Современные педагогические технологии


Чугай Елена Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Каражарская СШ им.Манжи батыра

Образование –  это  индустрия,

направленная в будущее.

С.П. Капица.

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Просто «знание о знаниях» в обучении больше не достаточно, чтобы преуспеть во все более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в котором мы живем. Поэтому нынешним учителям необходимо развивать у учащихся  личностные способности и эффективное мышление. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе  необходимо использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания [1].

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:

·        отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

·        развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

·        воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. Одной из ведущих современных технологий можно назвать технологию  развития критического мышления [2].

Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся [3].

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Использование этой технологии дает возможность учителю добиваться высоких результатов в обучении, особенно это можно продемонстрировать на уроках русской литературы в старших классах. Материал, который должны изучить учащиеся, довольно большой, современные старшеклассники не очень любят читать большие произведения и часто обращаются за помощью к интернету: читают произведения в сокращении, порой пропуская важные моменты. Чтобы избежать пробелов в знаниях и сэкономить время можно использовать приемы развития критического мышления.

Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихсям[4].

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. На своих уроках литературы я часто применяю прием «Инсерт».

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие [5].

1. Этап – это чтение индивидуальное.

Читая, учащиеся  делают пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая второй раз, учащиеся заполняют таблицу, систематизируя материал.

 

Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (–)
Есть вопросы (?)
 

3.Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.

После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Для анализа изученного материала и характеристики героев можно использовать «Синквейн» .

Правила напи­сания «Синквейна».

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно   существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя       словами.

4.Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы [6].

« Синквейн» является быстрым, но мощным инструментом     рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как
наиболее успешная альтернатива традиционным методам. В современном мире так необходимо общение, поддержка друг друга, желание быть услышанным и умение слушать. И этому поможет внедрение в процесс обучения групповой работы.

Педагогика сотрудничества – эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:
– взаимозависимость членов группы;
– личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и
успехи группы;
– совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
– общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения.

Существуют несколько вариантов данного метода обучения.
1 вариант (обучение в команде)

В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении.

2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила»(«Жигсо»)
Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным
материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы
находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же
вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются
информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов» [7].

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме. Такой прием работы наиболее эффективен при изучении большого по объему материала, например творчество писателя, чтении крупных произведений, таких как «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Петр 1»А.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова и др.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Список  использованной литературы.

1.     Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

2.     Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30

3.     Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5

4.     Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70

5.     Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

6.     Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197

7.     Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *