Открытый урок по предмету “Музыкальная грамота на основе занятий в классе перкуссионно-шумового оркестра”
Галушка Мирослава Федоровна
преподаватель отделения общего эстетического развития
КГКП “Детская школа искусств г.Сатпаев”
Тип урока: Комбинированный
Цель: 1.Применение полученных знаний, умений и навыков в практической учебной работе.
- Изучение правописания ноты «фа» и её исполнение на звуковысотных перкуссионных инструментах.
Задачи: Обучающая: систематизировать элементарные знания по музыкальной грамоте; формировать умение и навыки игры на перкуссионных инструментах;
Развивающая: развивать музыкальный и тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память и творческий потенциал;
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, уважения к ближнему, любви к искусству.
Вид урока: Урок практических работ и получения новых знаний.
Методы обучения: Репродуктивные и игровые.
Межпредметная связь : музыкальная грамота, ритмика, слушание музыки, английский и казахский язык, самопознание.
Дидактические средства обучения: Перкуссионные инструменты детского шумового оркестра, фортепиано, интерактивная доска, учебник-тетрадь «Музыкальная радуга – музыкальная радуга для маленьких», цветные карандаши, игрушки.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка качества знаний, умений и навыков.
3.Изложение нового материала.
4.Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков.
- Домашнее задание.
- Здравствуйте дети! (На распев здоровается учитель. Дети отвечают тем же мотивом. Приветствие происходит на русском, казахском и английском языках).
Я очень рада вас всех поздравить с первым месяцем весны. А как же он называется? Правильно. Март. А как называется март на казахском языке? Помните нашу сказку про Новый год? Когда его праздновал Мишка Аю? Ну молодцы! Конечно в марте, в праздник Наурыз.
- Давайте вспомним как шли часики Мишки Аю и часики Заиньки Кояна.
(Учащиеся должны прохлопать и сосчитать в размере 2/4 ритмический ход четвертными и восьмыми длительностями).
Вы так хорошо прохлопали ритм часиков, что в награду я расскажу вам сказку о Колобке. Мне недавно подарили красивую книжку. Ну что? Отправляемся в сказочную страну?
Сказка «Колобок на новый лад или следствие ведёт Бауырсақ!»
И так. Жили-были дедушка Ата и бабушка Аже. Захотел дедушка кушать и говорит бабушке: «Испеки мне, дорогая Ажуся, колобок, но колобок не простой, а колобок Бауырсақ». Тяжело было бабушке, много трудилась она в жизни. Но что делать, любит своего дедушку. Испекла красивый и румяный колобок Бауырсачеқ и поставила на окошко, чтобы остыл. Старенькая бабушка, забыла, что живёт в Сатпаеве – центре Казахстана, где очень жарко и весной и летом. Припекло колобка. Он терпел, терпел, а тогда подумал: «Я же круглый! Чего лежу, бока на окошке жарю?» И покатился. Летит, поёт и думает: «Сейчас Зайца Қояна встречу. Он давно меня скушать хочет». Разогнался, а Зайца нет. «Что бы это значило?» – подумал Колобок. Он уже начал переживать, но вдруг услышал дивные звуки.
(Учитель по очереди играет на перкуссионных инструментах, а дети угадывают их тембр).
Это металлофон, маракасы, ксилофон, трещётка, колокольчик, свистулька и треугольник решили помочь Бауырсақу: «Не переживай круглый, мы будем с тобою».
Побежал наш Колобок дальше. «Может с Волком Қасқыром встречусь и перехитрю его», – подумал наш Бауырсачеқ. Бежит, бежит, а серого не видать. Вместо него погремушки разбросаны. «Может он побежал за Красной Шапочкой?», – задумался Колобок.
Друзья, а как вы думаете, куда побежал Волк? Не знаете? Я тоже. Что же делать? А может вспомним нашу пьесу «Погремушки». На какой нотке-клавише мы её играли? Правильно, на синей. Это нотка «соль». А какими длительностями? Часиками Мишки или часиками Заиньки? Да, часиками Мишки.
Побежал Колобок дальше. Птицы поют, тюльпаны цветут… «Эх, хорошо!», – подумал Бауырсақ и вдруг увидел конверт, а в нём записку: «Кто разлил молоко?» «Что такое, – подумал круглый, – совсем сказку испортили. При чём здесь молоко?»
Ребята, а вы догадываетесь кто разлил молоко? А по каким ноткам?
(Дети поют и играют песенку «Соль-ми-до, соль-ми-до. Кто разлил молоко?»)
«Точно это мог сделать только Рыжий Кот. Наверное, ему надоело бегать от Драконихи по мультику Шрека. Вот он в мою сказку и забрался. Но сейчас не до Кота. Я не знаю что будет, если не увижу косолапого! Мишка Аю где ты?» Наверно Машу понёс к Дедушке и Бабушке. Но вместо рёва медведя Колобок услышал, как кто-то тихо плачет «Ну что опять? Не сказка, а не знаю что. Кому там плохо?» Под деревом сидела кукла. У неё была сломана ножка. Инструменты не могли выдержать её горя и начали плакать вместе с ней.
Друзья, давайте их поддержим, но для этого нам нужно вспомнить, что такое пауза. Помните пьесу «Болезнь куклы»? Мы играли на вторую слабую долю, а на первой доли исполняли паузу, то есть молчали.
(Дети играют пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы» Треугольник и металлофон изображают слёзы, маракасы – вздохи.)
О чудо! Ножка исцелилась! Вот как помогают сочувствие и музыка.
«Теперь уже нужно не бежать, а лететь», – подумал Бауырсачеқ. И вдруг его пухлое тельце подпрыгнуло и действительно полетело. «Что за чепуха?!», – мелькнуло у него в голове. «Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!», – послышалось со всех сторон.
Наверно и нам пора размяться.
(Дети с учителем исполняют «Хохотальную-разминку»)
«Ну и рассмешили!,- хохотал Колобок, не понял, а где Лиса Түлкі?! Это уже слишком! Постойте, опять конверт. Читаю: «Время кушать». Где? Что? Меня скушать?»
- Ребята, давайте опять поможем нашему Бауырсақу. Я знаю одну маленькую песенку, но для того чтоб её спеть, нужно выучить нотку «фа». Откройте тетради. Посмотрите внимательно: нотка «фа» живёт на первом этаже между первой и второй линейкой, а на металлофоне на зелёной клавише. А теперь послушайте песенку: «Фа-фа-ми-ми-ре-ре-до, время кушать нам пришло. До-до-ре-ре-ми-ми-фа, вот весёлая пора». Подумайте, какими длительностями идут нотки: часиками Мишки или часиками Зайчика. Давайте сначала проговорим песенку, тогда прохлопаем её ритм и споём.
- Отлично! Ну а теперь попробуйте подобрать песенку на наших инструментах.
(Дети с помощью учителя подбирают песенку).
Мы совсем забыли про нашего Бауырсачқа. Что же он делает?
Колобок растерянно смотрел вокруг себя: «Ничего не понимаю! Я знаю, что такое ремикс – это старая сказка на новый лад. Но, какой это ремикс когда все звери убежали? Странно: юрта стоит, клоуны скачут. Помощники-инструменты, вы знаете пьесу Д.Кабалевского «Клоуны»? Подыграйте, пожалуйста. Инструменты обрадовались и дружно взялись за работу.
Я, думаю, нам также стоит им помочь. Мы знаем эту пьесу. Давайте вспомним. Она складывается из трёх частей. В первой мы играем ритмом Мишки Аю, во второй средней у всех пауза – молчание, в это время на глиссандо будет солировать ксилофон, а третью исполним ритмом Заиньки Кояна.
(Дети исполняют пьес Д.Кабалевского «Клоуны»)
«Спасибо, дорогие друзья инструменты. Но всё-таки, где же звери?», – опять включил свой мозговой штурм Колобок и покатился дальше. Одного не учёл головастый, что Земля такая же круглая, как и он. Поэтому очень скоро опять очутился в Сатпаеве у дедушки Ата и бабушки Аже. И каково было его удивление, когда он увидел что все звери мирно сидят за столом и пьют душистый чай. Все обрадовались Колобку Баурсачқу, но никто не хотел его скушать. За длительное время, которое живёт эта сказка они стали хорошими друзьями.
Такими, как и все мы. Ой, посмотрите! Наверно мы так сильно понравились Колобку- Баурсачку, что он решил с нами сфотографироваться.
Ну, что ребята? Понравилась сказка? Давайте сложим маракасы в нашу Волшебную юрту. Посмотрите, здесь спрятались Мишка, Зайка и Кукла. А что у неё в сумочке? Ребята! Это подарочки от Колобка-Баурсачка.
- А теперь запомните домашнее задание: дома научить родителей писать нотку «Фа» и петь песенку «Фа-фа-ми-ми-ре-ре-до. Время кушать».
А пока: « До свиданья, дети» (Поёт учитель)
Учитель и дети прощаются на русском, казахском и английском языках.