Использование информационных технологий на уроках физики


Ряснянская Наталья Григорьевна
учитель физики г.Караганда  КГУ «Школа-лицей №101»

Информационные технологии открывают большие возможности в различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных.

Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:

·         на этапе предъявления учебной информации учащимся;

·         на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

·         на этапе повторения и закрепления усвоения знаний (навыков, умений)

·         на этапе промежуточного контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

·         на пути коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Информационные образовательные технологии, на мой взгляд, действительно являются эффективными,  при их использовании необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.

Информационные образовательные технологии применяются в  зависимости от учебных целей и ситуаций.

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.

Физика заключает в себе большие возможности показать ученикам новое, что может поразить и удивить их. Это: «Сила тяжести на других планетах», «Изменение объёма при плавлении и отвердевании», «Закон всемирного тяготения», «Природа электропроводности различных сред» и т. д. Для этого чтобы заинтересовать ученика учебным  материалом, следует преподнести новую информацию, так чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы.

Основным активизирующим моментом следует считать положительный настрой на урок, я этап усвоения нового материала начинаю с красочно оформленной презентации, которая демонстрируется со стихотворными вставками. Например:  при изучении в 8-х классах темы «Испарение и конденсация» показываю на слайдах (ручей, реку, море, океан, туман, облака, дождь). Озвучивание слайдов провожу в стихотворной форме: «Вода появляется из ручейка, ручьи по пути  собирает река» и так далее всё о  круговороте воды в природе, а этот процесс состоит из явлений испарение и конденсация.

Красочно оформленную презентацию подготавливаю с помощью Microsoft PowerPoint.  Использование художественного слова пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю физики предоставляется ещё одна возможность для эстетического воспитания школьников.

При изучении нового материала для постановки проблемных  вопросов, использую компьютерный эксперимент из интерактивного учебника  «Физика в картинках»  издательство «Физикон». На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации.

Интерактивный учебник «Физика в картинках» применяю также при изучении тем «Тепловые двигатели», «Электрические явления», «Электрический ток». Физика- наука экспериментальная, и для учителя в готовых электронных программах особый интерес представляют интерактивные модели, позволяющие провести изучение явлений, которые не могут демонстрироваться в условиях школьного физического кабинета (явления микро мира, быстро протекающие процессы, опыты с рядом приборов). Кроме того, на компьютере можно менять условия протекания процессов (хотя и по ограниченному ряду параметров).

Провожу своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем  рассчитываю его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. При обобщении материала урок физики можно провести в мультимедийном кабинете, используя компьютер и как помощника при повторении теории и как средство контроля знаний и для проведения экспериментов.

Мультимедийные уроки – это важное средство для активизации познавательной деятельности учеников и повышения их интереса. Использование в процессе проведения занятий графической, аудио- и видеоинформации, компьютерных моделей процессов.

Использование образовательных ресурсов, размещенных на центральном сервере учебного заведения, в образовательной среде региона и сети Интернет.

Красочно оформленные слайды, использование анимационных и музыкальных эффектов привлекают учащихся, и дает им возможность самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

При повторении материала, учащиеся индивидуально или группой 2-3 человека,  готовят  проект – презентацию по пройденной теме, используя  дополнительную литературу или Интернет.

Активное использование компьютера, осуществляется на уроках лицейского компонента. Это дополнительный урок по решению задач, программа рассчитана на 34часа, называется «Физика в графиках». Уроки мы проводим в мультимедийном кабинете, осваиваем применение компьютера на уроках физики при решении задач. Компьютер предоставляет возможность использования абстрактно-логической наглядности (в форме чертежей, таблиц, графиков, диаграмм). Сталкиваемся с затруднениями в организации учебной работы данного вида. Во-первых, мультимедийный кабинет  оснащён   15 компьютерами и для проведения занятия   классы приходится делить на две группы учащихся и с компьютером работает только одна группа. Вторая группа работает с задачником в другом кабинете. На следующий урок группы меняем.  Во-вторых, нет специальных задачников, и приходится подбирать условия задач.

Следует отметить, что компьютер позволяет учителю использовать мультимедиа для достижения более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся.

Использование  мультимедийных пособий на уроках физики способствует развитию творческих способностей ученика и повышает эффективность образовательного процесса.

Основная трудность, с которой сталкивается учитель физики при внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, – недостаток методических материалов с показом различных способов использования данного программно – педагогического средства.

В программе для  10 – 11 классов  рекомендовано  «Компьютерное моделирование процессов на уроках физики».

Компьютерное моделирование подразумевает создание виртуальных моделей систем или процессов посредством компьютерных технологий.

Компьютерное моделирование находит широкое применение в преподавании физики не только как средство, моделирующее математическими методами физические процессы и явления, но и как современное средство наглядности в сочетании ее абстрактно – логической стороны с предметно-образной, как средство математической обработки результатов демонстрационного и лабораторного эксперимента, контроля и самоконтроля знаний учащихся.

Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов.

Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран графики временной зависимости величин, описывающих эксперименты, причём графики выводятся на экран одновременно с отображением самих экспериментов, что придаёт им особую наглядность и облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов. В этом случае графический способ отображения результатов моделирования облегчает усвоение больших объёмов получаемой информации. Для этого в работе используем инновационное интерактивное оборудование.

Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс, использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения физики будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

Список используемой литературы:

1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании,- М,: изд-во РАО.,1994,- 228 с.

2.Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии.- М. Народное  образование,1998

3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики – М., Просвещение,1983.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *