Открытый урок-игра « Развитие вокально-интонационных навыков у детей 1 класса, средствами игровых и здоровьесберегающих технологий»


Абилгазинова Галия Ерсаиновна
преподаватель по классу вокала КГКП «Детская школа искусств п.Топар» Абайский район, Карагандинская обл

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

 

Пояснительная записка

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать?

Крайне важно на самых ранних стадиях обучения вокалу зажигать в каждом ученике интерес. Давно замечено, что у человека остается в памяти,  когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе. Одна из форм таких уроков является игра.

Урок-игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации.

Основная цель игры – поднять интерес учащихся  и тем самым повысить эффективность обучения.

Игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Для учащихся урок-игра – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя урок-игра, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Успешность урока-игры зависит от изобретательности учителя, его умения придумывать новые игры и трансформировать уже имеющиеся для обучения разным навыкам и умениям применительно к условиям конкретного класса.

 

Цель: Использование игровых и здоровьесберегающих технологий для развития вокально-интонационных навыков учащихся.

Задачи:
Образовательные:

Формировать у учащихся навыки правильной работы певческого аппарата,

навыки использования дыхания в пении;

Дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;

Научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение).

Развивающие:

Создать условия для развития эмоциональной сферы;

Развить творческую фантазию, воображение;

Активизировать слуховое восприятие;

Развить чувство ритма.

Воспитательные:

Воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;

Сформировать навык общения в группе детей;

Расширить музыкальный кругозор;

Воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.

Тип урока:

Урок-игра

Оборудование и материалы:

просторное светлое помещение;

фортепиано;

синтезатор;

зеркало;

ноутбук.

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Сопоставление попевок, различных по характеру;

Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

Представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

Юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Утверждение радости на уроке.

Личностно-ориентированные общение – учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.

Психологически-комфортная атмосфера – эмоциональное удовлетворение, право учиться на успех.

 

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие детей и гостей.
Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки, педагога, ободряющей голосовой интонацией

Педагог:

Күн сияқты күлімдейік

Бірімізге біріміз.

Күлім дейік  қонақтарға!

Сәтті болсын күніміз!

-Сабаққа дайынбыз ба?

-Ендеше бастайық

– Я рада приветствовать на нашем занятии гостей, а также своих   учениц.

С вами сегодня снова я, ваш педагог по вокалу Галия Ерсаиновна.

– Наше занятие по традиции я предлагаю начать с упражнения  «Снежный ком».

Передавая скрипичный ключ по кругу, мы будем желать друг другу хорошие слова.

-Я желаю всем ясных улыбок.

-Я желаю добрых слов.

-Я желаю радостного общения.

-Я желаю солнечного тепла.

-Я желаю успехов.

-И конечно же всем хорошего настроения.

– Надеюсь, что урок пройдет позитивно и интересно, потому что тема нашего урока «ПОЕМ, ИГРАЯ»

 

Педагог (обращаясь к детям):

– На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом. Девочки, скажите, что является самым важным в пении? (Предполагаемый ответ учащегося: Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.)
Педагог:

– Верно. Все это является очень важным в процессе пения.

– Сегодня на уроке мы поработаем

-над дыханием,

-над артикуляцией,

-пропоём распевки,

-проговорим скороговорки,

-поиграем с ритмом.

– Итак, встали свободно, сняли всё своё напряжение, выбрали удобную позицию ног. Начали.

 

 

 

Давайте выполним дыхательные упражнения.

1упражнение. «Задуваем свечу».

Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. На каждый вдох обратите внимание, как раздвигается грудная клетка, а на выдох выпускайте воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу.

2 упражнение. «Считалочка».

Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты.

3 упражнение. «Собачка».

Представляем, как дышит собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи-выдохи.

Педагог:

– Для того, чтобы иметь хорошую дикцию, должны быть задействованы все органы речевого аппарата.  В формировании звука, он весь должен активно работать. А что мы знаем про артикуляцию? (ответы детей)

Педагог:

– Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

– А теперь давайте сделаем упражнение на артикуляцию.

1. А-О-У-Ы. Широко открываем рот и растягиваем губы, как при произношении звука «А», затем немного округляем, как при произношении звука «О» и вытягиваем вперёд трубочкой «У». Завершаем движение открытой улыбкой, как при произношении звука «Ы». Сами звуки при этом не произносим. Выполняем движения подряд с максимальной амплитудой.

2. Улыбка-Трубочка. Смыкаем губы и максимально вытягиваем их вперед трубочкой, затем максимально растягиваем, как при улыбке. Губы остаются сомкнутыми.

3. Забор. Повторяем первое упражнение, но при растяжении губ, полностью обнажаем зубы.

4. Пятачок. Вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, затем вверх-вниз и вращаем по кругу. Стараемся, чтобы щеки при этом не двигались. Напрягаться, прежде всего, должны мышцы губ.

5. Сытый хомячок.

Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем по рту шарик.

6. Шпага. Поочерёдно тыкаем в щёки языком, как шпагой. Движения языком резкие, как в верхнюю, так и в среднюю и нижние части щеки. Щёки при этом растягиваются.

7. Жевачка. Жуём язык, как жевачку, губы сомкнуты.

8. Лошадка. Притягиваем язык к нёбу и щёлкаем языком. Цокаем языком, как лошадка стучит копытами по мостовой.

Педагог:

– Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата.

А теперь, я предлагаю вспомнить скороговорки и поработать над дикцией. Ведь дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста.

1.  «Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку
Рак за руку Грека цап» – (в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.)
2.  «Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть» (в скороговорке отрабатывается правильное произношение шипящих, а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.)

3. «Говорила сорока сороке –

«Я как рыба молчу на уроке» -(повторим скороговорку в различных образах и с эмоциями – радостно, вопросительно, утвердительно, грустно, удивительно.)
Педагог:

– Для того, чтобы красиво петь, необходимо не только учиться управлять своим голосом, но и развивать чувство ритма. А сделать это очень просто. Нужно больше двигаться под музыку, обязательно в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки!

Ритмические упражнения.

1упражнение

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

2 Упражнение «Хор часов»

Вам нужно изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизированном двухголосии. В зависимости от ритма меняется характер музыки. 1 группа произносит низким голосом «бом-бом», а 2 группа- высоким голосом «тики-тики»

3 упражнение «Передай ритм»

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник (стоя впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

Педагог:

– Скажите, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
(Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки).

Педагог:

– Совершенно верно. Именно вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
А для распевок на сегодняшнем уроке мы отправимся с вами в необычный зоопарк.А на чем мы поедем? (ответы детей – на машине!) Запрыгивайте скорей в машину! Заводи мотор!

1. Упражнение «Моторчик»-(Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон.)
Педагог:

– И первое животное, которое нас встречает – корова.  Давайте поздороваемся с ней на её же языке.

2 Упражнение «Му»

А сейчас давайте пободаем  друг друга. Поставили рожки, повернулись друг к другу.

-М-М-М -МУ…..   (распеваться с закрытым ртом с помощью звука «м…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы).
Педагог:

– Слышите,  кажется к нам приближается лошадка.

3 Упражнение «Лошадка»

-Давайте встретим её. (закрытое цоканье языком). Кажется она прошла мимо нас. (открытое цоканье языком).

Педагог:

– Вам нравится наш зоопарк? (ответы детей)

– А кого бы вы еще хотели увидеть в зоопарке (ответы детей)

-А давайте с ними  попоем? Сначала  высокие ноты, а затем низкие.

4 Упражнение «Высоко и низко»

-Высоко поет медведь, низко поет медведь, (тигренок, орел и т. д) (Это упражнение для развития у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)

Педагог:

-Мне кажется, нам пора отдохнуть немножко. Вы согласны? (Ответ детей)

-Давайте присядем и по мечтаем? (Дети мечтают о море)

Распевка

-Море моё. -Волны мои. -Рыбки мои. -Солнце моё. (В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе – будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром – подвижность.)

Педагог:

-Ну чтож, отдохнули.

Тогда, я  возьму  волшебную палочку и мы поиграем в превращения. (Взмах палочкой, произнесение волшебных слов, дети играют того или иного героя и поют дуэтом, при этом использует  такие средства выразительности – интонация, мимика, пластику, пантомимика)

1 распевка.  «Лиса и воробей»

Лиса: Тихо, тихо подкрадусь до тебя я доберусь.

Воробей: Не поймаешь ты меня, вижу рыжая тебя.

2 распевка. «Кот и мышка»

Кот: Спускайся не бойся не трону тебя

Мышка: Ах серый хитрец не обманешь меня

3 распевка: «Стрекоза и рыбка»

Стрекоза: Что сидишь ты там на дне, выходи летать ко мне

Рыбка: Ах летать я не могу, просто плаваю в пруду.

 

 

Заключительная часть, подведение итогов:

Педагог:

-Сегодня вы работали на уроке активно, с интересом. Грамотно отвечали на вопросы и пели. Показали свои знания и навыки на «отлично».

-Вам понравился наш зоопарк? (Ответы детей)

-Вы рады, что побывали в нем? (Ответы детей)

 

В нашей Республики есть еще множество мест, которые посещают дети: цирк, атракционы, аквапарки, кинотеатры, где  каждый ребенок может почувствовать, себя счастливым.

Педагог

-Вы счастливые дети?

Дети

-Біз бақытты баламыз!

Педагог

Давайте закончим наше занятие маленькой распевочкой, «Біз бақытты баламыз!», которую нам помогут спеть наши гости.

(Дети раздают слова распевки гостям)

Распевка: «Біз бақытты баламыз!»

-Байтақ біздің даламыз,

Билеп ән де саламыз.

Егеменді елімде,

Біз бақытты боламыз.

Эй- эй, эй -эй

Біз бақытты боламыз.

 

Педагог.

Наш урок окончен. Сауболыңыздар!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *