Методические рекомендации для организации занятий  со школьниками, имеющими отклонения в здоровье


Шкадюк Галина Владимировна
 Учитель физической культуры
 КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 83 им. Габидена Мустафина» г. Караганда

Этот мир так же разнообразен и прекрасен, как мир искусства, в котором, как известно,  ничего не добьешься без труда:  даже чтобы просто оценить произведения музыки, живописи, скульптуры надо обладать определенными знаниями в этой области.

Нужно ли ныне доказывать, что физическая культура – часть общей культуры народа, и поэтому отношение к ней  с первых дней занятий должно быть уважительным и серьезным?

Методические рекомендации рассчитаны на занятия со школьниками, имеющими отклонения в здоровье кратковременного  характера. Было бы хорошо прежде, чем приступить к выполнению занятий и комплексов упражнений, проконсультироваться с врачом, заглянуть в дополнительную литературу по соответствующему диагнозу. Данный материал  адресован учителям физической культуры, инструкторам, специалистам по лечебной физкультуре, в нем  представлены комплексы упражнений, которые в той или иной степени смогут ликвидировать  отклонения  в здоровье школьника.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную  гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения  воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются прочными,   увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения.  Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать  с дополнительной нагрузкой  сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности  человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы.

Если же мышцы бездействуют – ухудшается их питание, уменьшается объем и сила, снижается эластичность  и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. У физически тренированных лиц  по сравнению с нетренированными,  наблюдается лучшая переносимость   кислородного голодания.

Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма. При многих заболеваниях правильное варьирование физической нагрузки замедляет развитие болезненных процессов,   и способствуют более быстрому процессу восстановления нарушенных функций. Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

В основе механизма действия физической нагрузки на организм лежит принцип упражняемости – постепенное и систематическое выполнение упражнений. Величина физиологической нагрузки при занятиях физическими упражнениями зависит от множества разнообразных факторов, но она всегда должна соответствовать возможностям занимающихся, а главное – состоянию здоровья.  Для повышения нагрузки следует увеличивать число упражнений, количество повторений и темп их выполнения. Сократить паузы между ними и шире использовать дыхательные упражнения.

Нагрузка  может считаться правильной, если после выполнения упражнений чувствуется прилив бодрости, энергии. Появление  чувства  усталости, желание отдохнуть после занятий свидетельствует о передозировке нагрузки. Нагрузку следует постепенно повышать от начала к середине занятий и так же постепенно снижать от середины к концу их. Занятия полезно заканчивать водными процедурами (обтирание, душ и пр.), после чего необходимо растереть тело грубым полотенцем до ощущения теплоты.

До начала и по окончании каждого занятия необходимо учитывать самочувствие (отмечая степень разнообразных болей, усталости, появление или усиление сердцебиения, одышка  пр.). Данные самоконтроля целесообразно заносить в специальный  дневник или журнал.

Практический совет для родителей, инструкторов, педагогов. Купите, общую тетрадь, красивый блокнот или записную книжку – пусть это будет подарком ребенку. Посоветуйтесь с ним, как назвать ее «Дневником самоконтроля», а может быть «Книгой рекордов» или просто «Мои достижения». В любом случае туда можно будет заносить все о самочувствие ребенка, его исходные данные – рост, вес, окружность груди и т.д., показатели физического развития, достигнутые результаты. А они обязательно будут – пусть и не очень большие. Такие дневники, если они ведутся на протяжении школьных лет, действительно дадут полную картину развития растущего организма и изменений в здоровье ученика.

ОЖИРЕНИЕ

Обязательным условием     достижения  положительного результата  в профилактике тучности является сочетание физических упражнений с ограничением  питания.

1.     Ходьба спокойная. С растиранием ладонями грудной клетки. Живота. Поясницы. 1-2 мин.

2.     И.п.(исходное положение) – о.с.(основная стойка) Одновременное сгибание рук с напряжением и свободное их вытягивание вперед, в стороны, вверх. При сгибании – вдох, при выпрямлении – выдох. Т.С.(темп средний)12-16 раз.

3.     И.п. – стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Боковые движения тазом вправо – влево. Т.С.6-10 раз. Дыхание свободное.

4.     И.п. – то же. Движения тазом  вперед – назад, как можно с  большей амплитудой. Т.С. 6-10 раз.   Дыхание свободное.

5.     И.п. – стоя, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Круговые движения руками с максимальной амплитудой  вперед-назад. Т.С. 6-10 раз. Дыхание не задерживать.

6.     И.п. – стоя, руки перед грудью, согнуты в локтях. Ходьба с высоким подниманием коленей, с доставанием ими рук. Движения энергичные.  При сгибании бедра – выдох через рот. Движения поочередные, каждой ногой 6-10 раз. Т.С.

7.     Ходьба спокойная – 1-2 мин.

8.     И.п. – сидя на краю стула, руки на поясе. Сгибание и разгибание туловища. Движения энергичные.  При выпрямлении – вдох, при сгибании – выдох. Т.С. 6-10 раз.

9.     И.п. – сидя на стуле, руки полусогнуты, ноги расставлены. Движения боксера с амплитудой больших поворотов туловища.  Таз  не поворачивать, дыхание не задерживать. Т.С. 6-12 раз.

10.  И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклоны вперед с касанием кистью правой руки носка правой ноги, левая рука отведена вверх. Вернуться с И.п.. То же к другой ноге. Наклон сочетать с выдохом, при выпрямлении – вдох. Т.С. 4-6 раз.

11.  Ходьба спокойная с дыханием средней глубины.  1-2 мин.

12.  И.п. – стоя, руки  в кулак опущены вниз. Сгибание рук в локтях с силой и разгибание их с отведением  назад:  задержка в напряженном состоянии на 2-3 сек. Т.С. 4-6 раз.

13.  И.п. – стоя, руки на поясе. Полуприседания с последующим подниманием на носки и напряжением ног в течение 2-3 сек. 4-6 раз.

14.  И.п. – сидя на краю стула. В положении приподнятой и согнутой в коленном суставе ноги – поочередное поглаживание кистями   голени и бедер. Расслабить мышцы 1-2 мин.

15.  И.п. – сидя на стуле, ноги прямые. Разведение и сведение   прямых рук и ног. При разведении – вдох, при сведении – выдох. Т.С. 6-8 раз.

16.  И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. Круговые движения тазом, не отрываясь от стула. При отведении таза назад втягивать живот. Т.С. 1-2 мин.

17.  Ходьба с переходом на спокойный бег (трусцой) на месте или по комнате. При усталости перейти  на спокойную ходьбу. Т.С. 2-5 мин.

 

АРТРИТЫ (полиартриты).

Это – одно из наиболее частых проявлений заболеваний суставов. Характерным является поражение слизистых сумок, связок, сухожилий, особенно в местах прикрепления их к костям. При возникновении боли происходит опухание одного или нескольких суставов, развиваются контрактуры, атрофируются мышцы и т.д.  Деформирующий артроз – хроническое заболевание, относящееся к артритам, в основе его лежит дегенеративный процесс в суставе (повреждается суставной хрящ и по краям сустава появляется костное разрастание).

При деформирующем артрозе не следует бегать, прыгать и выполнять другие упражнения, вызывающие дополнительную  травматизацию (нагрузку) на сустав.

С профилактической и лечебной целью используют средства физической культуры (ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание и др.), закаливание, самомассаж (массаж) суставов (поглаживание, растирание), разминание мышц выше и ниже  расположенного сустава.

1.     Ходьба на месте или по комнате.  Дыхание равномерное Т.С.  30 сек.

2.     И.п. – стоя, руки внизу в «замок». Отведение рук вверх  (вдох)– вниз (выдох).  Т.С. 5-7 раз.

3.     И.П.  – стоя, руки к плечам. Круговые движения руками вперед – назад. Т.С. 5-7 раз.

4.     И.п. – стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед – назад. Т.С. 5-7 раз.

5.     И.п. – о.с.  Подняться на носки – руки вверх, вдох, вернуться в И.п. – выдох. Т.С. 4-6 раз.

6.     И.п. –  стоя, руки на поясе.  Наклоны туловища влево – вправо. Т.С. 7-8 раз в каждую сторону.

7.     И.п. – о.с. Полуприсед, руки вперед. Т.С. 4-6 раз.

8.     И.п. – туловище наклонено вперед, руки свободно опущены вниз. Отведение рук в стороны – вдох. Руки скрестно, обхватив себя – выдох. Т.С. 5-8 раз.

9.      И.п.  – стоя,  боком  у спинки стула. Поочередное поднимание согнутой ноги в колене.  Т.С. 6-8 раз каждой ногой.

10.  И.п. – стоя,  лицом к спинке стула. Поочередный мах ногой в сторону. Т.С. 6-8 раз каждой ногой.

11.  И.п. – стоя, боком у спинки стула.  Маховые движения ногой  вперед-назад  дальней от опоры ногой. Т.С. 6-8 раз каждой ногой.

12.  И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Отведение плеч назад – вдох, наклон вперед, плечи опущены – выдох. Т.С. 4-6 раз.

13.  И.п. – сидя на полу (коврик), ноги врозь. Руки  в «замок» за голову. Повороты  туловища влево – вправо. Т.С. 6-8 раз.

14.  И.п. –   сидя на полу, руки к плечам. Наклон  вперед , руками коснуться ног (вдох), вернуться в И.п. (выдох) Т.С. 6-8 раз.

15.  И.п.- сидя на полу,  руки  на поясе. Поочередное сгибание ног. Т.С. 6-8 раз каждой ногой.

16.  И.п. – сидя на полу,  руки  на поясе.  Согнуть левую ногу в колене и производить сгибание, разгибание и вращение. То же другой ногой. Т.С. 6-8 раз.

17.   Ходьба на месте или по комнате. Т.С. 30 сек. Дыхание равномерное.

ДИСКЕНЕЗИЯ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ (ДЖВП)

Данное заболевание характеризуется стойким функциональным нарушением состояния желчных путей, желчных протоков, их сфинктеров, приводящих к застою желчи. Беспокоят слабая  боль в правом подреберье, а также диспепсические явления в виде ощущения тяжести в животе, отрыжки, чувство горчи во рту.

1.   Ходьба на месте и в движении с высоким подниманием бедра. Дыхание равномерное. Т.С. 1-2 мин.

2.   И.п. – стоя, руки на поясе. Поднять руки вверх, правую (левую) ногу отвести в сторону – вход, вернуться в И.п. – выдох. Т.С. 4-6 раз.

3.   И.п. – стоя, руки согнуты к плечам. Поднять руки вверх, отвести левую (правую) ногу назад, прогнуться – вдох,  вернуться в И.п. – выдох. Т.С. 4-6 раз.

4.   И.п. – стоя, руки вверху. Подтянуть руками левое колено к животу – выдох, вернуться в И.п. – вдох. 6-8 раз.

5.   И.п. – стоя, руки на поясе. Вращение туловища в стороны. По 6-8 раз в каждую сторону. Т.М.(темп медленный)

6.   И.п. – стоя, руки на поясе. Повороты туловища влево – вправо. Т.С. по 4-6 раз в каждую сторону.

7.   Ходьба в присяде. 1-2 мин.

8.   И.п. – сидя, руки на поясе. Поочередное выпрямление ног (вперед) и рук (вверх). Т.С. 5-7 раз.

9.   И.п.- сидя, руки за голову. Поочередное сгибание ног (подтянуть ногу к груди) – вдох, выпрямление – выдох Т.М. 4-6 раз.

10.И.п. – лежа на спине. Поочередно сгибать левую (правую) ногу в коленном и тазобедренном суставах и поднять вверх правую (левую) руку – вдох, вернуться в И.п. – выдох. Т.М. по 6-8 раз каждой ногой – рукой.

11.И.п. – лежа на спине, ноги согнуты  в коленях  и тазобедренных суставах, руки в стороны. Повороты ног влево и вправо. Т.С. по 4-6 раз в каждую сторону.

12.И.п. – лежа, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. Т.С. 5-7 раз.

13.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги приподняты вверх. Диафрагмальное дыхание («подышать» животом). Т.С. 4-6 раз. Отдых 1-2 мин., лежа на спине.

14.И.п. – лежа, на левом боку, левую руку под голову. Отвести правую ногу назад, руку поднять вверх – вдох. Опустить руку и прижать колено к животу – выдох. То же повторить на правом боку. Т.С. 4-6 раз.

15.И.п. – лежа, на левом боку, левую руку выпрямить вперед, правую – на пояс. Мах правой ногой в сторону – вдох, вернуться в И.п. – выдох. То же повторить на правом боку. Т.С. 6-8 раз.

16.И.п. – о.с.  Руки вверх – вдох, присесть, обхватить  колени – выдох. Т.С. 6-8 раз.

17.Ходьба – 1-2 мин. Дыхание свободное.

Для родителей важно понять следующее: в семейном физическом воспитании их роль не должна сводиться к функциям некоего домашнего тренера ребенка. Наставничество и сотрудничество – вот формула успеха в этом деле. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания ребенка в семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *