Пути повышения эффективности знаний на уроках английского языка
Сарбаева Динара Ерболатовна
Студентка 4 курса специальности «Начальное образование», «Учитель иностранного языка начального образования» Павлодарского педагогического колледжа им. Б. Ахметова
Руководитель: Комлева Ульяна Вадимовна
Преподаватель педагогики и психологии
В настоящее время задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку. Современные педагогические технологии такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на активное освоение ситуации социальных перемен, а не на приспособление учащихся к ним.
На уроках английского языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать английский язык.
Проблема повышения эффективности знаний на уроках английского языка в школе в настоящее время особенно актуальна, так как изменения в характере образования всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность.
В своей профессиональной практике целенаправленно стремилась повысить эффективность знаний английского языка с помощью современных методов и технологий преподавания языку, учитывая возраст и уровень обучения учащихся. Изучая пути и средства повышения эффективности и качества урока, определились методы и приёмы интенсивного обучения. Был проведен анализ применения новых технологий на уроках английского языка.
Рассматривая различные методы, приёмы и технологии обучения английскому языку для повышения эффективности знаний самыми действенными из моей практики оказались следующие, это: интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии и игровые технологии.
Интерактивные технологии обучения – это совокупность способов целенаправленного, усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащегося. Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов является «взаимодействие».
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:
– создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
– организации обмена деятельности;
– организации мыследеятельности;
– организации смыслотворчества;
– организация рефлексивной деятельности.
Что касается информационных технологий, информационные технологии – это методы и способы, использующие компьютерные программно-технические средства, отдельные или совокупные информационные процессы и операции для достижения поставленных целей.
Существует пять основных направлений использования информационно-коммуникационных технологий на уроках (по классификации Войтко С.А.):
– использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем;
– создание собственных мультимедийных и обучающих программ;
– создание собственных мультимедийных презентаций;
– использование ИКТ во внеклассной работе;
– использование ресурсов сети Интернет.
Эффективными формами работы с информационно-коммуникационными технологиями оказались следующие:
– в младших классах использовались интерактивные задания «Enjoy English-3», «Enjoy listening and playing» М.З. Биболетовой для 3 и 4 классов;
-для формирования лексико-грамматических навыков во 2-3 классах использовала пособие «Grammar Friends-2», «Tim Ward», «Oxford University Press»;
-использование презентаций для введения нового материала, закрепления и повторения, создания красочного образа;
-просмотр фильмов.
Эффективным методом, способствовавшим мотивации и повышающим интерес к изучению английского языка, стали игровые технологии. Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Существуют различные виды игр: дидактические, лексические, грамматические, фонетические, ролевые, языковые, коммуникативные и т.д.
В процессе проведения уроков английскому языку с учащимися начальных классов в СОШ№43 г. Павлодара применялись различные методы и приемы из выше описанных технологий.
Примерами интерактивных методов обучения стали следующие: использование технологии «Броуновское движение» предполагающее свободное движение учеников по всему классу с целью сбора информации по темам «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом». Параллельно отрабатывались всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получал лист с перечнем вопросов-заданий, например «Узнай, сколько человек в твоем классе любят фруктовое мороженое!» или «Кто сегодня одет в розовую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» для формирования навыка языкового взаимодействие.
Еще одной из форм интеракции примененной на уроке стала игра «Займи позицию». Учащимся зачитывались предложения с ошибкой на тему «There is/are» на утверждение, отрицание и вопрос, ученики должны были заметить ошибку и развёрнуто проаргументировать свой ответ. Данное задание было проведено с целью, узнать насколько учащиеся владеют грамматическим материалом по теме.
Проведенные уроки с использованием тематических презентаций в программе Microsoft Power Point помогли мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, они обеспечили индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.
Для создания игровых ситуаций использовались различные виды игр для осмысленного и продуктивного запоминания материала по английскому языку. С учащимися 2 класса использовалась игра-кроссворд по теме “Семья” для вовлечения учащихся в иноязычную деятельность. Детям предлагалось «поле» в виде сетки, в каждой ячейки которой написана буква алфавита. Среди букв были зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащимся предлагалось прочитать и перевести слова из активного словаря, а затем самостоятельно отыскать среди букв данные слова.
В 3 классе использовалась игра-упражнение «Найди лишнее слово» по теме «Мебель». Данная игра была проведена для того чтобы узнать насколько учащиеся владеют лексическим материалом и переводом слова, так как в игре предусматривалось найти лишнее слово, т.е. не относящееся к данному тематическому ряду.
Таким образом, урок с использованием информационно-коммуникационных, интерактивных и игровых технологий дает возможность обучать учащихся с разным уровнем подготовки, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия ребят в процессе обучения, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия.
На основе дидактических тестов, выполненных учащимися, выявлено процентное соотношение качества знаний на начальном и завершающем этапах использования педагогических технологий. В 4 классе проводились тесты по разделу «Present Simple». Тесты были открытого и закрытого типа, где предполагалось ответить на вопрос, или же выбрать один правильный вариант из трёх предложенных. В каждом тесте предусматривалось 10 вопросов.
На начальном этапе работы с учениками качество знаний составляло 50%. В результате применения технологий, качество знаний повысилось до 85%.
Практика показала, что применение интерактивных, игровых и информационно-коммуникационных технологий усиливает эффективность качества знаний при обучении английскому языку, способствует повышению мотивации к стране и культуре изучаемого языка, создаёт благоприятную атмосферу при погружении в иноязычную деятельность.
Список литературы
1. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие / Павел Викторович Сысоев, Максим Николаевич Евстигнеев.- Ростов н/Д, М.: Феникс : Глосса-Пресс, 2011.
2. Болотина О. Использование игровых технологий на уроках английского языка// http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/using-games/
3. Колкова, М.К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]/М.К. Колкова. – СПб.: КАРО, 2006.