Роль учителя в современном обществе


Голобурдина Александра Викторовна
Учитель истории
КГУ « Школа-лицей № 101»

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А. Дистервег

 

Кто он – современный  учитель? Какова его роль в обществе? Над этими вопросами, наверняка, задумывался каждый. Пройдя  свой школьный путь, затем, попав в студенческую среду, а потом и на работе нас окружают люди, всегда готовые прийти на помощь, подсказать правильное решение, дать нужный совет. Многие из нас, нынешних учителей, помнят своих первых наставников, которые научили читать и писать, открыли тайны многих наук, помогли советом на первом педагогическом поприще.  Порой  кажется, что им было проще, порой хочется им подражать, а иногда задумываешься о том, как удавалось им без электронной доски, компьютера  и интернета сделать свои уроки такими интересными и полезными?

Если заглянуть в историю педагогики, то можно убедиться в том, что учитель всегда играл «первую скрипку» в формировании личности подрастающего поколения. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI-V вв. до н.э.). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: “Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?” – обращается к нему ученик. “Обогати ее”, – отвечает учитель. “Но она и так богата. Чем же ее обогатить?” – спрашивает ученик. “Обучи ее!” – восклицает учитель [1].

Следовательно, главная роль учителя – это обучение. Но как сделать так, чтобы знания хорошо усваивались учениками? Современному учителю просто необходимы знания новых технологий, которые помогут ему разнообразить преподавание, сделать уроки интересными, развивать мотивацию у  учащихся. Главная задача школы и учителя – способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения.  Современному педагогу  необходимо владеть формами и методами, выходящими за рамки уроков: проектной и исследовательской деятельностью. И научить этому своих учеников. Ведь в современном мире нужны рабочие, умеющие анализировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи, думающие нестандартно, готовые быстро переключиться на другой вид деятельности. Таковы требования времени: научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Обучая других, учитель учится сам. Как сказал известный педагог К.Д.Ушинский : «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» [2]. Действительно, того требует наш современный мир, учитель не может отставать от прогресса. Ведь учитель- это динамическая фигура, которая влияет на развитие общественного прогресса. Именно учитель воспитывает молодое поколение, он способствует формированию людей, владеющих новыми производственными технологиями. Педагог составляет преемственность между прошлым общества и его будущим через молодое поколение. Своим примером, словом и делом  учитель утверждает радость познания, учит видеть будущее своей страны и всего человечества.

Еще одна из важных ролей учителя –это воспитание в  подрастающем поколении любви к родине, родному языку, традициям и культуре предков. Ведь учитель –  это хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных и интеллектуальных. Учитель формирует духовный мир подрастающего поколения, именно он учит жить по принципам доброты, милосердия, терпимости,  уважения и гуманности по отношению к другим. Конечно же, личный пример учителя – «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» [3]. Поэтому учителю необходимо развивать в себе личностные качества, постоянно самосовершенствоваться: быть в поиске, подходить к любому вопросу творчески, больше спрашивать с себя, соответствовать современным требованиям.

Современный учитель должен выполнять роль психолога, понимать  и уважать личность учащегося, воспринимать его точку зрения, помочь в трудную минуту [4]. Каждый учитель должен поддерживать конструктивные отношения с родителями учащихся, решать вопросы воспитания и всегда получать их поддержку.

Таким образом, роль учителя в современном мире огромна, через личность педагога, его знания и умения, манеру общения и убеждения ребенок отчасти познает мир. И  главная задача учителя:  сделать так, чтобы этот мир воспринимался детьми в соответствии с их  потребностями, способностями и дарованиями.

Список литературы.
1.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.

3.Подласый И.П. Педагогика. .–М., 1999

4.Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». – 1998. № 3.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *