ в ячейку ученика ставится +. После совпадения продолжает читать и больше не поднимает руку. Если нет совпадений, то ученик дальше продолжает читать и называть слова пока не заработает + или пока не закончится общее время)
21 опорное слово:
- атмосфера
- давление
- слои
- Торричелли
- трубка
- стеклянная
- 1 метр
- ртуть
- 76 мм.
- изменения
- погода
- мм.рт.ст.
- барометр
- анероид
- гофрированная
- коробочка
- пружины
- механизм
- рычаги
- указатель
- шкала.
По результатам проведения самостоятельного чтения выставляется норма ≤ или ≥ 63% для 2 этапа.
3 этап:
Организация осмысления: На доске остаются 7 слов для запоминания. Общее время на запоминание 30 сек. По истечению времени слова закрываются и учащимся дается общее время (30 сек) на воспроизведение этих слов в тетради. После истечения времени идет обмен тетрадями среди учеников и взаимопроверка. Кто написал 7 слов получают + в МПМ. Результат выборочно проверяется. За фальсификацию ответов получают оба ученика – в МПМ.
- атмосфера
- давление
- Торричелли
- трубка
- слои
- ртуть
- погода
По результатам проведения работы выставляется норма ≤ или ≥ 63% для 3 этапа.
4 этап:
Первичная проверка понимания – перекрестный опрос. Этап проводится по МПМ. За каждый правильный ответ ученик получает + в МПМ в свою ячейку, за не верный ответ –
- Почему давление воздуха на землю называется атмосферным? (Атмосфера состоит из нескольких слоев. Притягиваясь к земле её верхние слои оказывают давление на нижние. В самом нижнем слое давление самое большое)
- Какому закону подчиняется атмосферное давление? (Атмосферное давление подчиняется закону Паскаля)
- Объясните почему резиновая пленка при выдвижении поршня затягивается во внутрь воронки? (После того, как откачали воздух из воронки, давление в ней уменьшилось и под воздействием внешнего атмосферного давления пленка вогнулась внутрь)
- Объясните, за счет чего вода поднимается по сосуду вверх при поднятии поршня в этом сосуде? (Происходит это потому что атмосфера давит на поверхность воды. По закону Паскаля вода передает это давление снизу вверх. Так атмосферное давление поднимает воду вслед за поршнем)
- Назовите имя и фамилию ученого, который изучал атмосферное давление в XVII веке? (Эванджелиста Торричелли)
- В чем заключается опыт поставленный Торричелли? (Стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполняют ртутью. Затем, плотно закрыв другой конец трубки, переворачивают её, опустив открытый конец в чашку со ртутью. Из трубки при этом выливается лишь небольшая часть ртути. В трубке же остается столб ртути высотой 760 мм, что принято за нормальное атмосферное давление)
- Какая гениальная мысль пришла в голову ученого? (Столб ртути удерживается атмосферным давлением. Изменение атмосферного давления зависит от изменения погоды)
- Объясните, почему атмосфера не раздавила ни одного человека на земле? (Сила, с которой давит на нас атмосфера распределена по всей площади поверхности нашего тела и атмосферное давление уравновешивается внутренним давлением нашего организма)
- Назовите числовое значение нормального атмосферного давления. (760 мм.рт.ст или 105 Па)
- Какой силе тяжести соответствует нормальное атмосферное давление? (Силе тяжести тела массой 10 тонн)
- Как называется прибор, измеряющий атмосферное давление? (Прибор измеряющий атмосферное давление это барометр -анероид)
- Что означает перевод с греческого языка словосочетания “барометр – анероид”? (Перевод означает “безжидкостный”)
- Перечислите обязательные компоненты входящие в устройство барометра. (В устройство барометра входит металлическая гофрированная коробочка, пружины, механизм рычагов, указатель и шкала)
- С какими явлениями связано атмосферное давление? (Атмосферное давление связанно с атмосферными явлениями)
- Почему в наше время не используется барометр Торричелли? (Переносить и использовать барометр Торричелли тяжело, неудобно и очень опасно, так как пары ртути ядовиты)
По истечению проведения данного этапа урока можно бросить “Спасательный круг” тем ученикам у кого два минуса в МПМ. Задаются вопросы, если ученик отвечает, то минус исправляется на + в МПМ.
Вторая критическая точка: Раскрыть проблемные зоны, образовавшиеся при изучении новой темы.
По результатам проведения работы выставляется норма ≤ или ≥ 63% для 4 этапа.
5 этап: Организация первичного закрепления. Взаимотестирование. Учащимся дается 2 минуты на составление одного тестового задания с тремя вариантами ответов. Затем происходит взаимотестирование. Ученик вызывает на тестовую дуэль другого ученика с помощью МПМ (произносит не имя ученика, а кодированную ячейку). Задается вопрос, при верном ответе отвечающий получает +, а задающий – в МПМ. Если ситуация наоборот, то задающий +, а отвечающий – в МПМ.
Третья критическая точка: раскрытие проблемных зон по результатам тестирования (1-2 мин).
Разрешается “Спасательный круг” тем учащимся, у которых два минуса. Задается три вопроса каждый из них имеет право поднять руку ответить и исправить – на + в МПМ.
По результатам проведения взаимотестирования выставляется норма ≤ или ≥ 63% для 5 этапа.
6 этап: Анализ. Проводится ТСЗ по изучаемой теме. Слова пишутся разборчиво не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами. Норма для 7 класса 63 слова за 5 мин. Кто справился с нормой получает + в МПМ, кто не справился – в МПМ.
По результатам проведения ТСЗ выставляется норма ≤ или ≥ 63% для 6 этапа.
Четвертая критическая точка: По результатам урока определяются проблемные зоны в теме, которые учитель еще раз проговаривает и раскрывает в течение 1-2 мин. Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по общему количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы на каждом этапе урока и мотивирует их на работу по устранению имеющихся проблем.
Подводится итог урока: Норматив выставления оценок в журнал:
+ 6 и 5 оценка 5 на уроке получили 5 учеников из 8 присутствующих
+ 4 оценка 4 на уроке получили 1 учеников
+ 3 оценка 3 на уроке получили 2 учеников
+ 2 оценка 2 на уроке никто не получил
Урок успешен если оценку 5 получит 63 % учеников класса.
Наш урок прошел успешно, % качества на уроке равен 63%.
Домашнее задание: § 39 читать, упр. 21 (
2 задание) письменно.