Компетентностный подход в обучении русскому языку и литературе
Карабекова Гульмира Сайлауовна
учитель русского языка и литературы
Школа-лицей №101 города Караганды
Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы и русского языка основное внимание уделялось и уделяется развитию языковой и коммуникативной компетенции.
Компетентностный подход к обучению русскому языку и литературе позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом, коммуникативно, социокультурном.
Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе языковой компетенции, которая предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.
Поэтому в своей работе уделяю вопросам культуры речи и развитию языковой компетенции большое внимание. Источником формирования речевой культуры школьника является не только школа, но и семья, книги, друзья, СМИ, причем, телевидение, интернет – самое массовое и доступное средство информации, активно влияющее на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка. Задача учителя в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных выражений, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. Учащиеся должны уметь выбрать из всего языкового богатства необходимые по смыслу слово или его форму, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи.
Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Поиск новых форм и приемов изучения истории – веление времени.
“Формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны”- это задачи, которые ставит перед нами государство.
Совершенствование системы образования должно, прежде всего, начинаться с совершенствования работы каждого учителя, его подходов к обучению детей. Для этого постоянно необходимо повышать квалификацию, идти в ногу со временем.
Современный учитель не может быть только урокодателем, пришла пора учителю, измениться, поменяться в соответствии с требованиями современности, изменить свои взгляды, подходы, принципы в своей педагогической деятельности. А результатом этих перемен станет новый ученик – “независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях”. А самое главное – ученик научится тому, как учиться.
Современный ученик уже должен уметь без помощи учителя приобретать знания, которые он будет применять в последующем на практике; работать с получаемой информацией; иметь нестандартное мышление, то есть искать рациональные пути для решения поставленных перед ним задач; быть коммуникабельным в социальных группах, уметь адаптироваться в жизненных ситуациях. Задача не из легких даже для нас, учителей, но как показала практика решаемая. Многое зависит в первую очередь от нас самих. Если мы хотим помочь ребенку стать в будущем успешным человеком, то должны изменить не только свои убеждения, но и полностью процесс обучения.
Задача каждого учителя, заключается в том, чтобы вовлечь ученика в познавательную деятельность по своему предмету.
Высший уровень мышления – творческое мышление – формируется при использовании продуктивных методов обучения. Важнейшая задача обучения русскому языку – формирование и совершенствование практических умений и навыков, а они вырабатываются в процессе тренировки, организуемой репродуктивным методом. Значит, широкое применение названых методов на уроках русского языка вполне закономерно. И задача активизаций учебной деятельности при их использовании приобретает особую остроту.
Решение этой задачи в большой степени связано с целесообразным и гибким использованием разных видов работ, приёмов и средств, с помощью которых реализуются методы обучения. Фрагмент урока русского языка в 5 классе «Обобщение по теме: «Лексика» (задания формата PISA ) подтверждают мою точку зрения.
На уроке, как правило, практикую выступления учеников с использованием компьютера, проектора, интерактивной доски. В зависимости от выступления учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.
Для решения обучающей задачи на уроках русского языка и литературы использую презентации, делающие рассказ более насыщенным, иллюстративным. Презентации позволяют вести беседы с учащимися, активно используя возможности интерактивной доски и разнообразие приемов критического мышления. На таких уроках учащиеся актуализируют свои знания, полученные ранее по другим предметам, высказывают предположения, анализируют получаемую информацию, сравнивают, обобщают, делают выводы, тем самым, развивают мышление, память и речь. Несомненно, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения, оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку к уроку. Возможность показать необходимый материал на слайдах решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Уроки русского языка и литературы должны заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе в преподавании русского языка и литературы. Поэтому и существуют разные решения этой проблемы. Как показала практика, хорошо усваивается та информация, которая интересно и познавательно преподнесена учителем. Поэтому на стадии вызова важно заинтересовать, подтолкнуть учеников к получению знании. У них должен проснуться призыв к знаниям. Как это сделать? Я это сделала так урок, организовала с использованием элементов вводных игр, четверостиший.
Список использованной литературы:
1.Послание Президента РК народу Казахстана 2016 года
2. Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
3. Хуторский А.В. «Развитие одаренности школьников» //Научно-методический журнал «Ұстаз» , № 3 – 2006г.
4. Развивающее обучение и подготовка к школе – iddrive.kz