«Великие географические открытия конца XV- начала XVI веков»


Абдрахманова Зарина Акановна

учитель Средней школы №1 г. Степняк

Цель:

– сформировать понятие ВГО;
– раскрыть причины ВГО;
– познакомиться с выдающимися мореплавателями нового времени;
– охарактеризовать последствия ВГО;

– привить интерес к изучению истории;

– продолжить развивать навыки работы с учебником, картой, в группах.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: интерактивная доска, карта мира, контурные карты, глобус.

План.

  1. Причины Великих географических открытий.
  2. Народы Америки в XV веке (инки, майя, ацтеки).
  3. Великие географические открытия (Христофор Колумб, Васко да Гама, Бартоломеу Диаш, Фернан Магеллан)
  4. Значение географических открытий.

Ход урока.

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Новая тема.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать очень интересную тему. Прочтите ее, пожалуйста, на доске (слайд 1). До того как мы перейдем к ее изучению давайте ознакомимся с целями нашего сегодняшнего урока (слайд 2).

С этой темой вы наверняка уже сталкивались на уроке географии. Что вы мне можете рассказать из того, что вы уже знаете? (ответы учеников)

Великие географические открытия – условный, принятый в литературе (главным образом исторической) термин для обозначения крупнейших географических открытий, сделанных европейскими путешественниками в конце 15 — начале 16 вв. (слайд 3).

С первой половины XV  века в западноевропейских странах начал распадаться феодальный строй. Появились крупные города, были усовершенствованы орудия труда, возникли крупные промышленные предприятия, возросло производство товаров, оживилась торговля. Денежный оборот способствовал дальнейшему развитию торговли.

Какие виды торговли вы знаете? (ответы детей). Это меновая торговля и денежная. Для меновой торговли характерен бартер. А для того чтобы производилась денежная торговля соответственно необходимы были деньги, которые в то время делали из металлов. Это золото и серебро. Для чеканки монет требовалось все больше золота и серебра. Так же для производства товаров необходимо было дешевое сырье, которого в Европе было недостаточно. Все это вместе привело к тому, что европейцы стали искать новые земли, где они могли бы беспрепятственно получить все необходимое. Это и стало причиной Великих географических открытий (слайд 4).

В Европе были распространены слухи, что несметными сокровищами сказочно богаты Индия и страны Восточной Азии. Для того чтобы попасть туда в XV веке стали строить быстроходные корабли – каравеллы (слайд 5).

Великие географические открытия привели европейцев к знакомству с народами Америки, такими как инки, майя и ацтеки (слайд 6).

Предки современных индейцев 25-30 тысяч лет назад через Берингов пролив пришли из Азии на Американский континент. Преобладающая часть населения занималась охотой и рыболовством. Они не умели приручать животных, лошади у них не водились. Лишь на севере у них были приручены собаки, а на юге – ламы. Орудия труда индейцы изготавливали из дерева, камня и бронзы. Жили они в условиях первобытнообщинного строя.

Выступление детей, получивших опережающее задание.

Ученик 1 – «инки» (слайд7).

Ученик 2 – «майя» (слайд8).

Ученик 3 – «ацтеки» (слайд9).

Великие географические открытия связывают с именами Христофора Колумба, Васко да Гама, Бартоломеу Диаша и Фернана Магеллана (слайд 10).

Сейчас вы разделитесь на четыре группы. Вам необходимо будет, на предоставленных контурных картах, обозначить время и маршруты путешествий великих первооткрывателей. А также определить значение данных путешествий. Первая группа работает с Христофором Колумбом, вторая – Васко да Гама, третья – Бартоломеу Диашом, четвертая – Фернаном Магелланом. Затем у доски вы представите свою работу.

Значение великих географических открытий велико. Однако, как и у любого события у него есть как положительные, так и отрицательные моменты. Давайте попытаемся их вместе выделить (слайд 11).ВГО стали толчком для бурного развития торговли, установились прочные связи между материками. В Европу из Америки завозились кофе и табак, из Азии – золото, серебро, чай. Географические открытия и колониальные захваты способствовали росту и развитию производства товаров в Европе. А для народов Америки, Азии и Африки это стало началом колониального ига.

III. Закрепление (на листочках необходимо отвечать ДА или НЕТ). Затем проанализировать ответы.

  1. ВГО берут свое начало в конце XVI века (НЕТ, конец. XV в.).
  2. Каравеллы это быстроходные корабли (ДА).
  3. Майя проживали на территории современного Перу (НЕТ, они проживали на полуострове Юкатан, в Перу проживали инки).
  4. Америго Веспуччи доказал, что Колумб открыл новый материк (ДА).
  5. На севере Америки были приручены лошади (НЕТ, там были приручены собаки, а лошадей на территории Америки не было).
  6. IV. Рефлексия.

– что из того, что мы сегодня прошли, вам уже было знакомо?

– что вы узнали нового?

– смогли ли вы понять причину ВГО?

  1. V. Домашнее задание. Параграф 29. Поработать с картой. Выучить имена и маршруты путешествий великих первооткрывателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *