Концепция гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения


Жалпанова Шолпан Булатовна

Таразский железнодорожный колледж №13

преподаватель химии

     Гражданско – патриотическое воспитание – это создание условий для формирования гражданина – патриота свой Родины, активно проявляющего гражданскую сознательность, ответственность за свой выбор, готовность к созидательному преобразованию действительности, направленность на высшие ценности и нормы общества  и государства осознающего свое национальное  достоинство и духовное своеобразие.

Таким образом, имеется реальная потребность в развитии системы научно-педагогических знаний о гражданско – патриотическом  воспитании  молодежи в поликультурной среде образовательного  учреждения и восполнении пробелов в ее научном  осмыслении, что дает возможность определить цель, объект, предмет и задачи исследования.

Цель исследования – разработка концепции  гражданско – патриотического воспитания  молодежи, раскрывающий методологию, теорию и технологию гражданско – патриотического  воспитательного процесса в поликультурной среде образовательного учреждения на основе системно – деятельностного подхода.

Объект исследования  гражданско – патриотическое  воспитание  молодежи. Предмет  исследования – педагогический потенциал  поликультурной среды образовательного  учреждения, обеспечивающий  повышение  эффективности гражданско – патриотического  воспитания  молодежи.

Новая концепция образовательной  политики Казахстана, направленная на  социальную консолидацию и гражданское единение казахстанского общества, учитывает большую  динамичность развития  общества, быстрые темпы  формирования  молодежи в  образовательном и  личностном аспектах.

Заявив об  ответственности за  воспитание граждан, государство  в лице государственных  органов  рассматривает  гражданско- патриотическое воспитание в широком  социальном аспекте как важнейшее направление государственной деятельности, как составную часть  внутренней идеологической политики страны.

В контексте новых  подходов к пониманию важнейших проблем современного  воспитания молодежи  гражданско –  патриотическое воспитание  сегодня  рассматривается не только на теоретическом уровне, но и как  реальный социально – педагогический феномен, как качественно новое  явление в педагогической науке и практике.

 

В образовательном  учреждении гражданско – патриотическое  воспитание представлена в трех  позициях:

– «ученик своих учителей» (юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм культуры под  руководством  и при  поддержке страшего наставника);

-«гражданин школы» (юный человек, принимающий или реализующий решения, касающиеся  школьной  общности; равноправный другим  субъектам образовательного процесса – педагогам и своим  родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома);

– « гражданин общества» (юный человек, принимающий или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект  гражданского общества). Каждая из  указанных идентификационных  позиций формируется специфическим образом: – позиция «ученик своих  учителей» формируется в учебном процессе  и школьном дополнительном образовании;

– позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы» получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда – это классные  коллективы, клубы, общешкольные события, детско- взрослое управление, детское самоуправление и т.п.;

– позиция «гражданин общества» формируется во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки  связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участвуя  в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.

Таким образом, мы имеем три  ключевые сферы  гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении:

  • учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности);
  • общественная среда учреждения (сфера клубности);
  • внешкольное социализационное пространство (сфера социальности).

Для инновационного развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс, основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.

Для развития первой сферы – учебный процесс и школьное дополнительное образование – наибольший позитивный эффект могут  принести технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практики школьных музеев- клубов краеведческой , военно-патриотической направленности и туристского-краеведческих  экспедиций.

Развитие второй сферы гражданско-патриотического воспитания – общественной среды школы – наиболее успешно и интенсивно может осуществляться на основе технологий проблемно-ценностных дискуссий, социально-моделирующей игры, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практик детско-взрослых поисковых отрядов, туристско- краеведческих экспедиций, неимитационного детского самоуправления и детско-взрослого соуправления, школьных клубов и  детских общественных объединений ( организаций) с  выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

В развитии  третьей сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении – внешкольного  социализационного пространства – наибольший вклад могут внести  технологии  социально – образовательных проектов, социально-моделирующих игр, молодежной переговорной площадки, детско-взрослого образовательного производства и практики детско-взрослых  поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, центров социального проектирования, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности. Итак, для достижения первого уровня воспитательных результатов особое  значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями ( в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него  носителями положительного социального  знания и повседневного опыта.

– в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на  становление у ребенка нерефлексивной гордости за « свое» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего Казахстана со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами;

– педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью ( модным поветрием современной  западной цивилизации) а как  с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур.

-педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной, дружественной среде  класса и школы, но выводит их в пространство общественного  действия. Только в самостоятельном общественном действии,  действии для людей и на людях, которые не является «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится ( а не просто узнает о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.

Несмотря на то что в гражданском воспитании доминирует социальный аспект, выражающийся в большей степени в правовой сфере, а в патриотическом – социальное начало определяется духовно- нравственной сущностью человека, в последние годы наблюдается  тенденция сближения этих важнейших направлений воспитания именно на основе их ярко  выраженного социального  характера, ибо истинную гражданственность личности  характеризует высокой уровень сформированности у нее патриотизма (служение своему народу на основе любви и верности к Родине), а истинный  патриотизм выражается в глубоком осознании чувства национальной гордости и национального достоинства через призму государственных и общественных интересов, соцальной активности, политической и правовой культуры.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Калмырзаев А.Казахстанский патриотизм, размышления политолога о свободе, демократии и национальных  ценностях в условиях независимости. – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003ж. -286с
  2. Бижанов А., Касенов У., Жусупов С., Дьяченко С., Абдыгалиев Б., Ешанов Д., Мусин О., Карымсаков Е. Казахстанский патриотизм как ведущий фактор консолидации общества  на этапе  становления и развития Республики Казахстан как суверного государства. Алматы, 1996г – 88с
  3. Бижанов А. Казахстанский патриотизмы и решения // Казахстанский патриотизм : Проблемы  становления . – Алматы, 1997.47-56с
  4. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педогогика, №4, 202№-39-44с
  5. Бондаревская Е.В. Ценностые основания личностно – орентированного воспитание // Педагогика, №4 1999. 117-121с
  6. Джилкишиева М.С. Гражданско – патриотической воспитание в контексте новых педагогических тенденций. Учебное пособие. – Тараз: Университет «Аулие – Ата «, 2007.186с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *